Устройство и принцип работы контакторов электрического тока

Устройство и принцип работы

Контактор – это двухпозиционный электромагнитный прибор, управление которым производится с помощью вспомогательной цепи электрического тока проходящего через катушки контактора. Во время прохождения электрического тока к сердечнику притягивается якорь, и группа контактов замыкается

В нормальном состоянии контакты в таком устройстве всегда разомкнуты – это важное правило для электробезопасности и удобства использования

Если говорить простыми словами контактор – это выключатель при подаче напряжения на который его контакты замыкаются, и нагрузка включается, а при отсутствии напряжения на контакторе – он размыкает электрическую цепь.

Конструктивно этот электромагнитный выключатель состоит из системы блок-контактов, дугогасительной, контактной и электромагнитной систем.

Для тех, кто знаком с электрическими схемами и принципами работы выключателей данные схемы будут понятны. На катушку А1 – А2 подается вспомогательное напряжение, при этом для создания механического усилия и замыкания контактов втягивается соленоид и включает те контакты, которые необходимо. В зависимости от типа контактора и его конструкции он может включать как одну группу контактов, так и несколько одновременно или в определенной последовательности. Для того чтобы безопасно и быстро размыкать контактор в его конструкции присутствует пружина, посредством которой контакты, при отсутствии напряжения, мгновенно размыкаются.

Несмотря на то, что с виду этот прибор кажется очень сложным, а во многих случаях (при управлении силовыми линиями до 600В и токами до 1600А) большим по размерам в его конструкции все достаточно просто:

  • группа контактов, выполненная из высококачественной меди;
  • корпус из диэлектрических материалов;
  • соединенная с электромагнитом напрямую контактная планка;
  • электромагнитная катушка;
  • дугогасительные элементы, которые необходимы при управлении большими токами.

Управление контактором производится с помощью вспомогательной цепи, напряжение которой должно быть ниже величины напряжения рабочего тока и может соответствовать 24, 42, 110, 220 или 380 В.

Контакторы и магнитные пускатели

Введение

В начале данной статьи хотелось бы сразу определиться в чем заключается разница между контактором и магнитным пускателем, так как данный вопрос зачастую ставит в тупик даже самых опытных специалистов-электриков, при этом многие полагают, что разница между ними заключается в их конструкции, габаритных размерах или величине коммутируемого (номинального) тока, однако это не так. Поможет разобраться нам с этим вопросом ГОСТ 30011.4.1-96 в котором приведены следующие определения:

Контактор — это коммутационный аппарат с единственным положением покоя, оперируемый не вручную, способный включать, проводить и отключать токи в нормальных условиях цепи, в том числе при рабочих перегрузках.

Пускатель — это комбинация всех коммутационных устройств, необходимых для пуска и остановки двигателя, с защитой от перегрузок.

Как следует из определений выше, контактор — это устройство предназначенное для коммутирования (включения/отключения) каких либо нагрузок, т.е. любых нагрузок, в то время как пускатели — это комплекс устройств предназначенный для управления конкретно электродвигателем, а так же обеспечивающий его защиту от перегрузок, при этом сами контакторы входят в состав пускателей:

Как видно на картинке выше в состав пускателя входят: контактор — для включения и отключения электродвигателя, тепловое реле — для защиты электродвигателя от перегрузок, кнопки — для управления контактором, все перечисленные устройства помещаются в общий корпус.

Так же согласно того же ГОСТ 30011.4.1-96 пускатели бывают следующих видов:

Пускатель прямого действия — Пускатель, одноступенчато подающий сетевое напряжение на выводы двигателя. Реверсивный пускатель — Пускатель, предназначенный для изменения направления вращения двигателя путем переключения его питающих соединений без обязательной остановки двигателя. Пускатель с двумя направлениями вращения — Пускатель, предназначенный для изменения направления вращения двигателя путем переключения его питающих соединений только во время остановки двигателя.

Таким образом пускатель прямого действия предназначен для запуска, остановки и защиты электродвигателя, в то время как реверсивный пускатель помимо всего вышеперечисленного позволяет менять направление вращения двигателя.

Как видно на картинке выше в состав реверсивного магнитного пускателя входят два контактора переключение между ними меняет порядок чередования фаз что приводит к изменению направления вращения электродвигателя. (Подробнее об изменении направления вращения электродвигателя и схеме работы реверсивного пускателя смотрите здесь.)

Существуют так же так называемые модульные контакторы — это компактные контакторы предназначенные для установки на DIN рейку, в остальном их устройство и принцип работы такой же как и у обычных контакторов.

Теперь разобравшись с понятиями контактора и пускателя приступим к изучению принципа их работы.

Устройство и принцип работы контактора

Как видно на картинке выше электромагнитный контактор состоит из следующих основных элементов: магнитопровода состоящего, в свою очередь, из подвижной и неподвижной частей, электрической катушки, силовых контактов, предназначенных для включения и отключения нагрузки, в состав которых входят подвижные контакты, которые крепятся к подвижной части магнитопровода и неподвижные контакты, которые крепятся к верхней части корпуса контактора, блок-контактов предназначенных для использования в цепях управления, а так же пружины которая обеспечивает поддержание в разомкнутом состоянии состоянии силовых контактов.

Управление контактором осуществляется путем подачи напряжения на электрическую катушку, при прохождении через нее электрического тока создается электромагнитное поле протекающее через магнитопровод, при этом неподвижная часть магнитопровода совместно с электрической катушкой работают как электромагнит который, как видно на рис.2 выше, преодолевая сопротивление пружины, притягивает верхнюю подвижную часть магнитопровода с закрепленными на ней подвижными контактами, таким образом происходит замыкание силовых контактов, при снятии напряжения с катушки контактора электромагнитное поле исчезает переставая притягивать подвижную часть магнитопровода которая под воздействием пружины возвращается в исходное положение размыкая силовые контакты.

В состав большинства современных контакторов входит только один блок-контакт, однако некоторые схемы управления требуют большего их количества, в этом случае на магнитный пускатель устанавливается дополнительная приставка имеющая несколько блок-контактов:

Подключение двигателя через пускатели

Нереверсивный магнитный пускатель

Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета. Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью измерительного прибора.

Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки.

Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий».

Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается.

Реверсивный магнитный пускатель

Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.

Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя.

При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот.

Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель.

Контакторы серии КМИ

Нормативная и техническая документация

По своим конструктивным и техническим характеристикам контакторы серии КМИ соответствуют требованиям российских и международных стандартов ГОСТ Р 50030.4.1,2002, МЭК60947,4,1,2000 и имеют сертификат соответствия РОСС CN.ME86.B00144. Контакторам серии КМИ по Обще- российскому классификатору продукции присвоен код 342600.

Условия эксплуатации

Категории применения: АС,1, АС,3, АС,4. Температура окружающей среды – при эксплуатации: от –25 до +50 °С (нижняя предельная температура –40 °С) ; – при хранении: от –45 до +50 °С . Высота над уровнем моря, не более: 3000 м . Рабочее положение: вертикальное, с отклонением ±30° . Вид климатического исполнения по ГОСТ 15150,96: УХЛ4 . Степень защиты по ГОСТ 14254,96: IP20 .

При подборе контакторов КМИ обращайте внимание на структуру условного обозначения

Основные технические характеристики

Технические характеристики силовой цепи

Технические характеристики цепи управления

Присоединение силовой цепи

Присоединение цепи управления

ПараметрыЗначения
Гибкий кабель, мм21—4
Жесткий кабель, мм21—4
Крутящий момент при затягивании, Нм1,2

Технические характеристики встроенных дополнительных контактов

ПараметрыЗначения
Номинальное напряжение Uе , Вперем. токадо 660
пост. тока
Номинальное напряжение изоляции Ui , В660
Ток термической стойкости (t°≤40°) Ith , А10
Минимальная включающая способностьUmin , В24
Imin , мА10
Защита от сверхтоков — предохранитель gG, А10
Максимальная кратковременная нагрузка (t ≤1 с), А100
Сопротивление изоляции, не менее, МОм10

Контакторы серии КМИ могут применяться для создания типовых электрических схем.

Электрическая схема реверсирования

Данная схема собирается из двух контакторов и механизма блокировки МБ 09,32 или МБ 40,95 (в зависимости от типоисполнения), предназначенного для исключения одновременного включения контакторов.

Электрическая схема «звезда — треугольник»

Данный способ пуска предназначен для двигателей, номинальное напряжение которых соответствует соединению обмоток в «треугольник». Пуск «звезда — треугольник» может быть использован для двигателей, пускающихся без нагрузки, или с пониженным моментом нагрузки (не более 50% от номинального момента). При этом пусковой ток при соединении в «звезду» составит 1,8–2,6 А от номинального тока. Переключение со «звезды» на «треугольник» должно производиться после того, как двигатель выйдет на номинальную частоту вращения.

Особенности конструкции и монтажа

Присоединительные зажимы обеспечивают надежное фиксирование проводников: – для габаритов 1 и 2 – с закаленными тарельчатыми шайбами; – для габаритов 3 и 4 – с зажимной скобой, позволяющей подсоединить контакт большего сечения.

Существуют два способа монтажа контакторов:

  1. Быстрая установка на DIN,рейку:

КМИ от 9 до 32 А (габариты 1 и 2) – 35 мм; КМИ от 40 до 95 А (габариты 3 и 4) – 35 и 75 мм.

  1. Монтаж при помощи винтов.

Контакторы серии КМИ 3,го и 4,го габарита позволяют осуществлять крепление на 75 мм DIN рейку.

Контакторы серии КМИ 3,го и 4,го габарита снабжены отверстием для заземляющего болта.

Габаритные размеры

ТипоисполнениеРазмер, мм
ВСD
КМИ 10910. КМИ 10911747945
КМИ 11210, КМИ 11211748145
КМИ 11810, КМИ 11811748145
КМИ 22510, КМИ 22511749355

КМИ 23210, КМИ 23211

КМИ 34010, МИ 34011, КМИ 35012, КМИ 46512

КМИ 48012, КМИ 49512

Установочные размеры

Габаритные и установочные размеры контакторов КМИ при монтаже на 35 мм DIN рейку

ТипоисполнениеРазмер, мм
СBD
КМИ 10910, КМИ 10911827445
КМИ 11210, КМИ 11211827445
КМИ 11810, КМИ 11811877445
КМИ 22510, КМИ 22511957455
КМИ 23210, КМИ 232111008355

ТипоисполнениеРазмер, ммСDКМИ 34010, КМИ 3401113174КМИ 3501213174КМИ 4651213174КМИ 4801214284КМИ 4951214284

Габаритные и установочные размеры контакторов КМИ при установке на монтажную панель или монтажный профиль

Контакторы КМИ применяется для запуска, остановки и реверса асинхронных электрических двигателей, работающих при напряжении до 660 вольт. Кроме того, эти приборы обеспечивают дистанционное переключение устройств вентиляционных систем, осветительных приборов, насосов и других агрегатов. Использование контакторов этого типа делает управление электродвигателями удобным и безопасным.

Классификация контакторов

Предусмотрено несколько систем классификации контакторов, в зависимости от назначения, условий применения и технических характеристик. Данные устройства классифицируют по таким критериям:

  • характеру тока, на который рассчитан прибор – для переменных и постоянных цепей;
  • количеству главных полюсов – от одного до пяти;
  • диапазону номинального значения силы тока – от 1,5 до 4 800 А;
  • параметрам рабочего напряжения; для устройств переменного тока – от 110 до 1 600 В при частоте от 50 до 10 000 Гц, для постоянного – от 27 до 2 000 В;
  • номинальному значению напряжения на управляющей катушке; устройства при постоянном токе – от 12 до 440 В, при переменном – от 12 до 660 В;
  • частоте переключений подсоединенного агрегата, определяющей механическую устойчивость деталей оборудования;
  • коммутационным способностям, при пуске, реверсе, торможении и отключении устройств.

Также отличают контакторы, с учетом способа установки, порядка подключения наружных проводников, присутствия вспомогательных контактов, других показателей.

Устройство и принцип работы

Принцип работы простой. Имеется электромагнитная катушка с подвижным якорем, к которому прикреплены электрические контакты. Если в катушку подать ток, то образующееся магнитное поле втянет якорь внутрь катушки, а якорь потянет за собой прикреплённые к нему контакты. Возникнет новая коммутация внешней электрической сети. Если ток на катушку отключить, то пружинка вернёт якорь в первоначальное положение и внешняя электрическая цепь восстановит свою конфигурацию. В одном устройстве имеется две или три катушки (по числу фаз двигателя). В комбинации замкнутых и разомкнутых контактов они формируют схему управления двигателем.


ФОТО: stroychik.ruУстройство электромагнитного пускателя

Стандартные версии

ФОТО: domikelectrica.ruПример информационной таблички внутри корпуса пускателя

Электромагнитные пускатели имеют цифробуквенное обозначение. По стандартной расшифровке можно выяснить все возможности пускателя: наименование серии, пусковой номинальный ток, возможность работы с реверсивными электродвигателями, степень защиты самого пускателя, наличие управляющих элементов, количество вспомогательных контактов, указания на макроклиматический район использования и др. Внутри корпуса пускателя размещены таблички с дополнительной полезной информацией. Указываются предельные нагрузки, рекомендуемое сечение провода, страна-изготовитель, ссылка на стандарт, информация о наличии сертификата и пр.

Реверсивные модификации

Стандартные реверсивные пускатели скомпонованы в одном корпусе из двух одинаковых пускателей. Для исключения возможности межфазного замыкания схема их соединения собрана таким образом, что работать может либо один пускатель, либо другой. Для выполнения этой задачи задействуются специальные блокировочные контакты.

Реверсивные пускатели обязательно применяются в схемах управления реверсивными асинхронными двигателями и во многих других случаях. Реверс двигателя происходит при смене порядка подключения фаз. Подсистема блокировки не допускает одновременного подключения команды на оба направления.

Конструктивные элементы

Каждый контактор КМИ оборудуется катушкой или электромагнитом, составляющим основу прибора. Питание данного компонента осуществляется в широком диапазоне напряжений – 12-380 вольт. Перед подключением нужно точно установить рабочий ток электромагнита, указанный в паспорте или в боковой части корпуса катушки.

Следующий важный элемент конструкции – сердечник. Он представляет собой сборную конструкцию с металлическими пластинами, пропитанными лаком. Сердечник состоит из неподвижной и подвижной частей. Первая часть служит для размещения катушки, а другая часть – подвижная – предназначена для расположения подвижных контактов. Крепление неподвижных контактов выполняется с помощью винтов к пластмассовому корпусу прибора. Подвижные – крепятся к сердечнику специальным изоляционным держателем. В наконечники полюсов неподвижной части запрессованы короткозамкнутые кольца из алюминия, устраняющие эффект детонации.

Площадь соприкосновения контактных напаек в разных конструкциях ИЭК может отличаться. Она зависит от рабочего тока силовых цепей, который может быть пропущен контактором. В связи с этим, каждый тип прибора имеет свою величину – первую, вторую, третью и т.д. Большинство из них оборудовано четырьмя контактными парами: три предназначены для силовой цепи, а один – является дополнительным и выполняет различные функции. Он блокирует цепь управления, включает звуковую или цветовую сигнализацию, частично обеспечивает автоматическую релейную защиту управления электроустановок.

Соединение проводников осуществляется при помощи специальных соединительных контактов. Они имеют овальную форму, благодаря которой повышается надежность фиксации. Для небольших проводов используются закаленные тарельчатые шайбы, а под проводники большого сечения предусмотрена зажимная скоба. Насечки на контактах еще больше повышают надежность фиксации, увеличивают площадь контакта и снижают нагрев проводов.

Когда на катушку поступает питание, это приводит к появлению электромагнитного эффекта. Под его влиянием металлический цилиндр начинает двигаться вверх, после чего происходит замыкание контакта. Цепь, подающая питание к катушке, считается управляющей, а напряжение в ней достаточно низкое, в пределах 24 вольт. Другая цепь, которая замыкает контакт является силовой, поскольку по ней проходит ток с напряжением, достигающим 660 вольт. При отсутствии подачи питания металлический сердечник под действием пружины возвращается в исходное положение, а цепь оказывается разомкнутой.

Конструкция и принцип действия

У классических магнитных контакторов есть несколько главных узлов: дугогасительная система, главные и дополнительные контакты, электромагнитная система.

Главные контакты отвечают за включение и отключения электрического тока. Их количество просчитывается исходя из характеристики пускателя. Главной особенностью их работы является подготовленность к частым включениям и отключениям. Если, к примеру, у кулачковых переключателей количество циклов не должно превышать 200, то в контакторах это число может быть более 500. Главные контакты бывают следующих видов:

  1. Рычажного (работают по круговой траектории, поворотной);
  2. Мостикового (работают по прямой линии).

Любым электромагнитным аппаратам, которые работают с большой силой тока, необходимо иметь специальные дугогасительные камеры. Эти детали способствуют гашению чрезмерной электрической дуги, которая может создавать помехи при работе.

Фото — принципиальная схема пускателя

Электромагнитной системой производится непосредственное управление другими механизмами. Независимо от типа, магнитная система помогает включать и отключать кинематическую схему другого (ведомого, управляемого) устройства. Она состоит из металлического сердечника, рабочей катушки и разнообразных соединяющих элементов. Данная часть устройства является наиболее хрупкой, именно от неё зависит качество и скорость работы.

В основном, низковольтные и высоковольтные пускатели рассчитаны на включение якоря в работу

Обратите внимание, внутри корпуса также как и снаружи присутствуют крепления. Этими защелкивающими деталями якорь контактора удерживается в определенном положении, образовывая замкнутую структуру

Это гарантирует бесперебойность работы.

Также контроль за работой системы осуществляют специальные пружины, которые можно отключить, если перестать подавать на них ток. Эти индивидуальные защелки иногда могут отключаться в зависимости от собственного веса.

Фото — импортные пускатели

Помимо основных элементов, пускатели также содержат дополнительные – это дроссели и т. д. Они нужны для управления отдельными основными контактами и для передачи блокирующего сигнала в контролируемые системы, например, сигнализация или освещение. В основном такие контакты воздействуют прямолинейно и выполнены по мостиковому типу. Они способны контролировать дополнительно ток свыше 20 ампер.

При воздействии дуги с этим блоком, она не исчезает полностью. При помощи специальных решеток, поток направленных частиц разбивается на множество небольших потоков, благодаря чему при поступлении тока на рабочие части, дуга сводится к нулю.

Фото — схема действия быстродействующего контактора

Нормально открытые и закрытые контакты

Первая цифра обозначения – это порядковый номер контакта. А вторая цифра – это функция контакта.

Например, сверху можно увидеть надписи 13-21. Снизу 14-22.

То есть, первые цифры 1-2 это порядковый номер контакта. Слева идет один вспомогательный контакт, справа второй.

А вторая цифра – это функция. Число 1-2 – это общий провод или часть нормально закрытого контакта цепи.

Число 3-4 это часть нормально открытого контакта. То есть по номерам, не раскручивая и не прозванивая механизм, не изучая его схему в паспорте, можно сразу понять, что 13-14 является нормально открытым контактом №1 (NO – normal open).

А 21-22 – нормально закрытый контакт №2 (NC – normal closed).

Все другие привычные нам электромагнитные реле, имеют такую же маркировку, облегчающую визуальное понимание функциональности устройства. Вот пример другого реле и обозначение его контактов.

Вам не нужно искать документацию на него, чтобы понять как здесь подключаться или какую функцию несет тот или иной винтовой зажим.

На корпусе также обязательно прописывается напряжение катушки, которая управляет пускателем.

Буква М7 (или другая) – это определение типа катушки в заказном номере.

Например, если у вас в контакторе марки LC1D25 сгорит катушка, вам достаточно будет при заказе указать напряжение и ее номер М7. Вы точно будете знать, что придет именно то изделие, и того размера, которое необходимо.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание – это возможность использования разных типов проводов в клеммах. Если площадки будут медными, это означает, что применять алюминиевые провода недопустимо. 

Сечение и типы подключаемых проводов указываются в технической документации

Сечение и типы подключаемых проводов указываются в технической документации.

Пост кнопочный: назначение и схема

Пост кнопочный

— предназначен для коммутации электрических цепей управления переменного тока напряжением до 660 В частоты 50 и 60 Гц и постоянного тока напряжением до 440 В, и/или подачи сигналов управления, как на месте, так и дистанционно; применяется для дистанционного управления различными механизмами и электрическими машинами

Это несложное изделие, состоящее из минимального количества деталей, но с очень важной функцией — подача команд и индикация их исполнения

Применение кнопочных постов достаточно разнообразно и соответственно он имеет разные виды и схемы исполнения. Пример: пост управления тельфером (правильнее конечно было бы назвать «пульт управления») Рис. 1 . При помощи пускателя этого типа производится контроль работы различных тяговых механизмов. В основном это подъемный кран, лифтовой эскалатор, балки и т. д.

Однако темой данной статьи будет именно стандартный кнопочный пост для управления различными силовыми устройствами (в основном это различные электродвигатели). «Старт-Стоп» кнопочный пост, сразу отмечу, что схема применима не только к магнитным пускателям но и к любому виду реле. Итак, что представляет собой «кнопочный пост»? «Кнопочный пост» конструктивно состоит из корпуса и двух кнопок «Пуск» и «Стоп». Внешний вид кнопок для кнопочных постов представлены на рис.1

. нарисунке 2 представлен корпус кнопочного поста.

  • Обе кнопки без фиксации положения.
  • Копка «Пуск» (обычно зелёного цвета и может иметь подсветку при включение) имеет нормально разомкнутые контакты и предназначена для включения КМ;
  • Кнопка «Стоп» (обычно красного цвета) имеет нормально замкнутые контакты и предназначена для снятия напряжения с КМ;

Схема включения — выключения показана на рис. 4

. ничего сложного: при замыкании контактов SB1.1 происходит подача напряжения на катушку контактора КМ1 и его срабатывание, при этом контакты SB1.1 копки «Пуск» блокируются нормально разомкнутыми контактами (НО) КМ1.4 контактора КМ1. Всё, силовые контакты контактора КМ1 замкнулись и напряжение на силовую установку подано. Вы можете отпустить кнопку «Пуск» и силовая установка останется под напряжением (не отключится), так как контакты КМ1.4, подключенные параллельно кнопке «Пуск», замкнулись и катушка пускателя КМ1 находится во включенном состояние постоянно. Получается так, что после отпускания кнопки «Пуск» фаза продолжает поступать на катушку магнитного пускателя, но уже через собственную пару контактов КМ1.4. Для остановки механизма служит кнопка «Стоп», при её нажатии контакты ST2 размыкаются напряжение с катушки контактора КМ1 снимается, его контакты КМ1.4 размыкаются и одновременно разблокируя, тем самым, контакты кнопки «Старт», двигатель остановлен. На рисунке 5 стрелкой показано движение фазы «L3» (для питания катушки магнитного контактора можно выбрать, произвольно, любую из фаз).

Точек включения конкретной системы может быть несколько (например, система вентиляции…). Схема подключения нескольких кнопочных постов показана на рис.6

При такой схеме включения «исполнительный» магнитный контактор (КМ 1) может быть как включен так и выключен с любого из «постов», в такой схеме конечно желательна подсветка кнопки пуск, чтобы с любого из постов было видно состояние системы. Как Вы понимаете, уважаемый читатель, кнопками «Пуск», «Стоп», осуществляется как местное (со щита управления и автоматики) так и дистанционное управление магнитным пускателем, а значит и нагрузкой, которую он коммутирует. Причем вместо двигателя Вы можете подключать любую нагрузку, например, мощный ТЭН.

Ну вот и всё, если у вас возникли вопросы воспользуйтесь нашей электронной почтой

. попробуем на них квалифицированно ответить. В строке письма «тема» пишите: «Системы полива».P.S. просьба, не задавать вопросов на которые последует ответ: «читайте внимательно статью».

Подключаем магнитный пускатель через кнопочный пост, кнопки “Пуск” и “Стоп”. Для тех, кто читает электрические схемы и может представить, как работает схема в динамике, подключить магнитный пускатель не составит труда. На сайт, не раз поступали просьбы, подсказать, как подключить пускатель к двигателю с кнопками пуск — стоп в сеть 220В.

Постараюсь объяснить буквально на пальцах, что куда и зачем идет. Разобраться с монтажной схемой на первый взгляд трудно. Все будет понятно, когда внимательно изучишь схему, но не всю сразу, а по частям элемент за элементом, задавая себе вопросы, какую роль выполняет данный контакт или элемент в схеме.

Схемы включения магнитных пускателей

Одна из простейших схем подключения магнитного пускателя показана ниже:

Принцип работы данной схемы довольно прост: при замыкании автоматического выключателя QF собирается схема питания катушки магнитного пускателя. Предохранитель PU обеспечивает защиту схемы управления от коротких замыканий. При нормальных условиях контакт тепловых реле Р замкнут. Итак, для запуска асинхронника нажимаем кнопку «Пуск», цепь замыкается, через катушку магнитного пускателя КМ начинает протекать ток, сердечник втягивается, тем самым замыкая силовые контакты КМ, а также блок контакт БК. Блок контакт БК нужен для того, чтоб замкнуть цепь управления, поскольку кнопка после того как ее отпустят, вернется в исходное положение. Для остановки этой электродвигателя достаточно нажать кнопку «Стоп», которая разберет схему управления.

При длительном токе перегрузке сработает тепловой датчик Р, который разомкнет контакт Р, и это тоже приведет к остановке машины.

При схеме включения приведенной выше следует учесть напряжение номинальное катушки. Если напряжение катушки 220 В, а двигателя (при соединении в звезду) 380 В, то данную схему употреблять нельзя, а можно применить с нейтральным проводником, а если в обмотки двигателя соединены треугольником (220 В), то данная система вполне жизнеспособна.

Схема с нейтральным проводником:

Единственное отличие этих схем включения, что в первом случае питание системы управления подключено к двум фазам, а во втором к фазе и нейтральному проводнику. При автоматическом управлении системой пуска вместо кнопки «Пуск» может включатся контакт из системы управления.

Реверсивная схема включения показана ниже:

Эта схема более сложная, чем при подключении не реверсивного устройства. Давайте рассмотрим принцип ее работы. При нажатии кнопки «Вперед» происходят все описанные выше действия, но как вы видите из схемы, перед кнопкой вперед появился нормально замкнутый контакт КМ2. Это нужно для выполнения электрической блокировки одновременного включения двух устройств (избежание короткого замыкания). При нажатии кнопки «Назад»  во время работы электропривода ничего не произойдет, так как контакт КМ1 перед кнопкой «Назад» будет разомкнут. Для произведения реверса машины необходимо нажать кнопку «Стоп» и только после отключения одного устройства можно будет включить второе.

Классическая схема прямого включения трехфазного электродвигателя

Схема управления использует питание от напряжения между двумя соседними фазными линиями. При нажатии кнопки «Пуск», с помощью основного ее контакта замыкается цепь катушки «KM». При этом все контактные группы, включая дополнительные контакты в цепи управления, соединяются под управлением электромагнита катушки. Разомкнуть цепь можно двумя способами: при срабатывании аварийного реле, или нажав на кнопку «Стоп». В этом случае магнитный пускатель возвращается в исходное положение «все выключено» (или в случае с двумя категориями контактов, нормально замкнутые группы будут подключены).

Этот же вариант подключения, только управляющая цепь соединяется с фазой и нейтралью. С точки зрения работы пускателя, разницы нет. Так же точно срабатывают кнопки, и защитное термореле.

Реверсивное подключение трехфазного электродвигателя

Как правило, для этого применяются два электромагнитных пускателя, в которых выхода фазных контактов комбинированы со сдвигом. Устройства скомбинированы в один коммутатор, поэтому его можно рассматривать как единый элемент.

В зависимости от того, какая контактная группа подключена к электродвигателю, его ротор крутится в одну либо другую сторону. Такой вариант незаменим при использовании на конвейерах, станках, и прочих электроустановках, в которых предусмотрено 2 направления вращения (движения).

Как работает эта схема на практике? Смотрим иллюстрацию:

Единая схема управления с двумя группами кнопок пуска: «Вперед» и «Назад». Каждая из них включает соответствующую катушку электромагнита. Почему схема общая? Кнопка «Стоп» по условиям безопасности должна быть единой. Иначе при возникновении аварийной ситуации, оператор потеряет драгоценные секунды в поисках необходимой кнопки (для «Вперед» или для «Назад»).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий