Популярные темы сообщений
- Планета Земля как часть Солнечной системы
Планета Земля находится в Солнечной системе и стоит на ряду с остальными планетами на третьем месте от Солнца. У планеты есть один спутник – Луна. Положение планеты и спутника зависят от многих факторов, проходящих на Земле.
- Памятники
Для того что бы говорить о памятниках нужно ясно понимать что это такое. Памятник это архитектурное или скульптурное сооружение в память о ком либо или каком то историческом событии. Памятником так же называют свидетельство (материальное) прошедших
- Животные Арктики
Казалось трудно выжить в суровых климатических условиях. Особенно в тех местах, где царит вечная мерзлота, дует холодный ветер, а все берега покрыты твердыми льдами и снегами. Оказывается, многие животные привыкли к таким условиям, и такой
Архиепископская капелла
В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.
Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.
Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.
Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.
Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.
Пала д’Оро (Pala d’Oro) – «Золотой алтарь»
Когда вы будете стоять перед Пала д’Оро в соборе Святого Марка, вы сразу поймете, почему он считается одним из самых грандиозных примеров византийского религиозного искусства. Длина алтаря 3,45 метра, высота – 1,4 метра, это один из лучших алтарей во всей Европе. Самые древние его части – круглые золотые и эмалевые пластины на ободе.
Над созданием алтаря трудились как венецианские мастера, так и мастеров из Константинополя. Сложная работа продолжалась на протяжении пяти веков, добавлялись все новые и новые элементы. В результате мастера создали золотой алтарь, украсив его эмалированными медальонами, изображающими жизнь Христа, жизнь Святого Марка и другие библейские темы.
Нижняя часть с эмалевыми миниатюрами, рассказывающими о жизни Святого Марка, датируется 1102-1118 годами.
Верхняя часть, которая предположительно прибыла из Константинополя после 1204 года, содержит серию изображений из шести церковных праздников, расположенных по сторонам от центральной фигуры Архангела Михаила.
Последние элементы были добавлены между 1343 и 1345 годами, когда дож Дандоло поручил двум венецианским ювелирам изготовить 2 рамы – одну верхнюю в романском стиле, вторую нижнюю в готическом стиле, и украсить их двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.
использованная литература
- Бордман, изд. Джона , Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN 0-19-814386-9
- Dodwell, CR; Живописное искусство Запада, 800-1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
- Грабарь, Андре, Византийская живопись , Скира / Макмиллан, 1979, ISBN 0-333-25680-8
- Хениг, Мартин (редактор), Справочник по римскому искусству , Phaidon, 1983, ISBN 0-7148-2214-0
- Талбот Райс, Давид , Византийское искусство, 3-е изд. 1968 г., Penguin Books Ltd.
- Рансимен, Стивен , Византийский стиль и цивилизация, 1975, Пингвин
- Белый, Джон . Искусство и архитектура в Италии, 1250–1400 , Лондон, Penguin Books, 1966, 2-е изд. 1987 г. (ныне серия «История искусства Йельского университета»). ISBN 0-14-056128-5
Флорентийская мозаика: история промысла
Камень – красивый и стойкий к повреждениям материал. Неудивительно, что он столь востребован в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве! И древнейшим видом подобных работ является мозаика (от латинского слова «musivum» – «посвящённая музам») – техника создания картин из разных по тону и форме кусочков, прикреплённых к общей основе.
Уже на заре цивилизации, в IV тысячелетии до н. э., люди выкладывали узоры из каменных осколков – такие произведения встречаются в дворцах и храмах Месопотамии. Чрезвычайно реалистичные панно античной Греции и Рима состояли из миллионов фрагментов. Расцвет ремесла выпал на времена Византийской империи – мозаичные иконы из самоцветов и смальты (крашеного стекла), снабжённые подложкой из золотой фольги, и сейчас завораживают верующих в Константинополе, Венеции, Италии. В период Средневековья в моду вошли вещицы из бисера, а рококо ознаменовалось изделиями из раковин, перьев, панцирей жуков.
Однако вершина камнерезного искусства – флорентийские мозаики, они же «pietrа dure» (в переводе с итальянского – «твёрдый камень»). Это инкрустация фигурно обточенных самоцветов в основание из зелёного, белого или чёрного мрамора. Мастер так филигранно подгоняет детали, что между ними почти не остаётся швов, а для лучшего сцепления наносит на изнанку бороздки. Готовое произведение смахивает на головоломку-паззл, но каждая частица имеет свою собственную неповторимую конфигурацию, зависящую от места в рисунке. А естественный неоднородный тон минерала придаёт изображению особое очарование!
Первые подобные панно, ещё известные как «opera di commessi» («состыкованные») датируются XIV ст. Ими восхищался сам Микеланджело, именуя «вечными картинами». Неординарные сувениры из янтаря, агата, кварца, халцедона, яшмы, лазурита, порфира и гранита покорили влиятельных меценатов Медичи, и с тех пор новому промыслу был гарантирован успех – в этом стиле выдержана даже усыпальница семейства. Так, глава республики Лоренцо Великолепный (1449-1492) заказывал умельцам работы на мифологическую тематику. А в 1588 г. герцог Тосканы Фердинанд I основал мастерскую флорентийских мозаик «Galleria di’Lavori». Там делали камеи (портретные медальоны), посуду, панели для дверей и шкафов, столешницы, скамейки, фонтаны.
К началу XVII ст. чудесные произведения прославились во всём мире. В Индии эти узоры называют «parchin kari» (на хинди – «вбивать, соединять»). Ими декорирован величайший архитектурный памятник страны – Тадж-Махал. Похоже оформлены восточные мечети и особняки, вот только орнаменты там были растительными либо геометрическими – в исламе запрещено изображать живых существ. В России флорентийские мозаики появились при царице Елизавете Петровне (1709-1761) – по её приказу ими дополнили знаменитую Янтарную комнату. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие фрагменты оригинальной обстановки: комод, панно «Осязание и обоняние», янтарная шкатулка.
Фрагмент мозаики в Янтарной комнате. Царское село
В XIX ст. флорентийские мозаики стали характерной чертой жанра ар-нуво – его изогнутые линии, приглушённые цвета и лаконичные очертания идеально соответствовали специфике работы с драгоценными камнями. А в ХХ ст. монументальными картинами украшали станции метро, театры, правительственные здания.
Житийные иконы: рассказ в сценах
Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах. Этот рассказ располагается вокруг средника — центральной части иконы. Сценки помещены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник. Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития. Однако смерть праведника не нужно искать в правом нижнем клейме — она часто изображена раньше, а последние сцены — это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.
Святой Николай с житием. Икона из Ферапонтова монастыря. Северная школа, XVI век
картина
Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..
Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.
Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..
Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.
Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..
Основные методы
У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.
Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.
Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..
Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..
Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.
Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..
скульптура
Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.
Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.
В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.
Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.
Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..
Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..
Икона «Лествица»
Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай
Wikimedia Commons
Одной из самых популярных книг у византийцев было поучительное сочинение VII века «Лествица» Иоанна Лествичника: описывая в своих словах-наставлениях монашеские добродетели и пороки, Иоанн рисовал образ духовного восхождения монаха к Богу. Текст «Лествицы» послужил основой одноименной иконографии, сложившейся в XI веке и ставшей необыкновенно популярной в средневизантийский период. Самым знаменитым ее примером является синайская икона конца XII века. Тридцать ступеней лестницы (по числу слов-наставлений) составляют смысловой центр композиции: монахи, возглавляемые Иоанном Лествичником и архиепископом Антонием (возможно, главой синайского монастыря, для которого икона и была написана), восходят ко Христу, некоторые же члены братии, не выдержав искушения, падают в черную пасть ада. Исключительно высокая по качеству икона могла быть создана как на Синае, так и в Константинополе. В пользу местного происхождения свидетельствует ее оборот, украшенный взятыми в круг крестами и надписью «Иисус Христос ника» (с греческого — «Иисус Христос побеждает») — аналогичные изображения присутствуют на нескольких других памятниках XII века из собрания монастыря.
Идеально сбалансированная композиция (две диагонали, образованные лестницей с одной стороны и взирающими друг на друга монахами и ангелами с покровенными руками, свидетелями монашеского подвига, — с другой), тонкость письма (прием «золото на золоте», при котором золотой фон оживляют мерцающие, будто залитые мистическим светом нимбы и диски), воплощенный в иконе образ аскетической праведности и трудного восхождения к жизни вечной делают «Лествицу» одним из совершенных созданий зрелого византийского искусства.
Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.
Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины
История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.
Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)
Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.
Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)
В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.
Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века
Мозаика в современном интерьере
В наши дни мозаика нашла свое применение при украшении стен дворцов, домов культуры, метрополитенов. Ее можно использовать и в домашнем интерьере, однако это достаточно дорогое удовольствие, прежде всего из-за дороговизны материалов — смальты и природного камня. Впрочем, возможны альтернативные варианты.
Например, можно рассмотреть стеклянную мозаику, которая не боится высоких температур, использования моющих средств и влажности. Также она устойчива к жаре и морозам. Стеклянная мозаика будет хороша в интерьерах ванной, кухни, кроме того, она подходит для отделки камина и столешницы.
Неплохо при оформлении помещений будет смотреться и керамическая мозаика, которая отличается повышенной водостойкостью.
К весьма дорогим материалам относится и каменная мозаика. Так, ее можно использовать при отделке бассейна, ванной, прихожей, пола и ступеней.
Еще более элитным вариантом считается смальтовая мозаика, по своей форме напоминающая стекло. Особенность этого материала состоит в том, что он светится. Смальтовая мозаика может иметь множество цветов. Такой вид подходит для декорирования абсолютно любых поверхностей.
Металлическая мозаика, форма которой бывает самой разнообразной — квадратной, прямоугольной, овальной и ромбической часто используется в украшении стен. Кроме того, специалисты рассказывают об еще одном материале, который используется при создании мозаики, — это керамогранит. Его преимущество состоит в том, что он прочнее керамики.
Безусловно, мозаика — один из самых стильных элементов интерьера, подчеркивающая ваш хороший вкус. Она внесет изюминку в ваш дом и придаст ему уникальность.
Особенности
Мозаику изготавливают из песка мелкой фракции, который нагревают до жидкого состояния по типу стекла, после чего заливают получившуюся массу в формы. Размер одного чипа примерно 1 на 1 или 5 на 5 см.
Мозаика — это разнообразие цветов и фактур, поскольку она бывает не просто стеклянной, но и с матовым эффектом или декоративными элементами. Например, золотая мозаика получается в результате добавления в качестве дополнительной прослойки золотой фольги. При добавлении в основу минералов получаются сверкающие и переливающиеся элементы.
У такого отделочного материала масса преимуществ, основным из которых является долговечность. Стекло является довольно прочным материалом, который с легкостью переносит перепад температур и при этом сохраняет изначальный внешний вид на протяжении долгих лет.
Помимо долговечности, это еще и водонепроницаемый материал, что позволяет применять его в разных жилых помещениях, в том числе в ванной комнате, кухне или даже на балконе. Часто мозаикой облицовывают подоконники, добавляя некую изюминку в простой интерьер.
Мозаика не создает трудностей во время уборки. Она устойчива к сильным химическим абразивам, при этом загрязнения с поверхности удаляются с легкостью и не оставляют повреждений. В швах между мелкими деталями хоть и может собираться пыль или грязь, но при регулярной уборке и качественных моющих средствах этого можно избежать.
Немаловажным достоинством мозаики является экологичность, поскольку она изготавливается из натуральных по большей части материалов и не содержит вредных примесей. При этом производство мозаики требует гораздо меньших затрат энергии по сравнению с популярной на отечественном рынке современной керамикой, что приносит меньший урон окружающей среде.
Стеклянная мозаика отражает свет, поэтому применима в небольших помещениях, которым не хватает естественного освещения. Она визуально расширяет пространство, делая комнату более освещенной и создавая атмосферу воздушности.
Если говорить о дизайне, то мозаика и здесь выигрывает по многим параметрам. Она применяется в разных стилях интерьера, а некоторые и вовсе невозможно воплотить без этого уникального по своим качествам материала. Это касается восточных направлений в дизайне, которые требуют красочных и красивых полотен из небольших элементов. Причем мозаику используют не только для отделки пола или стен, но и таких предметов мебели, как столешницы, тумбочки и консоли, столы и изголовья.
Помимо преимуществ, присутствуют и недостатки, и это обстоятельство нужно учитывать на этапе изучения вопроса. Многих смущает цена, ведь она действительно довольно высокая. Мозаика — это не только привлекательный внешний вид и масса возможностей, но и сложный процесс изготовления. За все это приходится платить внушительную сумму. И если еще можно обойтись бюджетными коллекциями, которые часто стали выпускать производители, то с монтажом могут возникнуть трудности. Найти опытного и квалифицированного специалиста по укладке мозаики довольно сложно, при этом его услуги обойдутся в круглую сумму.
При необходимости создать полотно или красочную картину сумма увеличится чуть ли не в два раза, поскольку это кропотливая и сложная работа, требующая времени и определенных навыков.
Несмотря на свою прочность, мозаика в некоторых вопросах требует деликатного обращения, в частности, это касается падений тяжелых предметов
Не исключены и царапины после неаккуратного использования, поэтому необходимо соблюдать осторожность
В отличие от других видов мозаики, стеклянная имеет скользкую поверхность, на которой возможны легкие падения в сочетании с водой, например.
Метод изготовления
Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:
- заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
- набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
- финишная отделка — доводка и полирование изделия.
Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие
Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.
Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.
Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.
Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.
При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.
Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.
Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.
- https://lubikamni.ru/obrabotka/florentijskaya-mozaika.html
- https://skolkogramm.ru/info/florentijskaya-mozaika-38-foto-istoriya-proishozhdeniya-i-tehnika-izgotovleniya-izdelij-iz-kamnya-i-czvetnogo-stekla
- https://TrendsDesign.ru/materialy/mozajka/florentijskaya-mozaika-interernye-kartiny-povyshennoj-slozhnosti.html
- https://yaplitka.ru/istoriya-florentiyskoy-mozaiki-ot-sozdaniya-do-nashih-vremen.html
- https://iridamozaika.ru/articles/florentiyskaya-mozaika-ot-istokov-do-nashih-dney
Императоры
С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:
- Италия,
- Часть Пиренейского полуострова,
- Северная Африка
Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.
На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.
В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.
В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.
В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.
VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.
IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.
Известные имена правителей этой династии:
- Василий I,
- Василий II,
- Иоанн I,
- Роман I,
- Константин VII,
- Никифор II.
В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.
XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.