Особенности использования фреона в кондиционерах: свойства, виды, температура кипения

Что такое температурный глайд

Лучше всего показать на примере хладона R407c. При атмосферном давлении его температура кипения составляет -43.6 °C. При ней он начинает кипеть. Так как он является неазеотропным, то испаряется только один компонент.

По мере испарения состав жидкого хладагента меняется. Соответственно меняются его характеристики. Повышается температура кипения. В один прекрасный момент он перестает переходить в газообразную фазу.

Чтобы R-407c продолжил закипать, его нужно подогреть. Чтобы он дошел до точки росы и выкипел полностью, его надо нагреть до -36.4 °C. Тогда весь хладон перейдет в состояние пара. Разница между первой и второй температурами составляет 7.2 градуса Цельсия. Это и есть температурный глайд. Он выражается в градусах по формуле:

Tg = Tmax – Tmin

  • Tg – Температурный глайд;
  • Tmax – Точка росы при заданном давлении;
  • Tmin – Температура кипения при заданном давлении.

Основные характеристики и особенности

Фреон R22 — это газообразное хладагентное вещество, используемое в системах кондиционирования воздуха, холодильных установках и промышленном охлаждении.

Основные характеристики фреона R22:

  • Температура кипения: -40.8°C
  • Температура критической точки: 96.2°C
  • Давление насыщенных паров: зависит от температуры, но не превышает 70 атмосфер
  • Однократное нарушение правил дозаправки: может привести к разрыву системы и риску для здоровья и жизни людей.

Особенности использования фреона R22:

  1. Дозаправка системы фреоном R22 должна осуществляться только квалифицированными специалистами.
  2. При использовании фреона R22 необходимо соблюдать правила техники безопасности, так как при попадании в организм может вызвать отравление и оказать негативное воздействие на экологию.
  3. Рекомендуется использовать более экологически безопасные альтернативы, так как использование фреона R22 в будущем может быть запрещено.

Качественный хладон от производителя

В России, подписавшей Монреальский протокол, производство озоноразрушающих хладонов прекращено с 2000 года. Производители холодильного оборудования перешли на использование экологически безопасных хладагентов. Отработанные R12 и R22 в охлаждающих агрегатах также заменяются современными хладонами с низкой парниковой активностью.

НПП «РУСХИМПРОМ» представляет широкий ассортимент продукции. Мы предлагаем хладон в розницу и оптом по выгодным ценам с доставкой в любой город России. Среди прочих преимуществ сотрудничества — гарантия качества реализуемой продукции, а также большой опыт работы с крупными компаниями химической промышленности. Мы поставляем продукцию как со склада, так и под заказ. Постоянным клиентам предоставляются выгодные условия. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.

Оформить покупку хладона вы можете, связавшись с нами по телефонам +7 (495) 797-75-98 или +7 (495) 797-75-89. Сотрудники компании ответят на все интересующие вас вопросы, помогут с выбором и предоставят наилучшие условия.

Впервые хладоны стали использоваться в системах пожаротушения на кораблях и военных самолетах во время второй мировой войны в Британии.Для систем пожаротушения самолетов предназначено особое огнегасительное вещество — хладон 114 В2

1 Краткое описание

Чтобы кондиционеры и холодильники слаженно работали, а также сохранялся цикл испарения и конденсации, необходимо поддерживать оптимальный уровень давления во всей системе. В охлаждающих агрегатах могут быть использованы совершенно разные виды фреона, которые отличаются между собой не только химическим составом, но и многими другими характеристиками. Но чаще всего производители применяют следующие типы этого вещества:

  • R22.
  • 134A.
  • 407.
  • R-410A.
  • 404A.

Итоговая температура кипения у всех этих видов имеет разные показатели. Опытные мастера прекрасно знают, что перед заправкой того или иного холодильного аппарата необходимо учесть тип охлаждающей жидкости, которая ранее использовалась в работе.

Универсальный фреон R-410A был разработан ещё в 1991 году, а уже через 5 лет в продаже появились первые кондиционеры, в которых использовалась эта жидкость. Таким образом, производители хотели заменить давно устаревшие газовые смеси, которые содержали опасный для человека хлор. Когда происходила утечка этой жидкости и испарения попадали в атмосферу, то изначально страдал озоновый слой, что только усиливало неблагоприятный парниковый эффект. В то время как современный вид фреона полностью соответствует всем требованиям.

Вопросы использования фреона R-410A

Тестирование азотом

Основной метод поиска больших утечек – закачивание в систему азота под давлением 15-20 Атм. Если негерметичность не проявляет себя характерным шипящим звуком, а стрелка манометра показывает снижение давления, опрыскайте все участки системы водой с жидким мылом (10-20%). В местах утечки вы увидите раздувающиеся мыльные пузыри.

Если негерметичность настолько большая, что вы слышите шипение, воспользуйтесь стетоскопом. Используя только резиновый наконечник фонендоскопа, можно точно локализировать место утечки.

Если самостоятельно утечку так и не удалось найти, обратитесь к кондиционерщикам. В их распоряжении есть течеискатель фреона, который увеличивает шансы на успешный поиск неисправности.

Признаки утечки фреона

Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве

Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом

Основные признаки утечки фреона:

  • Плохое охлаждение помещения.
  • Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
  • Подтеки масла под кранами.
  • Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
  • Появление неприятного запаха при работе кондиционера.

Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.

Заправка и дозаправка кондиционеров

На заводе кондиционеры заправляют хладоном, учитывая длину контура. На каждый его метр приходится 0,15 кг фреона

Кроме того, принимают во внимание мощность компрессора. Если рассматривать усредненные значения, то в каждой сплит-системе находится около 0,5-0,6 кг хладагента

Точное количество указывается на табличке (шильдике), которую легко найти на корпусе оборудования.

Причины уменьшения количества хладона

Естественное, постепенное испарение фреона считается нормой. Точную цифру определить невозможно: ежегодная потеря хладона составляет примерно 5-7%. Этот процесс может значительно ускорить некорректный монтаж установки — некачественное соединение элементов трассы. В этом случае первой задачей становится устранение мест утечки. Есть и другие факторы, приводящие к потере хладагента.

  1. Естественный износ элементов — вальцовки, штуцеров (сервисного клапана без предохранительной заглушки). Причина — некачественные комплектующие, которые используют не слишком добросовестные производители. От брака, допущенного во время установки, данный случай отличить легко. Как правило, с такой проблемой владельцы сталкиваются не сразу, а спустя 3-5 лет после покупки (монтажа) системы.
  2. Случайное динамическое воздействие. Нередкими «вредительницами» становятся упавшие сосульки. Другие варианты реальной угрозы — крупный камень, запущенный в наружный блок кондиционера хулиганом, кирпич, который упал с крыши и т. д. Такое повреждение определить нетрудно, так как на «месте преступления» остаются четкие следы.

Самой «популярной» причиной остается брак, допущенный во время прокладки трассы. Некоторые специалисты вообще утверждают, что добиться полной герметичности при установке сплит-системы в квартире/доме попросту невозможно.

Мобильные конструкции и простые кондиционеры, предназначенные для окон, не требуют дозаправки. Их заполняют хладоном и герметично запаивают на заводе. Исключение для этих агрегатов одно — заправка после ремонта компрессора, либо после замены других элементов.

Проблемы, связанные с дефицитом фреона

Постепенное уменьшение количества хладагента на первых порах не приводит к большим проблемам. Они начинаются со временем, когда фреона в системе остается очень мало. Рабочее вещество выполняет еще одну важную функцию: оно охлаждает компрессор. Когда хладагента не хватает, главному прибору становится трудно работать в разных режимах. Это приводит к перегреву оборудования, а потом компрессор заклинивает.

Нередко владельцы сталкиваются с самой неприятной ситуацией — с выходом компрессора из строя. В таком случае им предстоит ремонт прибора, а он будет стоить половину суммы всего кондиционера. Именно этого последствия стараются избежать своевременной дозаправкой фреона. Принято считать, что в идеале она должна проводиться каждые полтора, максимум два года.

Фреон в домашних условиях

Негативное влияние фреона на человека — тема, которая актуальна для людей, работающих на опасном производстве. В быту создать высокую концентрацию соединения попросту невозможно. Однако обращение с потенциально опасным веществом все же требует аккуратности. Поэтому о возможной утечке, о ремонте и замене фреона лучше узнать хотя бы минимум информации.

Как можно заметить утечку?

Об этом уже говорилось выше. Первый признак — внезапно ухудшившаяся работа агрегата или системы. Если рассматривать только хранилище продуктов, то они начнут размораживаться, а вода будет скапливаться в нижней части холодильника.

В любой конструкции всегда существуют самые уязвимые места. Риск возникновения утечки увеличивается на стыках элементов, на тех участках, где соединяются трубы морозильной и холодильной камеры.

Что делать при обнаружении утечки?

Устранить ее самостоятельно попросту нереально. У мастера-хозяина вряд ли найдется специальное оборудование — вакуумный насос, дозатор и т. д. В этом случае рекомендуют обратиться к специалисту, который подтвердит «диагноз», а затем надежно запаяет появившееся отверстие.

После устранения утечки последует откачка хладагента, замена поврежденной трубки и новая заливка фреона. Последней операцией для мастера станет повторное включение агрегата, и наблюдение за его работой определенное количество времени.

История фреонов и их применения в кондиционерах

В 1902 году талантливый инженер Уиллис Хэвиленд Кэрриер разработал первый в мире кондиционер, предназначавшийся для осушения воздуха в типографии Бруклина. Ровно сто лет назад, в 1910 году, был придуман первый домашний холодильник. Комнатный кондиционер был изобретен в 1929 году, причем из-за опасности испарений хладагента компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу, то есть фактически это была первая сплит-система. Пионером в этой области стала компания Томаса Эдисона, General Electric, которой удалось выпустить свой продукт раньше конкурентов из Carrier.

В качестве хладагента в первых кондиционерах использовался аммиак. Он широко распространен в природе, даже человеческий организм в состоянии синтезировать это вещество. Однако высокие концентрации аммиака опасны для человека, к тому же он горюч. Поскольку найти квалифицированного монтажника тогда было куда сложнее, чем сейчас, да и инструмент у специалистов того времени был не очень совершенным, утечки аммиака и других популярных тогда хладагентов — диоксида серы и хлористого метила — были нередки, что приводило к несчастным случаям. В итоге люди начали бояться домашних холодильников и выставлять их на улицу. Смельчаков же, решившихся поставить дома кондиционер, в конце 20 х годах вообще почти не было.

Незадолго до начала Великой депрессии компании General Motors и DuPont начали разработку безопасного для человека хладагента. В 1928 году Томас Миджли-младший из Frigidaire, дочерней компании General Motors, синтезировал «чудо-вещество», которое получило название «фреон». Некоторые источники относят изобретение фреона к 1931 году, однако это неверно: уже в 1930 году DuPont и General Motors основали фирму Kinetic Chemical Company, основным профилем которой должно было стать как раз производство фреона. Первый патент на хлорфторуглерод, US#1,886,339, был получен Frigidaire 31 декабря 1928 года, а в 1930 году Томас Миджли провел эффектную презентацию нового вещества: он вдыхал полные легкие фреона и выдыхал газ на свечу. Изобретатель оставался жив, а свеча гасла, что демонстрировало нетоксичность и пожарную безопасность нового хладагента.

Неудивительно, что в 1930-х годах начался холодильный и кондиционерный бум. За один только 1935 год в США удалось продать восемь миллионов бытовых фреоновых холодильников, а самих фреонов к этому времени было уже несколько десятков. Новые безопасные для человека хладагенты стали настоящей находкой для зарождающегося сектора промышленности. О вреде для атмосферы тогда почти никто не думал… Впрочем, более чем за 30 лет до обнаружения проблем с озоновым слоем тот же Томас Миджли предположил, что, влияя на озоновый слой, можно управлять климатом. Судьба самого изобретателя, к сожалению, оказалась трагичной. В 1940 году он тяжело заболел и, чтобы вставать и передвигаться без посторонней помощи, вынужден был создать приспособление из веревок и роликов. В 1944 году он трагически погиб, запутавшись в веревках.

Изобретенному им веществу повезло больше. В течение вот уже почти ста лет различные группы галогеналканов, называемые фреонами, работают почти во всех холодильных контурах по всему миру. Конечно, это уже не фреон-11, который когда-то был придуман талантливым химиком, но у всех этих веществ – общие корни.

О том, как менялись фреоны с течением времени и какие ограничения налагаются сейчас на их использование – читайте далее.

Но что делать, если Вы обладаете устаревшей версией кондиционера, в ней нет режима самодиагностики, а Вы сомневаетесь в исправности прибора?

Возможно, Вам кажется, что он уже не так холодит, как раньше?

Давайте разберемся, как самостоятельно можно провести простую диагностику кондиционера, а также проверить наличие фреона в системе без специальных приборов.

 Для начала нужно убедиться, что теплообменники внуреннего и наружного блоков чистые, и ничего не мешает прохождению воздуха через них. Для этого откройте крышку внутреннего блока кондиционера и убедитесь в чистоте сеток фильтров. При необходимости промойте их.Так же осмотрите теплообменник наружного блока и убедитесь, что на нем нет слоя пыли или тополиного пуха, который препятствует нормальному прохождению воздуха.
Осмотрите крыльчатку на наличие пыли. Если состояние Вашего кондиционера близко к тому, что Вы видите на картинках ниже, лучше обратитесь к специалисту. С такими загрязнениями Вы вряд ли сможете справиться сами.

Ваша сплит-система чиста? Отлично! Теперь можно проверять наличие фреона. Для этого нужно запустить кондиционер в режиме охлаждения, установив при этом минимально возможную температуру (16-17°C). Это нужно для того, чтобы компрессор кондиционера гарантированно включился и продолжал работать во время диагностики.Обороты вентилятора лучше сделать максимальными. Теперь кондиционеру нужно дать поработать в таком режиме 10-15 минут.
Далее нам потребуется доступ к сервисным вентилям кондиционера. Они находятся на внешнем блоке кондиционера. В некоторых моделях вентили скрыты за пластиковым кожухом, который нужно снять

Для того, чтобы определить наличие фреона или его отсутствие, нужно обратить внимание именно на эти вентили. При нормальном давлении фреона на работающем кондиционере вентили должны быть покрыты конденсатом

При возможности прикоснитесь к вентилям. Они должны быть влажные и прохладные.Если это так, Ваш кондиционер исправен и давление фреона соответствует норме.Наличие на вентиле изморози или льда свидетельствует о недостатке фреона. В таком случае лучше не использовать кондиционер. Обратитесь к специалистам для поиска утечки и заправки.Сухие вентили могут быть в двух случаях: переизбыток фреона или полное его отсутствие.Прикоснитесь к вентилям. Сухие и прохладные вентили говорят о том, что в системе, скорее всего, переизбыток фреона.Сухой вентиль с температурой окружающей среды при работающем компрессоре указывает на полное отсутствие фреона в системе. Использование кондиционера без фреона грозит выходом из строя компрессора. Выключите кондиционер и вызовите специалиста.

Надеемся, что данная статья была для Вас полезна!Не забывайте, что любую работу всегда лучше доверять профессионалам!Мы всегда готовы Вам помочь!

Недостатки зимней установки

Получается, что установить кондиционер на зиму выгодно, удобно и быстро. Но есть определенные нюансы такого монтажа. Их тоже нужно учесть, чтобы не пришлось все переделывать. Поэтому сначала нужно изучить все плюсы и минусы установки кондиционера зимой.

Основной недостаток в том, что не получится наладить и проверить работу системы. Проверить кондиционер можно только при его работе на охлаждение. А для этого температура воздуха за окном должна быть от +20˚. Если она ниже +15°, компрессор может выйти из строя.

Если требуется установить кондиционер зимой, рекомендуется провести монтаж наружного и внутреннего блоков, протянуть соединительные трубки. А проверку, наладочные работы и пуск системы запланировать на теплое время года.

Проблемы окружающей среды

Использование соединений CFC (хлорфторуглеродов), присутствующих в аэрозолях, хладагентах катализирует реакции разрушение озона, под действием солнечного излучения. Кроме того, присутствие этих соединений в атмосфере способствует парниковому эффекту. Учитывая серьезность этой проблемы, разные страны начали вводить законодательные ограничения на производство и продажу этих веществ. Хладагенты классифицируются по разным свойствам, их делят на группы:

Неорганические:

  • вода;
  • аммиак.

Органические:

углеводороды и их производные.

Вредно для озонового слоя:

  • ГХФУ, Гидрохлорфторуглероды;
  • HFC;
  • HC: углеводороды (алканы и алкены);
  • Смеси, азеотропные или неазеотропные.

Вещества имеют 3 степени безопасности:

  • Группа 1: не горючие, не токсичные.
  • Группа 2: ядовитые, коррозионные или взрывчатые вещества при высокой концентрации (3,5% в смеси с воздухом). Включает в себя аммиак хлористого этила, хлористый метил, диоксид серы, «R-717» в какой-то степени все еще используется по сей день.
  • Группа 3: эти хладагенты легко воспламеняются они взрывоопасны. Из-за их низкой стоимости они применяются нефтехимическими заводами. В эту группу входят бутан, пропан, изобутан, этан, этилен, пропилен и метан.

Эти составы должны работать при давлении выше атмосферного, чтобы избежать опасность взрыва.

Как проверить остаток фреона в сплит-системе

Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:

  • испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
  • по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5—8 °С (если количество фреона соответствует норме);
  • разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.

Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции

Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:

  1. Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.
  2. Синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно — НД), находящийся слева на коллекторе, подключите к сервисному порту газовой магистрали, как сделано выше на фото. Она отличается большим диаметром.
  3. Включите сплит-систему на охлаждение при максимальном режиме работы вентилятора. Откройте левый кран манометрической станции.
  4. Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата хорошо слышится из внешнего блока.
  5. Узнайте температуру кипения вашей марки фреона при измеренном давлении, ориентируясь по таблице.
  6. С помощью термометра измерьте реальный нагрев газовой трубки на всасывающей стороне. Рассчитайте разницу между этой температурой и табличным значением точки кипения.
  7. Переходите к анализу результата.

С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору

Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.

Признаки нехватки фреона в сплит-системе

Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре сплит-системе. Что происходит в кондиционере:

  1. Жидкость закипает в первой секции испарителя и переходит в газообразное состояние. Пар, пройдя сквозь трубки теплообменника и участок магистрали до компрессора, успевает сильно нагреться.
  2. Постоянно всасывая горячий газ, компрессорный агрегат плохо охлаждается и начинает перегреваться, сокращается ресурс механизма.
  3. Производительность по холоду заметно снижается. 1 кг хладона в среднем способен поглотить и перенести 50 Вт теплоты – чем меньше расход фреона в элементах контура, тем слабее охлаждается воздух.

При утечке хладона на стыках появляются следы масла, не заметные на первый взгляд

Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:

  • по команде датчиков сплит-система часто отключается и показывает ошибку;
  • компрессор долго работает в максимальном режиме;
  • трубки и сервисные порты покрываются инеем, в запущенных случаях на ребрах испарителя нарастает снежная «шуба».

Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.

Переизбыток и другие неполадки в сплит-системе

Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.

Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.

Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:

  • засорена капиллярная трубка дроссельного клапана;
  • неполадки компрессора или осушителя;
  • неисправен четырехходовой соленоидный клапан, обращающий цикл в другую сторону (режимы охлаждение / обогрев).

Диагностику и устранение неполадок автокондиционера лучше доверить мастеру станции техобслуживания

Указанные проблемы решаются одним способом – вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.

Проверка на снег

Если в кондиционере мало фреона, он начинает работать на пределе возможностей. Происходит следующее:

  1. Хладагента недостаточно, чтобы охладить или обогреть помещение;
  2. Компрессор начинает работать с большей скоростью, чаще включаться;
  3. Фреон быстро циркулирует по системе;
  4. В теплообменнике он слишком сильно охлаждается;
  5. На решетке образуется снег, иней, лед;
  6. Наледь мешает охлаждению воздуха, что дополнительно снижает эффективность.

Для того чтобы на решетке испарителя или конденсатора образовался лед, должно пройти некоторое время. Включите кондиционер на полчаса. После этого проверьте, есть ли иней на решетках испарителя или конденсатора.

Снег во внутреннем блоке кондиционера.

При работе на холод, недостаток фреона в кондиционере вызывает обледенение испарителя во внутреннем блоке. Проверить это просто:

  • Откройте переднюю крышку внутреннего блока, потянув за фиксаторы по бокам;
  • Снимите фильтры-сеточки;
  • Осмотрите радиатор испарителя.

Когда кондиционер работает на тепло, лед будет образовываться на конденсаторе. Он находится в задней части внешнего блока. В сплит-системе посмотреть на него можно как с передней стороны блока, так и с задней. В остальных типах кондиционеров он может быть расположен по-разному.

Замерзший конденсатор во внешнем блоке центрального кондиционера для частного дома.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий