Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении в действующей редакции

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

–>

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителяПравовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведениеПостановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды

ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы  по горячему водоснабжению из открытых системФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведениюФЗ,  о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабженияКомментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациямиПостановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча водыФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектовПравительство РФ
Передача полномочий по водоснабжениюФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;

Так выглядит договор

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

Схема рассмотрения разногласий

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности, а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций, основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 416-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

8 декабря 2020

Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

Статья 1

Статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220, 4262; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 28; 2018, N 32, ст. 5114; N 53, ст. 8422; 2019, N 31, ст. 4453; N 51, ст. 7492; N 52, ст. 7768, 7771; 2020, N 29, ст. 4504) дополнить подпунктом 7.10 следующего содержания:

«7.10) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;».

Статья 2

Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2260; N 30, ст. 3604; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594, 4605; N 49, ст. 7015; 2013, N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4080; 2014, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, 86; 2016, N 1, ст. 22; N 27, ст. 4301; 2017, N 31, ст. 4740; 2018, N 32, ст. 5114, 5133, 5135; N 53, ст. 8422; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442, 4453; N 51, ст. 7492; 2020, N 29, ст. 4504; N 31, ст. 5013, 5023) после слов «в границах водоохранных зон на территориях портов,» дополнить словами «проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос,».

Статья 3

Статью 6.5 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2380; 2013, N 43, ст. 5452; 2019, N 31, ст. 4453) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Допускается хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.».

Статья 4

Внести в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29, ст. 3418; 2011, N 29, ст. 4281; N 50, ст. 7359; 2013, N 43, ст. 5452; 2014, N 26, ст. 3387; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4370; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5135; N 53, ст. 8464; 2019, N 31, ст. 4453) следующие изменения:

1) пункт 6 части 15 изложить в следующей редакции:

«6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;»;

2) дополнить частью 16.3 следующего содержания:

«16.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

8 декабря 2020 года

№ 416-ФЗ

Основные положения

Нормативно-правовой акт призван подтвердить правительственную политику в отношении водообеспечения населения и сохранения экологического баланса при приеме стоков. Основные понятия, раскрываемые в законе:

  • охрана здоровья россиян благодаря защите качества подаваемой влаги;
  • повышение экономической и энергетической эффективности водопроводных и канализационных сетей;
  • качественная очистка стоков;
  • разработка новых технологических решений и внедрение современных устройств;
  • доступность получения и отвода жидкостей.

Закон регламентирует формы и способы управления системами водоснабжения и водоотведения, а также отношения между поставщиками и потребителями.

Документ подтверждает гарантии государства населению. К ним относится:

  • обеспечение потребителей холодной и горячей водой, возможностью отвода фекальных стоков;
  • доступность водоподающих ресурсов для всех граждан;
  • наладка эффективной работы центральной сети, поставляющей горячую и холодную воду, а также сточных систем;
  • привлечение инвестиций в отрасль;
  • прозрачность работы организаций, занимающихся поставками и отводом воды.

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.

  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Последние изменения закона о водоснабжении

Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.

Поправки коснулись следующих статей закона:

  • Часть 10 статьи 41.1;
  • Часть 19 статьи 41.1;
  • Часть 2 статьи 41.2;
  • Часть 5 статья 41.2.

Статья 41.1

Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.

Статья 41.2

В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.

В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально. Процесс подключения рассчитывается отдельно.

На стоимость влияют следующие факторы:

  • Расстояние до точки подключения;
  • Определение нагрузки на систему водоснабжения.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 20

В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая:

  • Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
  • Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
  • Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
  • Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21

В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились. 

Полный текст закона в последней редакции по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Обзор документа

Уточнен порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

Как и прежде, применяются основания, установленные статьей 51 ЖК РФ для случаев предоставления жилья по договорам соцнайма. При этом теперь речь идет в том числе о военнослужащих, которые обеспечены в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жильем либо денежными средствами на его приобретение или строительство до поступления на военную службу по контракту либо после его заключения.

Кроме того, при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях должны учитываться нормы ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, а также совершенные сделки, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования к реализации водоснабжения

Закон №416 от 2011 года в статье 7 отражает общие правила, применяемые относительно функционирования всей системы. Основным среди них выступает реализация обязанностей профессионального типа органами, функционирующими в водопроводной системе, что происходит только в соответствии с положениями законодательства.

Установлена необходимость заключения соглашений с гражданами и организациями, которые пользуются системой снабжения воды. Если на практике производится поставка воды без регистрации специальных актов, то это выступает нарушением закона, потому что за использование ресурса граждане должны платить.

В таблице отражены пределы ответственности:

Санкция

Гражданин и ИПДолжностное лицо

Организация

Штраф (в рублях)

1000 — 15002000-300020000-30000

На организации, поставляющие рассматриваемый ресурс, возлагается обязанность по ведению перечня абонентов. Данное действие направлено на то, чтобы своевременно взимать плату и проводить мероприятия контрольной направленности.

Требования к абонентам

В 2024 году граждане, которые используют систему водоснабжения, несут определенный перечень обязательств.

Обязанности заключаются в следующем:

  1. своевременное внесение оплаты за использование рассматриваемого ресурса;
  2. оплата установки оборудования для потребления воды;
  3. обеспечение доступа сотрудников ресурсоснабжающих организаций в помещение для проведения проверочных мероприятий системы.

Если обязанности не исполняются в надлежащем виде, к гражданину может применяться ответственность. К примеру, когда не вносится оплата в установленные сроки, используется штрафная санкция. Расчет пени меняется в зависимости от того, в течение какого периода существовал долг.

Обеспечение качества воды

Положения главы 4 Федерального закона №416 от 2011 года указывают на параметры, используемые для обеспечения качества снабжения и потребления ресурса. Они заключаются в том, что управляющие организации несут обязанность по поставке продуктов, которые строго соответствуют установленным стандартам.

В качестве источников воды могут использоваться только те скважины, которые являются согласованными. В ресурсе не должно прослеживаться примесей свыше нормативов. Обязанность по обеспечению контролирующей функции за производством и снабжением ресурса, возложена на органы государственной и муниципальной власти.

Повышенные требования установлены для горячего водоснабжения. Они заключаются в том, что должна поддерживаться определенная температура. Если данный показатель выходит за установленные рамки, к организации, поставляющей ресурс применяется ответственность.

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:

    № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома;

  3. № 644 от 29.07.2013 – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков;
  4. № 645 от 29.07.2013 – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  5. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
  6. Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  7. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
  8. № 223-ФЗ от 18.07.2011 – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.

Контракты, заключённые в соответствии с законами 44-ФЗ или 223-ФЗ, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке, путём внесения информации о них в соответствующие реестры.

ФЗ о водоснабжении

Федеральный законодательный акт направлен на урегулирование вопросов, возникающих касательно водоснабжения и водоотведения.

  • Обозначены требования, применяемые к качеству воды, а также ее безопасности.
  • Описываются требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты юридическими лицами и предприятиями, которые осуществляют водоотведение.
  • Регулирует отношения в сфере горячего водоснабжения. Исключение составляет параметр соблюдения качества и безопасности горячей воды. Сюда же относится и работа по оказанию коммунальных услуг, по горячему и холодному водоснабжению.

Указанные моменты регулируются не только Федеральным законом № 416, но и иными нормативными актами Российской Федерации.

Что за закон

Какие понятия закреплены в данном законодательстве? В первую очередь в нем содержится расшифровка термина «водоснабжение». Это проведение работ по подготовке и предоставлению питьевой или технической воды. Делается это для граждан, проживающих на территории РФ. При этом, гражданство указанных лиц не имеет значения.

Другое определение, описываемое в законодательстве — это абонент. Данным понятием обозначается лицо, заключившее договор на предоставление воды и являющееся потребителем.

Водоотведение или по-другому процедура обработки. Это обозначает обеспечение качества для технической или питьевой жидкости. Данная процедура регулируется на законодательном уровне и относится в достаточно сложным и важным.

Что регулирует

  • Отношения в сфере снабжения и отведения воды;
  • Забор жидкости из водного объекта, а также сброс сточных вод;
  • Соблюдение качества и безопасности питьевой жидкости, предоставляемой абонентам по централизованным и нецентрализованным системам;
  • Предъявление установленных требований к составу и свойствам сточных вод. Данные моменты также регулируются водным законодательством;
  • Работа с горячим водоснабжением, осуществляемым через открытые системы. Дополнительный нормативный акт — ФЗ «О теплоснабжении»;
  • Вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг по обеспечению горячей и холодной водой;
  • Процедура снабжения водой объектов обороны.

Основные положения

Федерального закона

  1. Полномочия Правительства России, Федеральных органов, местного самоуправления в сфере снабжения и отведения воды;
  2. Процедура и порядок обеспечения горячей, холодной водой и ее отведения;
  3. Правила обеспечения качества питьевой и горячей жидкости;
  4. Осуществление охраны окружающей среды;

Регулирование процедуры сброса сточных вод;

  1. Правила регулирования тарифов в данной сфере;
  2. Организация и разведение централизованных систем;

Особенности передачи прав на пользование или владение централизованными системами;

  1. Заключительные моменты.

Основные правила составления

и правила заключения договора на водоснабжение и водоотведение Этот параграф обязует абонента предоставить доступ к водопроводным сетям, узлам учета и местам отбора проб лицам, прописанным в данном пункте. Оговариваются санкции, которые могут применяться при отказе в доступе. Это обязательный пункт, где подробно описывается услуга, которую оказывает поставщик. В данном разделе определяется, какую воду поставляет организация:

Заказчик может самостоятельно взять пробы поставляемой воды и провести ее анализ. В случае несоответствия качественных показателей водоснабжающей организации предъявляются требования для устранения нарушений в срок, зафиксированный в данном параграфе.

§ Фз Водоснабжение и Водоотведение с Изменениями Правовая база

🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже

Составить иск → Куда подавать заявление → Закон об алиментах → Как защитить свои права → Как взыскать алименты → Отстоять права ребенка → Скачать образец иска

Суть 416 ФЗ

Федеральный закон «О водоотведении и водоснабжении» был принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Закон регулирует правоотношения в области водоотведения и водоснабжения и контролирует качество поставляемой воды.

Краткое содержание ФЗ 416 «О водоотведении и водоснабжении»:

  • Глава 1 — описывает общие положения;
  • Глава 2 — перечисляет полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти и федеральной власти и органов местного самоуправления в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 3 — описывает порядок подачи холодного/горячего водоснабжения и организации водоотведения;
  • Глава 4 — Контролирует качество горячей и питьевой воды, и обеспечивает безопасность жителей РФ в многоквартирных домах и частных жилищных строениях с центральной системой водоснабжения и водоотведения;
  • Глава 5 — Обеспечивает охрану окружающей среды в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 6 — Регулирует тарифы в области водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 7 — Описывает организацию планирования и развития центральных систем водоотведения и водоснабжения;
  • Глава 8 — Описывает заключительные положения.

Последние изменения Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробнее об этом в статье:

Основные положения закона о водоснабжении и водоотведении

Ниже перечислены статьи, в которых содержатся основные положения закона и их краткое описание:

Ст 1

Предмет регулирования настоящего ФЗ — отношения в области водоотведения и водоснабжения. Дополнительные предметы регулирования:

  • Забор воды и сброс вод в канализацию;
  • Обязательные требования к безопасности и качеству поставляемой воды;
  • Отношения в области горячего водоснабжения;
  • Особенности подачи водоснабжения оборонных объектов. Регламент по подаче воды в эти зоны устанавливается исключительно Правительством Российской Федерации.

Статья 7

Описывает основные правила при подаче горячего/холодного водоснабжения. Подача воды и ее водоотведение осуществляется на основании ранее заключенного договора. При использовании водоснабжения из нецентрализованной системы, оформляется соглашение с лицами, которые эксплуатируют подобные системы.

Статья 23

Ст 23 описывает методы контроля качества питьевой воды. Организация, которая занимается подачей холодной/горячей воды, обязана предоставлять пользователям воду, соответствующую требованиям. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны сделать все для того, чтобы помочь организовать подачу качественной питьевой воды. Если вода подается в жилищные помещения посредством централизованной системы водоснабжения, а норматив качества воды не превышает допустимой ошибки при определении специальным устройством, эта вода считается пригодной для использования.

Компания, которая занимается предоставлением водоснабжения, в случае получения технического задания должна в течение 90 дней разработать план действия для достижения качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. План действий должен быть предварительно включен в инвестиционную программу.

Статья 32

В ст 32 описываются методы и способы контроля тарифов при оказании услуги организацией по водоснабжению и водоотведению. Один из главных методов определения считается путем экономически обоснованных доходов. Дополнительно рассчитываются расходы, необходимые для участия в производственных и инвестиционных программах.

Статья 40

Ст 40 описывает методы составления инвестиционных программ. Для разработки инвестиционной программы потребуется специальное техническое задание, которое утверждается органом местного самоуправления.

Что регламентирует ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Нормативный акт Государственная дума приняла еще в 2011 году. Но федеральный закон является действующим и по нынешний день. В него, для соответствия современным реалиям, вносятся поправки и изменения. Документ регламентирует все взаимоотношения в сфере подачи питьевой воды и отвода канализационных стоков.

Основные моменты, которые подлежат законодательному регулированию:

  • Качество и безопасность влаги, поставляемой потребителям с помощью сетей холодного и горячего водоснабжения, включая подачу воды по открытой схеме из источников теплоснабжения. Это необходимо для создания благоприятной санитарно-эпидемической обстановки на территории страны.
  • Безопасность хозфекальных и промышленных стоков, которые сливают в водные объекты.
  • Правила поставки горячей воды и обеспечение ее качества.
  • Коммерческий учет питьевой влаги и стоков, то есть определение объемов поставленной и полученной за определенное время воды с использованием счетчиков или расчетным методом.

Под качеством и безопасностью подразумевается комплекс характеристик воды, включающий физико-химические, биологические, органолептические показатели, в том числе температурные свойства.

Тарифы по закону

Федеральный закон №480 от 2023 года «О внесении изменений…» внес коррективы в рассматриваемый акт. В частности, нововведения коснулись тарифов, при использовании которых определяется величина оплаты за использование водоснабжения и водоотведения.

Средства взимаются за:

  • подключение системы водоснабжения к централизованным станциям;
  • поставку воды;
  • подвоз ресурса
  • транспортировку;
  • распределение;
  • отведение.

Калькулятор расчета в Федеральном законе №416 от 2011 года не представлен. Тарифы подлежат регулированию со стороны законодательных органов. Применяются отдельные значения для оплаты холодного и горячего водоснабжения, технической воды.

В данной сфере действует специально уполномоченный орган исполнительной власти, который контролирует применяемые тарифы. Сотрудники ведомства занимаются проверкой соответствия установленных цен на использование воды и решают вопросы о сокращении или повышении действующих тарифов.

Таким образом, процесс снабжения населения водными ресурсами урегулирован на уровне законодательства. Основным законом в данном направлении является Федеральный закон №416 от 2011 года.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителяПравовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоковВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведениеПостановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой водыФЗ-52 «О санитарном благополучии населения» ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых системФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведениюФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабженияКомментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациямиПостановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»
Подземная добыча водыФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектовПравительство РФ
Передача полномочий по водоснабжениюФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;


Так выглядит договор

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

Схема рассмотрения разногласий

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности, а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций, основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий