Самостоятельное изготовление складывающихся ворот: инструкция

Выбор материалов

При создании складных ворот своими руками, правильный выбор материалов играет важную роль в обеспечении прочности и долговечности конструкции. Вот некоторые варианты материалов, которые можно использовать:

  • Металлический профиль: Одним из наиболее популярных материалов для складных ворот является металл. Металлический профиль обладает высокой прочностью и стабильностью, что делает его отличным выбором для ворот. Список популярных металлических профилей включает в себя сталь, алюминий и оцинкованную сталь.
  • Деревянные доски: Дерево – классический материал для ворот. Оно придает воротам натуральную и уютную атмосферу. Деревянные доски могут быть использованы как вариант полного панелирования, так и в сочетании с другими материалами, например, металлом.
  • Пластиковые панели: Пластик – легкий и долговечный материал, который отлично подходит для создания складных ворот. Он имеет широкий выбор цветов и текстур, что позволяет выбрать подходящий стиль для каждого дизайна.

При выборе материала для складных ворот важно учитывать его прочность, долговечность, устойчивость к погодным условиям и внешний вид. Также следует учесть легкость его обработки и установки

Преимущества и недостатки гаражных откидных ворот

Чтобы понять разницу в пользовании подъемными — откидными системами и старой распашной конструкцией, необходимо хотя бы пару раз испробовать их на практике, для знающего человека разница видима невооруженным глазом:

  • Откидная система ворот позволяет при выезде из гаража избежать образования «слепой» зоны. В подъемных системах нет створок, закрывающих обзор, из-за чего в гаражных кооперативах ежегодно бьются десятки машин;
  • Отсутствие распашных створок при открытии дверей увеличивает пространство для маневра перед воротами, нет необходимости ставить машину за пару метров от дверного проема, чтобы иметь возможность открыть- закрыть гараж.

К сведению!
Зачастую водители решают поменять обычные ворота на откидные только по одной причине: в сильный ветер есть шанс получить удар створкой по кузову автомобиля в момент выезда.

Создание фундамента: выбор типа и укрепление

Перед тем, как приступить к созданию ворот гармошка, важно правильно подготовить фундамент, который будет обеспечивать прочность и устойчивость конструкции. Ниже представлена подробная инструкция по выбору типа фундамента и его укреплению

1. Типы фундамента. В зависимости от условий участка и требований к конструкции, можно выбрать один из следующих типов фундамента:

  • Ленточный фундамент. Подходит для небольших и средних по размеру ворот. Требует более глубокого заложения и усиления в местах крепления гармошек.
  • Свайный фундамент. Используется при наличии прочного грунта и необходимости устойчивости конструкции в условиях высокой влажности.
  • Плитный фундамент. Рекомендуется для больших и тяжелых ворот. Обеспечивает равномерное распределение нагрузки и устойчивость конструкции.

2. Укрепление фундамента. Для обеспечения долговечности и устойчивости фундамента необходимо выполнить следующие действия:

Очистите и выровняйте участок под фундамент.
Залейте подготовленную яму бетоном и установите арматурные стержни, чтобы обеспечить дополнительную прочность.
При укладке арматуры оставьте отверстия для последующего крепления гармошек.
Дайте бетону высохнуть и отвернитесь внимание, чтобы избежать повреждений.

3. Обработка фундамента. После окончания работ по укреплению фундамента необходимо провести его обработку, чтобы предотвратить его разрушение под воздействием влаги и других негативных факторов:

  • Покройте фундамент слоем гидроизоляции, чтобы защитить его от проникновения влаги.
  • После этого возможно окрасить фундамент, чтобы придать ему эстетический вид и защитить от воздействия атмосферных условий.

Следуя этой подробной инструкции по созданию фундамента для ворот гармошка, вы обеспечите прочность, устойчивость и долговечность вашей въездной конструкции.

Материалы и инструменты

Чтобы работы по изготовлению ворот-гармошек велись быстро и упорядочено, следует сразу запастись всеми материалами и инструментами, чтобы в самый неподходящий момент не оказалось, что чего-то не хватает.

Для установки ворот-гармошек рекомендуется подготовить следующие материалы:

  1. Для устройства стоек необходимы две металлические П-образные металлические балки (швеллер).
  2. Чтобы обеспечить перемещение створки по направляющему уголку нужны металлические ролики с подшипниками.
  3. Ширина уголка или швеллера по размеру должна быть согласована роликом, так как из одной из этих заготовок необходимо будет сделать направляющую.
  4. Для облицовки используется профнастил или железо, лучше оцинкованное.
  5. В качестве утеплителя используется минвата или пенопласт.
  6. Металлическая труба, которая будет использована для изготовления каркаса. Оптимальный диаметр 25 мм.

Швеллер.

Ролики.

Инструменты, которые понадобятся в процессе производства работ:

  1. Уровень или отвес, а также рулетка. Нужны для проведения замеров и контроля.
  2. Сварные работы можно проводить сварочным аппаратом в 220V.
  3. Дрель и шуруповерт. Необходимы для крепежа в процессе работ.
  4. Болгарка. Понадобится чтобы нарезать металл и зачищать швы сварки.

Все инструменты и материалы доступны, и большинство из них найдется в наличии у каждого хозяина.

Установка ролика на складную створку

Направляющей для ролика будет служить уголок. Его привариваем к балке над воротами. Чтобы закрепить ролик к складной створке необходимо к ее каркасу с края, где она не прикреплена навесом к стойке, приварить пластину. К ней приваривается металлический закаленный штырь.

На одном конце он должен быть согнут под кутом в девяносто градусов, диаметр его должен соответствовать диаметру отверстия в ролике. Загнутый конец вставляется в ролик и закрепляется с обеих сторон шайбами и шплинтами или обычными гайками. Шплинты вставляются в заранее заготовленные отверстия в штыре.

Перед тем, как окончательно приварить пластину со штырем, складные ворота необходимо выставить так, чтобы не было зазоров внизу и вверху проема.

Размеры изделий

Схематическое отображение размеров воротных створок и необходимого для них материала

В идеале, ворота следует строить вместе с забором. Но бывают случаи, когда появляется необходимость расширить проезд, или вышли из строя старые изделия, тогда следует перед изготовлением новых конструкций произвести расчет предельно точно.

И желательно, чтобы стилистическое решение полностью импонировало забору. Если, например, забор из кирпича, то для столбов ворот такого забора обязательно придется применять кирпич. Если забор садового участка невысокий и сделан из досок, то вариант декоративных высоких кованых ворот такому забору вряд ли будет гармонировать.

При проведении замеров и расчете материала следует учитывать покрытие подъездных путей. Если на территории въезда находится асфальт, бетон или плитка, то достаточно оставлять просвет 5 см. А когда садовая дорога заросла травой, то в таком случае лучше оставлять просвет 10 см для беспрепятственного открывания створок.

Также желательно предусматривать зазор между створками, чтобы нивелировать небольшое смещение столбов от времени.

Виды конструкций

Казалось бы, чего проще: выбрать стандартные ворота под свой проем – и не иметь дополнительной головной боли. Но народные умельцы, доказывая себе и миру, что они не лыком шиты, продолжают искать новые пути экономии и применения собственных творческих сил и технических навыков.

Самые простые из них – классические распашные модели
. Состоят они обычно из двух створок, в одну из которых устанавливается входная дверь. Как правило, распашные ворота очень массивны и занимают достаточно много места. Так как на их распахивание требуется довольно большая амплитуда. Они устанавливаются на металлическую раму, к которой крепятся прочными навесами. Такие ворота требуют повышенного внимания: контроль смазки навесных механизмов. Из-за недостаточного ухода за распашными воротами иногда можно обнаружить их провисание.

Секционные ворота
для гаража представляют собой несколько металлических подвижных полотен, соединенных между собой петлями. Края каждой части оснащены специальными роликами, которые движутся по специальным направляющим, установленным в проеме ворот. Они уходят под потолок, благодаря чему секционные ворота плавно уходят вверх, экономя при этом место в помещении.

Существует удобная вариация этого вида, когда ворота отъезжают в сторону.

Складные гаражные конструкции
также состоят из вертикальных секций. Но чаще представляют собой распашные ворота, складывающиеся по бокам гармошкой. Могут быть установлены в проем любой ширины (от этого будет зависеть количество секций – полотен).

Их можно установить таким образом, что они будут складываться как внутрь, так и наружу – в зависимости от размеров помещения и необходимости его экономить. Основная нагрузка ложится на стены и потолок, таким образом, пространство остается свободным и незадействованным.

Одной из самых распространенных и легких в устройстве разновидностей гаражных ворот являются подъемные конструкции
. Как и прочие, они могут быть автоматическими, но также имеют собственный уникальный механизм на рычагах.

Механическая модель подъемных ворот открывается и закрывается легким движением руки
, а установив дополнительную планку с моторчиком, можно получить отличные автоматические ворота на пульте дистанционного управления.

Пошаговая инструкция изготовления

  1. Коробка, устанавливаемая в проёме — основной силовой элемент ворот. На неё приходится основная нагрузка всей системы гаражных ворот. Коробка делается из деревянного бруса 100*50 мм или толстого металлического уголка. Ширина полки уголка должна быть шире в 1,5 раза толщины створки, то есть, если толщина створки 40 мм то уголок берём с полками не менее 60 мм. Детали коробки устанавливаются буквой П, два по бокам проёма, один сверху. Если используем дерево то крепим саморезами 100 мм в предварительно подготовленные деревянные закладные. В случае использования уголка крепёж производим на анкерные болты, впрочем, они отлично подойдут и для первого случая.
  2. Приступим к сборке рамы для створки ворот. Профильную трубу нарезаем по размерам согласно вашему чертежу. Раскладываем элементы рамы на ровной горизонтальной поверхности и проверив прямые углы угольником прихватываем места стыков. Перед полной проваркой стыков необходимо проверить длину диагоналей рамы отрезком шнура или рулеткой. При необходимости можно подкорректировать изделие и приступить к полной проварке стыков. Привариваем косынки по углам рамы, как показано в чертеже, для усиления жёсткости конструкции.

    Сварка стыков элементов рамы

  3. Зачищаем сварные швы от заусенцев и всю раму от ржавчины болгаркой.

  4. Покрываем раму антикоррозионной грунтовкой и красим алкидной эмалью в 2 слоя с промежуточной сушкой.
  5. Привариваем к верхним углам в торец, кронштейны с роликами.
  6. Кладём на раму и прикручиваем профильный лист саморезами со сверлом и резиновой шайбой с шагом 15–20 см. Крепим ручку открывания створки на болты М8-М10. Эту операцию можно делать в конце работ по установке, что значительно сокращает физические нагрузки на работников при проверке работы механизмов.
  7. На потолке крепим направляющие для роликов. Проверяем их параллельность и перпендикулярность проёму.
  8. Временно устанавливаем створку в проём для отметки места крепления рычажно-пружинного механизма. Снимаем створку и крепим рычаги по отметкам к её торцам саморезами.

    Проверка правильности работы ворот

  9. Устанавливаем створку и проверяем работу ворот. Если всё в норме — ворота легко открываются и закрываются, то снимаем створку и крепим рычаги на болтовые соединения.

    Монтирование створки ворот

  10. Установка и регулировка пружин на свои местах и проверка функциональности.
  11. Приклеивание резинового уплотнителя по периметру рамы для герметизации зазоров.
  12. Установка дверного замка.

Как и чем утеплить

Классические утеплители, используемые для этих целей — минераловатные и пенополистирольные плиты. Пенопласт выгодно отличается от минеральной плиты тем, что со временем не даёт усадку. Утеплять створку будем пенопластом толщиной 40 мм и плотностью 20. Сначала пенопласт вставляем без крепления в створку, чтобы отрезать все нужные подрезки по размеру. Листы пенопласта приклеиваются к профильному листу с внутренней стороны между лонжеронов на «жидкие гвозди». Далее прикручиваем внутреннюю плоскость створки листом оцинкованной жести саморезами со сверлом.

Утепление створки ворот пенопластом

Эксплуатация

Для удобства пользования гаражными воротами можно установить к имеющейся системе открывания электропривод с блоком управления, работающим от команд, поступающих с пульта дистанционного управления. Приобретая привод, убедитесь что он подходит к вашему типу ворот.

Зимой резиновые уплотнители необходимо периодически смазывать силиконовой смазкой, во избежание примерзания створки и повреждения уплотнителя при открытии ворот

Также периодически уделяйте внимание смазке рычажной системы и опорных роликов

Видео: подъёмно-поворотная конструкция

Система подъёмных гаражных ворот несложная в реализации своими силами, поэтому почти любой автовладелец, обладающий навыками сварки и работы с металлом способен это сделать, главное, быть внимательнее с установкой таких критически важных элементов, как направляющие. С начала работ до полной установки ворот можно управиться за 2 дня если позвать в помощники друзей или знакомых.

Изготовление панелей и сбор каркаса

Главное условие работоспособности ворот-гармошек – элементы полотна абсолютно одинакового размера. Поэтому необходимо правильно рассчитывать их габариты. Для этого можно разделить ширину проема на несколько равных частей, при этом менее 10 сантиметров делать ширину панели не рекомендуется.

Когда количество и ширина панелей определены, самое время приступать к работам:

  1. Металлическая трубка нарезается болгаркой на части, которые соответствуют ширине и длине панели.
  2. На ровной поверхности варится каркас ворот с использованием поперечных перемычек для придания ему жесткости.
  3. Чтобы ворота плотно закрывались, к трубе последней нижней панели следует приварить специальный штырь, который при закрытии будет цепляться за отверстие в полу, а на крайнюю верхнюю трубу панели и на опорный стол приварить скобы, чтобы при эксплуатации можно было вешать замок.
  4. Элементы полотна между собой скрепляются навесами по 2 штуки с каждой стороны.
  5. На панель створки устанавливается ролик. Для этого к каркасу элементов полотна приваривается металлическая пластина с заранее прикрепленным при помощи сварки металлическим штырем, загнутым под прямым углом. Диаметр штыря должен соответствовать диаметру отверстия, находящегося в ролике. Загнутый конец штыря вставляется в отверстие ролика и крепится при помощи шайбы.

Далее необходимо зашить панели профнастилом или оцинкованным железом. Щели, которые образуются между элементами полотна, где идет скрепление , закрываются мягкой резиной или плотным брезентовым материалом. Если ворота устанавливаются в гараже или для дачи, то их обязательно надо утеплить при помощи пенопласта или минваты, зашив утеплитель сверху облицовочным материалом, например, фанерой или ДСП.

Характеристики и принцип работы устройства

Конструкции ворот, которые могут складываться, как гармошка, отличаются простотой. Если понять основной принцип работы, то сделать их несложно. Механическое движение створки осуществляется по направляющим, расположенным снизу. Часто сооружение оснащают дополнительным верхним профилем. Перемещаются створки при помощи встроенного ролика.

Сама дверь состоит из полотен, соединенных с помощью эластичного материала, благодаря которому створки можно легко открывать и закрывать. Помимо уплотнителей, детали соединяются между собой специальными навесами.

В зависимости от расположения направляющих элементов, сооружения могут быть вертикальными и горизонтальными. Подъем откидной на гараж немного дешевле, чем раздвижные ворота, но популярнее все же последние. Реже всего применяется тип конструкции, в которой дверцы складываются в стороны, так как они уменьшают ширину въезда

Достоинства

Помимо экономии места в помещении, складные ворота гармошка обладают другими важными достоинствами. Главные из них:

  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к влаге;
  • надежность конструкции (благодаря металлическому профилю);
  • наличие разных видов установки: с внешней и внутренней стороны проема;
  • легкость в изготовлении;
  • неприхотливость в эксплуатации;
  • устойчивость к сильному ветру;
  • равномерное распределение веса на всю конструкцию;
  • обеспечение хорошей тепло- и звукоизоляции;
  • возможность использования для перекрытия проемов разной ширины.

Недостатки

Минусы у конструкции тоже имеются. В связи с тем, что к ней походят не все замки, подобрать нужные варианты охраны от незаконного проникновения очень сложно. Кроме этого, во время ежедневной эксплуатации уплотнитель между панелями быстро изнашивается, поэтому его приходится часто менять. В северных регионах, где дороги завалены снегом, вертикальные двери устанавливать не рекомендуется, потому что из-за наличия снежного покрова они трудно открываются.

Разновидности ворот

На фото ворот в гараж, сделанных своими руками видно, что существует несколько различимых видов.

Они отличаются не только внешне, но и типом работы.

Классические:

  • Представляют собой обычные ворота из двух или одной створки.
  • Иногда в одной из створок дополнительно вырезается маленькая дверь.
  • Это необходимо на тот случай, если не нужно выезжать из гаража на машине, но внутрь попасть нужно.
  • Такая маленькая дверь в створке позволит не открывать всю конструкцию.

Раздвижные:

  • Также могут быть представлены одним полотном или двумя.
  • Особенность этого способа в легкости монтажа, необходимо только установить полотна на направляющее реле.
  • Этого будет достаточно, чтобы они имели возможность задвигаться и раздвигаться, однако открывать их придется вручную.
  • Чтобы автоматизировать процесс, необходимо установить дополнительное оборудование, при помощи которого ворота будут открываться самостоятельно.

Ворота-жалюзи:

  • Такой тип ворот очень распространен на западе. Он компактный и надежный, его легко монтировать, также обладает большим количеством вариантом на рынке.
  • Для установки этого типа понадобится пенал, который устанавливается в верхней части арки гаража.
  • Внутри этого пенала размещается блоковое полотно из пластика, усиленное металлическими вставками.
  • Открытие и закрытие может происходить как вручную, так и в автоматическом режиме, в зависимости от модели.

Правила монтажа

Проверка комплектующих частей

Размерный ряд перестраивающихся секций ворот отличается у различных брендов. Следовательно, высота ворот и ширина стены должны быть 14,5 х 12,5 см. Если не соблюдены размеры, или нет простенков, некоторые фирмы предлагают встроенные ворота.

Монтаж конструкции производится в определенной последовательности. Подготовительные работы в проеме: измерение ширины, высоты, сглаживание и выравнивание пола и откосов. Крепление рамы: закрепление с помощи болтов ригеля к откосам и углам проема.

Подготовительный монтаж: стартовый профиль на время устанавливают внизу проема, для обеспечения нужных размеров по направляющим. Фиксируют с помощью дюбелей или саморезов, контролируя уровнем вертикаль и горизонталь.

Устанавливаем горизонтальные направляющие к ригелю с помощью болтов и производим установку С-профилей. Крепим горизонтальные направляющие (контроль строительным уровнем).

Монтируем ролики – нижнюю панель заводим по вертикальным направляющим, нижний ролик крепим рабочей поверхностью книзу, верхний – кверху. Повторять до заполнения всей створки.

Настраиваем конструкции держателей роликов. Она должна прижиматься к полотну, оставляя зазор не более 2 мм. Крепим пружинный механизм – фиксируется створка в верхнем открытом положении. Производим монтаж ручки. Навешиваем на нижнюю панель (в случае ручного управления).

Установка кожухов заключается в том, что на пружинный элемент ставится защита из двух специальных элементов при поднятой створке. Настройка прилагаемых усилий – проверяется натяжителем на боковой стойке створа.

Последний этап – проверка балансировки створов. Любое положение частей ворот должно быть статично. Профессиональные установщики (обычно два человека с набором электроинструментов) завершают работы по установке за 20 минут. Человеку несведущему, соответственно понадобится больше времени и помощник. Чтобы предотвратить удары створов ворот надо воспользоваться ограничителями или концевыми амортизаторами.

Устройство и преимущества складных ворот

Сегодня придумано много способов, помогающих эффективно экономить пространство, заменяя классические распашные гаражные ворота складными конструкциями.

Самыми популярными вариантами можно назвать:

  • установку створки – гармошка;
  • монтаж роллеты, которая складывает ворота в компактный рулон
  • выбор в пользу секционной конструкции;
  • сдвижные ворота;
  • откидная конструкция.

Если же говорить о сугубо самодельных вариантах устройства компактных складных гаражных ворот, то очевидно, что предпочтение лучше отдавать максимально простому механизму, который будет обладать надежностью и ремонтопригодностью.

Например, собственными руками легко собираются ворота-гармошки. Они складываются и механически, и с помощью автоматических сервоприводов. Достаточно часто предпочтение отдается откидным моделям, которые также предполагают наличие ручного управления и автоматики по желанию владельца.

Но вот с установкой роллеты справиться самому сложнее. И хоть такие ворота будут элегантны и эстетичны, для них потребуется закупать дорогую автоматику. Сама поверхность ворот требует использования большого количества крепежа и тяжелого процесса сборки. Все это приводит к тому, что реализовать проект трудно и накладно.

Размеры

Современные производители гаражных ворот предлагают огромное количество размерных разновидностей своих конструкций. Некоторые даже могут изготовить их на заказ. Сделать необходимые замеры в своем гараже вам не составит труда.

Существует также возможность сделать самостоятельный расчет, используя предварительные чертежи и схемы. Обязательно нужно учитывать специфику помещения, материал, из которого будут изготовлены ваши ворота, погодные условия, поджидающие их в различные времена года .

Профессионалы настаивают на том, что подъемные ворота можно устанавливать исключительно в прямоугольные проемы . Механизм подъема также невозможно сделать иначе, чем заложено в классических моделях.

Неплохой вариант – взять уже готовые стандартные чертежи подъемных гаражных ворот и подставить туда свои значения, чтобы не ошибиться. При этом в схеме необходимо учитывать не только размеры, но и расположение всей конструкции в целом

Особое внимание стоит уделить как самому полотну ворот, так и подъемному механизму

На чертеже подробно указано, какие замеры и где необходимо сделать.

Расшифровка довольно проста:

H – высота проема, в который будет устанавливаться рама ворот и сама конструкция

Очень важно понимать, что общая высота проема и максимальная высота машины, которая сможет въехать в гараж после установки ворот – две абсолютно разные вещи. Это расстояние измеряется для того, чтобы понимать, какой зазор остается на подъем ворот под потолок

L – притолока или глубина гаража и b1, b2 – заплечники обязательно располагаются в одной плоскости, но обязательно имеют разные величины

При этом L всегда больше.

B – ширина проема должна измеряться с зазорами примерно по 2 см с каждой стороны.

L – глубина гаража обязательно больше высоты всей конструкции ворот, иначе полотну попросту будет некуда «уходить».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий