Процесс заправки своими руками: пошаговая инструкция
Перед заправкой техники проверяют кондиционер на наличие утечек с помощью манометра с несколькими течами. Серьезная утечка сократит срок службы компрессора. Поэтому перед заправкой необходимо сначала устранить повреждение и слить воду из системы.
Автоматическая заправка происходит в 4 этапа.
- Соединить манометрический коллектор с кондиционером, проверить давление. Прикрутить к коллектору второй шланг, соединить его конец с баллоном, открыть вентиль на газовом баллоне.
- Выпустить воздух из шланга в местах соединения с манометром. Для этого на 2–3 секунды немного открутить шланг в месте соединения с баллоном, а затем плотно прикрутить. Также выпустить воздух из шланга, соединяющего вентиль блока и коллектор.
- Начать заправку сплита. Газ подавать постепенно в вакуумный контур небольшими порциями. После каждой подачи сверять показания с данными техпаспорта. Если показатель давления совпадает, можно завершать процесс.
- Перекрыть вентиль на манометре, а затем на баллоне. Надеть перчатки, если они еще не надеты. Открутить шланг от баллона, после отсоединить от крана наружного блока, потом от манометра. Перекрыть заглушку крана блока.
Чтобы проверить давление, подсоедините коллектор к холодильному агрегату через трубу. Откройте разъем n на наружном блоке, подсоедините шланг к закрытому манометру и прикрутите его к водопроводному крану. Включите сплит-блок на максимальную мощность охлаждения. Если давление падает до 0 бар или приближается к нулю, значит, имеет место значительная утечка.
На утечку также указывает запах газа, плохое функционирование системы охлаждения и иней на наружном блоке кондиционера.
Как определить утечку хладагента
Прежде чем начать заправку, нужно найти место утечки фреона. И устранить утечку. Это делается следующим образом:
- К портам наружного блока подключают манометрическую станцию;
- К ней подсоединяют баллон с сухим азотом через редуктор высокого давления;
- Заполняют контур азотом до давления порядка 25-30 атм. (давление азота зависит от типа фреона заправленного в систему);
- Проверяют специальной пенной жидкостью или течеискателем на наличие утечки на вальцовочных соединениях внутреннего и наружного блока системы;
- Если на трассе имеются места пайки, то их тоже проверяют;
После опрессовки азотом и устранения утечки, фреоновый контур вакуумируется (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ) для удаления остатков влажного воздуха или других газов.
Далее переходят к процессу заправки, выполнить который можно с помощью одного из приведенных ниже способов.
Причины утечки
Сплит-система состоит из двух блоков, соединенных между собой медными трубками, по которым циркулирует хладагент. Утечки фреона иногда наблюдаются в местах соединения, когда гайки и вальцовочные соединения прижимаются недостаточно плотно.
Под воздействием вибрации в самом кондиционере могут появляться трещины, а трубки, установленные вплотную к другим элементам, могут перетираться. Они тоже служат местом для утечек. Кроме того, фреон может уйти из системы в местах пайки внутренних деталей. Распознать, где именно выходит хладагент, не всегда возможно, иногда для этого нужно использовать опрессовку азотом.
Выбор заправки для сплин-систем
В качестве хладагента для домашних кондиционеров используется фреон (хладон). Он является бесцветной жидкостью или газом, безопасным для человека, испарение которого сопровождается эндотермической реакцией, то есть поглощением тепла, а конденсация – экзотермической, или выделением. Эти процессы и легли в основу работы сплит системы. При включении кондиционера хладон начинает испаряться, впитывая тепло из окружающей комнаты, после чего отправляется в конденсатор, где выделяет поглощенную энергию на улицу.
Обычно для заправки кондиционеров фреоном используется три вида этого вещества:
Дифторхлорметан (Фреон R-22)
В настоящий момент уже введены некоторые ограничения в разных странах на использование и транспортировку этого хладагента, так как он негативно воздействует на окружающую среду. Однако заправка системы кондиционера фреоном R-22 довольно эффективная, так как он способен охлаждать помещение до очень низких температур, из-за чего, помимо заправки сплит систем, этим веществом также пользуются на промышленных объектах или при работе с холодильниками.
Фреон R-410A
В отличие от дифторхлорметана, R-410A имеет меньшее воздействие на параметры окружающей среды, так как имеет больший коэффициент эффективности, несмотря на свой довольно высокий потенциал глобального потепления. Более того, этот фреон не содержит хлор, благодаря чему не влияет на озоновый слой планеты. Однако существует один довольно значительный недостаток – дозаправка кондиционера фреоном этого типа возможна лишь в случае, если утечка газа не превысила 40%.
Фреон R-407c
Этот хладагент представляет собой зеотропную смесь, состоящую из трёх компонентов: R-32—23%, R-125—25%, R-134a—52%. Как и в составе хладона R-410A, в составе данного фреона не содержится хлора, поэтому воздействие на окружающую среду меньше, чем воздействие дифторхлорметана. Однако по многим своим параметрам эти вещества очень похожи, из-за чего заправка сплит систем фреоном R-407c становится всё более популярной. Некоторые исследователи полагают, что при утечке данного хладагента, нельзя осуществлять дозаправку бытовых кондиционеров, потому что его компоненты быстро испаряются. Однако подтверждений этому не найдено.
Обычно, если сплит система теряет часть своей зарядки, её заправляют соответствующим фреоном. Но этому может сопутствовать потеря эффективности работы до 10% после нескольких циклов. В других случаях характеристики обычно остаются стабильными. Но также может осуществляться полная замена фреона в кондиционере.
Фреон R-407c несколько безопаснее других хладагентов
Способы заправки кондиционера фреоном
Существуют несколько основных методов заправки холодильных систем фреоном, применяемые к домашним кондиционерам (сплитам), мульти-сплитам, мобильным и мультизональным системам.
Заправка кондиционера своими руками потребует следующий набор:
- манометр;
- вакуумный насос;
- баллон с фреоном;
- строительные весы;
- слесарные инструменты – шведский ключ, шестигранники, отвертка.
Заправка по весам
Вакуумирование. Накручивают манометр на шредеры и открывают не нем кран. Включают вакуумный насос и выдерживают 10 минут. Закрывают кран на манометре и выключают насос.
Подключение баллона с фреоном. Емкость с газом переворачивают вверх дном и ставят на весы, показатели которых предварительно сбрасывают на нулевые значения. Открывают кран на манометре и вливают необходимое количество хладагента по весам.
Кран закрывают и отсоединяют манометр, после чего закручивают крышки на портах. Включают кондиционер и проверяют его функциональность.
Этот способ считается самым правильным, но его осложняет необходимость иметь дорогостоящие весы для взвешивания фреона.
Если требуется наполнить кондиционер 410 фреоном самому, то сначала полностью стравливают его остатки в манометрическую станцию для сбора, а потом вливают газ по весам. Это связано с тем, что данный тип фреона состоит из смеси различных газов с разной степенью летучести. При утечке одного из компонентов в большем объеме происходит изменение состава, а, следовательно, теряются необходимые свойства хладагента.
Если нужно заполнить кондиционер фреоном R22, то прибегают к такому методу как заправить кондиционер по давлению.
Заправка по давлению
Сначала нужно подсоединить манометр к газовому порту работающего на охлаждение кондиционера. Рабочее давление прибора должно быть 3-3,5 атм. Если оно ниже этих отметок, то требуется дозаправка. Для этого подключают баллон с фреоном и небольшими порциями начинают заправлять его в систему путем открывания кранов на манометре на 5-10 секунд.
Чтобы не обжечь руки газом, удобнее использовать быстросъемные соединения.
Заправка по перегреву и переохлаждению
В случае с переохлаждением имеется ввиду соотношение температурных показателей жидкости и конденсации при одинаковом давлении. Определить температуру конденсации можно так: манометром измеряется ее давление, а затем данные соотносятся со значениями шкалы манометрического коллектора в зависимости от хладагента. Для определения перегрева сравнивают температурные значения газа в нормальном состоянии и при его кипении в условиях одинакового давления.
Об утечке хладагента и необходимости его дозаправки говорит перегрев выше и переохлаждение ниже нормы.
Непрофессионал вряд ли сможет заправить собственноручно кондиционер с применением этих двух способов, так они требуют достаточной базы знаний в области систем кондиционирования воздуха. Хотя легкость и доступность предыдущих методик для простого обывателя – тоже спорный вопрос.
Заправка кондиционера по току
Для определения рабочего тока компрессора понадобятся специальные токоизмерительные клещи, которые накладываются на фазу провода питания работающего внешнего блока. Если полученные значения ниже указанных в мануале или на шильдике, а труба обмерзла, то производят дозаправку фреоном до выравнивания показателей.
Все остальные этапы полностью совпадают с этапами заправки кондиционера фреоном по весам, которые можно будет посмотреть на видео в конце статьи.
Этот метод применим и в случае с устранением последствий утечки у полупромышленного оборудования.
Заправка кондиционера фреоном по массе
Каждый кондиционер заправлен на заводе определённым количеством хладагента, масса которого указана в документации на кондиционер (также указана на шильдике), там же указана информация о количестве фреона которое надо добавить дополнительно на каждый метр фреоновой трассы (обычно 5-15 гр.)
При заправке этим методом необходимо полностью освободить холодильный контур от оставшегося фреона (в баллон или стравть в атмосферу,экологии это нисколько не вредит- об этом читайте в статье о влиянии фреона на климат)и отвакуумировать. После залить в систему указанное количество хладагента по весам или с помощью заправочного цилиндра.
Преимущества этого метода в высокой точности и достаточной простоте процесса заправки кондиционера. К недостаткам относятся необходимость эвакуации фреона и вакуумирования контура, а заправочный цилиндр, к тому же имеет ограниченный объём 2 или 4 килограмма и большие габариты, что позволяет использовать его в основном в стационарных условиях.
Инструкция по заправке
Если после диагностики не выявлено никаких недостатков, то можно начинать заправку системы хладагентом.
Обучающее видео по диагностике, зарядке и ремонту автокондиционеров.
https://youtube.com/watch?v=es9tgFrKDb8
Инструменты и материалы
Для проверки давления в системе и дальнейшей заправки автокондиционера своими руками следует приготовить следующий инструментарий и материалы:
- метрологическую станцию;
- переходник с краном;
- шланги с соответствующими наконечниками;
- баллон фреона соответствующего типа: R-12 или R-134а.
Чтобы знать точно, какую марку использовать, надо заглянуть под капот, где обычно приклеена таблица с информацией об используемом хладагенте. При ее отсутствии информацию следует искать в инструкции автомобиля.
Этапы
Последовательность шагов, которые нужно выполнить, чтобы зарядить автокондиционер своими руками состоит из следующих этапов:
Переходник с краном необходимо прикрутить к баллону с фреоном, на котором нанесена резьба.
Когда прикручен переходник, к нему присоединяется заправочный шланг.
Второй конец заправочного шланга соединяется с метрологической станцией. К счетчику станции также следует присоединить еще один заправочный шланг. Таким образом, конструкция для того, чтобы заправить кондиционер фреоном, собрана.
На следующем этапе нужно самостоятельно настроить параметры датчиков счетчика. С помощью регулятора калибровки нужно выставить температуру окружающего воздуха.
Далее нужно присоединить собранную конструкцию к штуцеру, который расположен на трубопроводе с низким давлением
Важно правильно выбрать штуцер. Трубопровод магистрали с высоким давлением меньше по диаметру трубопровода магистрали низкого давления.Определившись со штуцером, с него нужно снять защиту в виде колпачка и сделать тщательную чистку поверхности вокруг штуцера.
Затем заправочный шланг от счетчика нужно соединить со штуцером
Система для заправки готова.
По инструкции заправку производят со стороны низкого давления, когда автомобиль работает. При этом обороты нужно выставить на уровне 1500.
Далее нужно дать поработать системе кондиционирования с максимальной производительностью. Затем нужно перевернуть баллон с хладагентом. В перевернутом состоянии надо открутить кран на переходнике. После этого хладагент начнет поступать в систему. Во время заправки следует отслеживать давление на датчиках станции. Нормой считается давление не больше 285 кПа.
Дозаправку хладагента нужно выполнять пока не станет поступать холодный воздух из трубопровода салона.
Правильность заправки своими руками можно определить через смотровое отверстие, находящееся на фильтре-осушителе. Через него видна жидкость, если в ней отсутствуют пузырьки, то заправка проведена правильно. Самостоятельная заправка и ремонт автокондиционеров позволяет сэкономить на техобслуживании.
Как заправлять кондиционер
Для того, чтобы процесс был успешным, стоит нанять обученного специалиста. Он знает, что делать в таких случаях.
Но если вы не хотите это делать, тогда можно осуществить работу самостоятельно. Предлагаем способы заправки системы, которые можно применить дома.
По массе
Первым делом берут фреоновый сосуд и измерить его вес. Так вы будете знать, какой объём у всего раствора. Вы сможете контролировать поступление вещества весь рабочий период.
Можно помещать в устройство такое количество фреона, которое обусловлено характеристиками машины. Этот вариант доступный, если вы меняете хладагент дома.
Согласно термометру
Для этого берут прибор для измерения степени нагретости и вычисляют различие в показателях. Климатизер заправляют до того момента, когда на приборе не будет отметки от 10 до 12 градусов.
Когда отличие меньше, тогда раствора не хватит для работы кондиционера.
Исходя из натиска
Нужно взять станцию, которая генерирует манометрические показатели. Ещё стоит запастись информацией о скоплении вещества в машине. Механизм подключают к фреоновому отсеку и заправляют сплит-систему, подавая хладагент небольшими частями.
Когда введение завершится, нужно смотреть на манометр. Все данные должны отвечать показателям для вашего устройства. Когда вы заметите совпадение, тогда стоит завершить процесс.
По визирному стеклу
Работая со смотровым окном, которое находится на некоторых устройствах, возможно контролировать состояние вещества. Заправку необходимо делать до тех пор, когда сквозь прозрачное стекло наблюдаются пузыри. Они отвечают за недостаток фреона в механизме.
Когда пузырьки пропадут из виду, заправку нужно остановить. Подавать раствор нужно медленно, чтобы предотвратить перенасыщение хладагента.
Кондиционер для белья
Наши магазины, рынки и супермаркеты богаты разнообразием бытовой химии. Среди них можно найти кондиционеры различных торговых марок: «Велон», «Ленор», «Ушастый нянь», «Силан» и многие другие. Кто-то относится к ним неодобрительно, считая, что кондиционеры содержат много химикатов. А кто-то очень любит мягкие, ароматно пахнущие вещи, которые становятся таковыми именно благодаря ополаскивателю.
Добавлять ополаскиватель для белья или нет — выбирать только вам. И если вы считаете, что это средство является для вас необходимым, то прежде чем начать его использовать, стоит разобраться, куда заливать ополаскиватель в стиральной машине, особенно когда вы её впервые включили.
Отсек для кондиционера в стиральной машине
В различных моделях устройства лотков для моющих средств и ополаскивателей могут значительно отличаться. Чтобы понять, в какой отсек заливать кондиционер, рекомендуется перед началом стирки ознакомиться с инструкцией, которая обычно прилагается к машине. Ситуации бывают разные, и инструкции под рукой может по какой-то причине не оказаться. В таком случае совсем нетрудно запомнить, какие имеют обозначения отсеки лотка разные модели:
I, А или 1 — это отделение, которое предназначено для добавления стирального порошка или средства для замачивания.
- II, В или 2 — самый широкий отсек в лотке, предусмотрен для насыпания туда стирального порошка, который используется во время основной стирки.
- III, С, 3 или маркировка в виде цветка — самое маленькое отделение, в которое нужно наливать кондиционер. Этот отсек также может отличаться от остальных цветом, например, голубым.
Инструкция по заправке кондиционера самостоятельно
Порядок действий:
- Визуально осмотреть внешний блок системы. Найти в боковой части кожух, под который выведены 2 шланга.
- Снять кожух путем отвинчивания крепежных винтов. Открывается доступ к двум трубкам. По одной хладагент подается в газообразном состоянии, по второй выводится из внешнего блока в виде газа.
- Медленно открутить золотник и слить старый хладагент. Если не придерживаться этого правила, то вместе с остатком фреона может вытечь и масло.
- Подключить к золотнику синий шланг манометра.
- Убедиться в том, что вентили коллектора закручены.
- Желтый шланг манометра подсоединить к штуцеру вакуумного насоса.
- После открытия задвижки низкого давления отследить показания до отметки -1 Бар.
- Открутить вентили сервисных портов.
- Провести вакуумизацию контура в течение 20 минут. После достижения отметки в -1Бар выждать еще полчаса и проконтролировать, не поднимется ли стрелка вновь до нуля. Если это произойдет, значит, есть утечка, которую нужно выявить и устранить, иначе новый хладагент быстро вытечет из системы.
- При нормальных показателях через 30 минут вакуумизации контура отключить барометр от желтого шланга и подключить к этому шлангу баллон с фреоном.
- Закрутить левый вентиль коллектора.
- Взвесить баллон с хладагентом и запомнить его вес.
- Открутить подачу фреона с баллона.
- Для продувки шланга открыть и сразу же закрыть правую задвижку на манометре (чтобы выдуть из шланга воздух, который иначе пойдет в контур).
- Открутить синий кран на барометрической станции. После этого фреон начнет перемещаться из баллона в контур кондиционера, а вес баллона станет уменьшаться. Нужно следить за его весом, когда будет заправлено необходимое количество хладагента, перекрыть синий кран.
- Перекрыть оба крана на блоке, отсоединить барометр и проверить работоспособность кондиционера.
Выбираем заправку
Домашние кондиционеры работают с использованием фреона. Он ещё ведь второе название – хладон.
Такая жидкость не представляет опасности. Она обеспечивает появление химической реакции, которая заключается в поглощение тепла. Затем происходит конденсация воздуха.
По аналогии работает сплит-система. Когда кондиционер начинает свою работу, тогда хладон уменьшается в объеме.
Осуществляется впитывание тепла из помещения. Оно приходит в конденсатор, в котором энергия отправляется на улицу.
Для того, чтобы произвести заправку кондиционера, можно использовать такой фреон:
Дифторхлорметан или Фреон R-22
Во многих странах правительство ввело запрет на использование этого вещества. Этому причина то, что он не безопасен для окружающей среды. Он способен воздействовать на нее в негативном плане.
Несмотря на это, фреон может охлаждать комнату до низких температур.
Фреон R-410A
Этот компонент не оказывает плохого влияния на природу в отличие от предыдущего раствора. У него высокий коэффициент эффективности. Он не содержит хлора. За счет этого озоновый шар земли не страдает.
Но использовать такой компонент можно только в том случае, если газ вытек не более чем на 40%. Только тогда возможна дозаправка.
Такое положение вещей связывают с составом материалов. В него входят два компонента, которые способны менять пропорции, когда система неправильно заправлена.
Фреон R-407c
Это зэотропная смесь, состав которого входит 3 компонента:
- R 32 в соотношении 23 %;
- R 125 в виде 25 % компонента;
- R 134а в объеме 52 %.
Раствор не содержит хлор, его инертное воздействие на планету очевидно. Заправка при помощи этого компонента набирает популярность последние 5 лет. Мастера утверждают, что когда происходит утечка упомянутого хладагента, тогда дозаправка невозможна.
Бытовые кондиционеры работают таким образом, что все вещества из него быстро исчезают. Эти утверждения не получили официального статуса.
В том случае, когда сплит-система лишается части заряда, тогда необходима заправка фреоном определенного образца. Может случиться так, что эффективность работы снизится на показатель в 10%. Это может произойти спустя пару циклов.
Во всех остальных случаях показатели не меняются. Может стать необходимой полная замена фреона, которым стоит заправить кондиционер.
Как готовиться к заправке
Для того, чтобы осуществить заправку сплит-системы, необходимо провести некоторые подготовительные работы. Следуйте инструкции, которая изложена в списке:
- Сначала высушите сплит оборудование. Оно должно быть полностью сухим. Для этого стоит продуть устройство при помощи хладона или азота. Фреон применяют тогда, когда возведение конструкций было неправильным. Он находится во внешнем блоке, что обеспечивает надёжную очистку.
- Нужно проверить, чтобы в системе не образовались отверстия. Необходимо увеличить давление. Когда целостность конструкции нарушена, тогда стоит определить место появления проблем. В качестве ресурса берут ультрафиолетовые лучи.
- После этого следует убрать весь воздух, который накопился в трубе. Сделать это возможно при помощи вакуума.
- Определите, какой объём фреона вам необходим для работы. Дозаправка сплит системы должна учитывать количество вещества. Эта информация располагается на кондиционере. Можете найти ее в инструкции, которая приложена к аппарату.
Пошаговая инструкция
Климатическое оборудование разных марок автомобилей не отличается разнообразием, поэтому принцип ремонта одинаков.
Этапы правильной заправки кондиционера автомобиля своими руками:
- В контуре циркуляции хладагента найдите под капотом участок низкого давления – это короткая широкая алюминиевая трубка, расположенная над узкой магистралью.
- Снимите защитный колпачок, очистите грязь вокруг отверстия.
- Наденьте на штуцер заправочный шланг.
- Запустите двигатель, поднимите обороты до 1300-1500 в минуту (попросите помощи друга либо подставьте подходящий предмет под педаль газа).
- Включите кондиционер и рециркуляцию воздуха на максимум.
- Переверните баллончик с рабочим газом дном вверх, откройте вентиль.
- Одновременно отверните краник магистрали низкого давления.
- Следите за показанием датчика давления – стрелка не должна перевалить значение 275 кПа, иначе испортите компрессор.
- Когда заправочный шланг в месте присоединения к трубе станет холодным, а воздух в салоне остынет до 6-8 °С, прекратите заправку.
Убедитесь через окошко фильтра-осушителя, что жидкость прозрачная и без пузырьков.