Классификация и маркировка электрических шинопроводов

Шинопровод

Шинопровод – это металлический короб с проводами внутри. Его еще могут называть: токопровод, токошинопроводник, трек, трековая шина, рельса. Фазы или контуры шинопровода – количество токопроводников (жил), которые подключаются к сети.

В однофазном шинопроводе одна жила передает энергию, в двухфазном – две, а в трехфазном – три жилы. Независимо от количества фаз шинопровод снабжается еще одной жилой, которую называют ноль или нейтральный проводник. По нему остаточный ток возвращается по контуру, а в случае обрыва он выравнивает напряжение, не допуская короткого замыкания.

Кроме того, в шину могут быть добавлены жилы протоколов (например, DALI), которые позволяют диммировать светильники или добавляют продвинутые возможности SMART-управления, но светильники в этом случае также должны поддерживать соответствующий протокол управления (см. Рис. 4).

Главным ограничением шинопроводов по мощности является допустимая сила тока на каждую фазу. Эта величина обычно колеблется в пределах от 2 А до 16 А (ампер).

Шинопровод можно изгибать специальными устройствами и разрезать обычной ножевкой по металлу, что позволяет создавать уникальные сложные системы освещения.

Рис.1 Однофазный шинопроводN – ноль, L – фаза
Рис.2 1-фазный шинопровод с тремя проводами
Рис.3 Трехфазный шинопроводN – ноль, L1, L2, L3 – фаза
Рис.4 3-фазный шинопровод с протоколом DALID – провод протокола DALI

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Виды электротехнических шин

При помощи токопроводящих шин соединяют выключатели, контакторы, генераторы, разъединители, трансформаторы, компенсаторы и другие части промышленного электрического оборудования. От сечения таких соединительных частей зависит нагрузка, которую они выдерживают.

Существуют жесткие шины без изоляции. Это обычные прямоугольные пластины из меди или алюминия, которые устанавливают на крупных узлах. В числе мест установки жестких неизолированных шин входы распределительных устройств, соединения трансформатора с ГРУ или с КРУ и РУ. Также подобные соединения встречаются в закрытых РУ на количество энергии в 6–10 киловатт. Местом применения жестких шин без изоляции являются и трансформаторы, расположенные в шкафах. Помимо прямоугольного сечения таких соединений, существует и коробчатое. Оно рекомендуется для сетей с высокими нагрузками: благодаря коробчатому сечению обеспечивается лучшее охлаждение системы и меньшие потери энергии. Жесткие шины закрепляют в системе при помощи опорных изоляторов.

Ко второму стандарту соединений элементов электрического оборудования относят гибкие изолированные шины. Они представляют собой несколько тонких прямоугольных длинных пластин, помещенных друг на друга. Вместе их соединяет плотная изоляция из ПВХ или подобного материала. Гибкие шины легко установить, они не ржавеют со временем, наконец, их, в отличие от жестких аналогов, можно расположить ближе друг к другу – за счет этого экономится место. Устанавливают соединения при помощи контактных шайб и болтов, для чего предварительно пробивают отверстия. Закручивать нужно ключом с ограничителем. Кабельные наконечники не требуются.

Гибкие шины используют во всех видах электрического оборудования, вне зависимости от нагрузки сети. Например, это может быть связка ОРУ с блочным трансформатором или РУ на 35 киловатт.

Среди гибких токопроводящих шин особое место занимают плетеные. Они обладают наиболее высокой проводимостью и выделяют очень мало тепла. Такие соединения сплетают из полосок меди. В ряде случаев их производят под давлением при помощи диффузионной сварки. Через тонкие медные фрагменты пропускают электрический ток, в результате чего они привариваются друг к другу. Чтобы монтировать такие соединения, возможно придется сверлить установочные площадки, но так бывает не всегда. Плетеные шины соединяют шинные линии с любым оборудованием. Еще одним их достоинством является устойчивость к вибрациям. Поэтому плетеные шины применяют в сейсмоопасных зонах, а также в автовыключателях, токопроводах сварочных аппаратов или печах сопротивления.

Современные производители изготавливают большой выбор аксессуаров для шин. Это зажимы, биметаллические пластины, шинодержатели и изоляторы разных видов. Все это делает монтаж соединений разных видов достаточно простым делом.

Требования к электрическим распределительным щиткам

Не говоря об эстетической стороне вопроса, рекомендуется основательно подойти к выбору модели электрощитка. Соблюдение всех требований значительно упростит жизнь, а диалоги с проверяющими инстанциями сведутся к минимуму. Щиток должен иметь:

  • Сертификат соответствия качества, пожарный сертификат;
  • Технический паспорт, в котором прописаны все элементы внутреннего содержания, их количество и номинальный ток;
  • Маркировку на корпусе с указанием напряжения;
  • Заземление, как корпуса, так и дверцы.

Кроме того, материал корпуса щитка должен быть с защитным слоем, не пропускающим электрический ток. Все провода внутренней начинки и соединительные, а также шины, должны иметь маркировку подключения.  Устройство дверцы должно позволять свободную установку пломбы.

Подбирая щиток для квартиры, учитывайте, что на заземляющие и нулевые клеммы нельзя фиксировать более 1 провода. Поэтому их количество должно несколько превышать необходимое на данный момент, чтобы позволить увеличить количество подключений в будущем, если возникнет такая необходимость.

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин

Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов

К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

Измерительные трансформаторы, аппараты защиты от перенапряжений, конденсаторные установки

Перед монтажом измерительных трансформаторов (тока, напряжения) проводится их осмотр. Проверяется целостность изоляции, исправность швов армировки, уровень масла в маслонаполненных трансформаторах, его электрическая прочность, измеряются характеристики изоляции обмоток.

Ревизия трансформаторов с выемкой активной части допускается лишь в том случае, когда имеются внешние признаки или результаты измерений, указывающие на возможные внутренние повреждения.

При монтаже измерительных трансформаторов должна быть обеспечена вертикальность и горизонтальность их установки на опорной конструкции. В период монтажа измерительных трансформаторов напряжения их первичные и вторичные обмотки с целью безопасности закорачиваются, поскольку случайные прикосновения обмоток с временными проводами освещения, сварки, измерений могут вызвать трансформацию напряжения, опасного для жизни.

Все вторичные обмотки измерительных трансформаторов заземляются с целью безопасного обслуживания вторичных цепей при эксплуатации. Высоковольтные вводы смонтированного трансформатора напряжения должны быть закорочены до его включения под напряжение. Корпус трансформатора должен быть заземлен.

Перед монтажом разрядников и ограничителей перенапряжений осматривается их фарфоровая покрышка, в которой не должно быть трещин и сколов, проверяется состояние швов армировки и положение герметизирующих прокладок. Легкое встряхивание или покачивание аппарата не должны вызывать внутреннего шума или позвякивания. Аппараты в полимерных покрышках имеют меньшую массу, меньшую вероятность повреждения при транспортировке, хранении и монтаже, более надежны.

После установки аппарата защиты от перенапряжения на опорную конструкцию (фундамент) выполняется его ошиновка и подключение к заземляющему устройству. Все металлические части и швы армировки покрываются влагостойкой краской.

При монтаже конденсаторных установок должна быть обеспечена горизонтальная установка каркасов и вертикальная установка конденсаторов. Расстояние между дном конденсаторов нижнего яруса и полом помещения должно быть не менее 100 мм. Паспорта конденсаторов (таблички с техническими данными) должны быть обращены в сторону прохода, из которого будет производиться их обслуживание.

Токоведущие шины и заземляющие проводники должны монтироваться таким образом, чтобы обеспечить удобство смены любого конденсатора во время эксплуатации. Ошиновка не должна создавать изгибающих усилий в выводных изоляторах конденсаторов.

Выбор автоматов в домовой или квартирный щиток

В электрическом щитке используют три типа устройств:

  • Автомат. Отключает и включает питание в ручном режиме, а также срабатывает (разрывает цепь) при коротком замыкании в цепи.
  • УЗО (устройство защитного отключения). Оно контролирует ток утечки, который возникает при пробое изоляции или в случае, если кто-то взялся за провода. При возникновении одной из указанных ситуаций цепь разрывается.
  • Диф. автомат (дифференциальный автомат). Это устройство, которое в одном корпусе совмещает два: контролирует и наличие КЗ и тока утечки.

Диф-автоматы обычно ставят вместо связки — УЗО+автомат. Этим экономится место в щитке — его требуется меньше на один модуль

Иногда это важно: например, вам нужно включить еще одну линию электропитания, а места для установки нет как нет и свободного автомата

Диф-автомат ставят вместо связки автомата и УЗО

Вообще же чаще ставят два устройства. Во-первых, это дешевле (диф.автоматы стоят дороже), во-вторых, при сработке одного из защитных устройств вы точно знаете, что произошло и что нужно искать: КЗ (если выключался автомат) или утечка и возможная перегрузка по току (сработало УЗО). При сработке дифавтомата вы этого не обнаружите. Разве что поставите специальную модель, которая имеет флажок, показывающий, по какой неисправности сработало устройство.

Автоматы защиты

Защитные автоматы выбираются по току, который необходим для потребителей данной группы. Высчитывается он просто. Складываете максимальные мощности всех подключаемых одновременно устройств в группе, делите на напряжение сети — 220 В, получаете требуемую мощность по току. Номинал устройства берете чуть больше, иначе при включении всех нагрузок он будет отключаться по перегрузке.

Например, сложив мощность всех устройств в группе получили суммарное значение 6,5 кВт (6500 Вт). Делим на 220 В, получаем 6500 Вт / 220 В = 29,54 А.

Какие цифры на корпусе что обозначают

Номиналы автоматов по току могут быть следующие: (в А) 6, 10, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63. Ближайший больший к заданному значению — 32 А. Такой и ищем.

Нулевая шина

Подключение заземляющих и нейтральных рабочих проводников выполняется с помощью нулевой шины. Ее конструкция состоит из токопроводящей жилы и пластикового основания, которое монтируется на DIN рейку. Жила изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. В конструкции токопроводящего элемента имеются отверстия и зажимные болты. Их наличие позволяет выполнить аккуратную и безопасную разводку кабелей в узлах распределительных устройств. Модели нулевых шин изготавливают разной длины, что позволяет проделать в жиле требуемое количество монтажных отверстий. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400В.

Благодаря применению нулевой шины удастся:

  • повысить эффективность используемых защитных автоматических устройств;
  • создать одновременно несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводнику;
  • аккуратно и безопасно разделить нулевые и рабочие проводники;
  • выполнить заземление видимого типа с использованием пластикового устройства с крышкой для защиты клемм;
  • смонтировать единую цепь от точки заземления до каждой нагрузки.

Монтаж нулевой шины выполняется непосредственно внутри электрического щитка или на металлическую рейку с помощью болтового соединения. Различают открытый и закрытый способы монтажа. Первый вариант предусмотрен для электрических шкафов с закрытой конструкцией, что исключает доступ посторонних лиц к внутреннему содержимому. Монтаж закрытым способом оптимален для сетей, к которым подключается дорогостоящее энергоемкое оборудование – станки и механизмы, электроинструмент и т.д.

Правила монтажа

При монтаже гребенчатой шины для подключения групповых автоматов необходимо соблюдать определенные правила, чтобы избежать ошибок и обеспечить безопасность подключения.

1. Правильный выбор гребенки

Перед монтажом необходимо выбрать подходящую разновидность гребенки в зависимости от количества автоматов и устройств, которые будут подключаться

Существуют различные типичные формы и производители гребенок, поэтому важно выбрать подходящую конструкцию

2. Подключение гребенки

Гребенку следует подключать через соединительные выводы автоматов. При монтаже однофазных гребенок необходимо учесть правильный порядок подключения фазы и нейтрали. Для трехфазных гребенок необходимо правильно подключить фазы и нейтраль.

3. Подключение гребенки к устройствам

При подключении гребенки к автоматам и устройствам необходимо обратить внимание на правильное соединение выводов гребенки с соответствующими выводами автоматов или устройств. При несоблюдении этого правила могут возникнуть неполадки или неисправности в работе

4. Подключение УЗО

Если необходимо подключить дифференциальные автоматы или УЗО, то их выводы должны быть правильно подключены к соответствующим выводам гребенки. При этом необходимо соблюдать правильный порядок подключения и обеспечить надежную изоляцию соединений.

5. Проверка безопасности

После завершения монтажа необходимо проверить безопасность подключения. Рекомендуется внимательно проверить правильность подключения гребенки и автоматов, а также обеспечить надежную фиксацию шины. При обнаружении ошибок или неисправностей, необходимо их исправить до включения электрической сети.

6. Плюсы и минусы гребенчатой шины

Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов имеет свои преимущества и недостатки. Среди плюсов можно отметить удобство монтажа, возможность быстрого подключения и замены автоматов, а также компактность конструкции. Однако, гребенка может иметь ограничения по количеству подключаемых автоматов и требует правильного монтажа для обеспечения надежности и безопасности.

7. Использование гребенки в монтаже

Гребенка широко используется в монтаже электроустановок для подключения групповых автоматов и устройств. Она позволяет сократить время и упростить процесс монтажа, а также обеспечить надежное и безопасное подключение. При выборе и установке гребенки необходимо соблюдать правила и рекомендации производителей.

Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме

С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.

Требования безопасности ПУЭ

Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.

Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.

Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.

Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины:

  1. Токопроводящая жила из прочного металла.
  2. Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.

В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.

Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.

Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.

Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.

Целевое назначение: для чего нужна

Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.

Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).

Преимущество использования:

  1. Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
  2. Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
  3. Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
  4. Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
  5. Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.

Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.

Правила монтажа

В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:

  1. Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
  2. Монтаж через угловые изоляторы.
  3. Крепление в электрощитке.

Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:

  1. Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
  2. Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.

После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно

При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть. Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин

Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока

Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.

По применению

Монтаж шинопроводов – важный процесс при строительстве и модернизации электрических сетей. От правильно установленных шинопроводов зависит надежность и безопасность работы всей системы. Применение шинопроводов может быть различным в зависимости от нужд и особенностей объекта.

Основные области применения шинопроводов включают:

  1. Электроэнергетика: шинопроводы используются для передачи электроэнергии на подстанции, на оборудование и между составляющими системы.
  2. Промышленность: шинопроводы применяются на предприятиях различных отраслей для обеспечения электропитания для машин и оборудования.
  3. Транспорт: шинопроводы использоваться на железнодорожном, метрополитенном и автомобильном транспорте для электрического питания систем сигнализации, освещения и управления.
  4. Строительство: шинопроводы применяются на строительных объектах для обеспечения временного электропитания.
  5. Телекоммуникации: шинопроводы используются для прокладки кабелей и оптических волокон для передачи данных и сигналов связи.

Шинопроводы различаются по конструкции, маркировке, классификации и устройству в зависимости от применяемых материалов и требований электробезопасности. Правильный монтаж шинопровода и последующая эксплуатация обеспечивают безопасную работу электрической сети и продлевают срок службы шинопровода.

Область примененияПримеры применения
Электроэнергетика
  • Передача электроэнергии на подстанции
  • Энергопитание оборудования
  • Соединение составляющих системы
Промышленность
  • Обеспечение электропитания для машин и оборудования
  • Соединение электрических устройств
Транспорт
  • Электрическое питание систем сигнализации
  • Освещение и управление на железнодорожном, метрополитенном и автомобильном транспорте
Строительство
Телекоммуникации
  • Прокладка кабелей и оптических волокон
  • Передача данных и сигналов связи

Преимущества использования шинопроводов


Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов

Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:

  • Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
  • Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
  • Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
  • Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
  • Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
  • Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.

Маркировка шинопроводов

Маркировка шинопроводов является важной составляющей их устройства. Она позволяет обеспечить систематизацию и организацию работы с шинопроводами, а также упростить их монтаж и обслуживание

Маркировка шинопроводов может состоять из следующих элементов:

Номер шинопровода — уникальный идентификатор, позволяющий однозначно определить каждый шинопровод. Номер обычно наносится на корпус шинопровода или указывается в технической документации.
Марка шинопровода — указывает на его тип и модель. Например, «Шинопровод МТ-50» или «Шинопровод АВ-100».
Класс шинопровода — определяет его технические характеристики, например, номинальное напряжение и ток, уровень защиты, материал изготовления и другие параметры.
Дата изготовления шинопровода — указывает на дату его производства

Это может быть важно при контроле срока службы и обслуживания шинопровода.

Маркировка шинопроводов может быть нанесена на их поверхность с помощью специальных этикеток, гравировки, штамповки или других методов. Она должна быть четкой, видимой и устойчивой к воздействию внешних факторов.

Правильная маркировка шинопроводов позволяет упростить процесс установки, обслуживания и ремонта систем шинопроводов. Она также помогает снизить риск путаницы и ошибок при работе с ними, что способствует повышению общей надежности и безопасности электроустановок.

Виды отводов

Отводы представляют собой элементы соединительной трехфазной шины, которые служат для изменения направления ее хода. В зависимости от направления изменения хода применяются отводы различного типа:

  • Прямые отводы – используются для изменения направления соединительной трехфазной шины на 90 градусов в горизонтальной плоскости.
  • Угловые отводы – используются для изменения направления соединительной трехфазной шины на угол от 30 до 150 градусов в горизонтальной плоскости.
  • Вертикальные отводы – используются для изменения направления соединительной трехфазной шины на 90 градусов в вертикальной плоскости.
  • Компенсирующие отводы – используются для компенсации температурных деформаций и механических напряжений.

Отводы могут иметь различную конструкцию, в зависимости от применения и технических требований. Одним из наиболее распространенных типов конструкций является изготовление отводов из углеродистой стали, покрытой гальваническим способом пластиком. Это позволяет добиться высокой прочности и долговечности элемента, а также обеспечить защиту от коррозии и воздействия внешней среды.

Другим распространенным типом отводов являются кабельные отводы, которые используются для соединения силовых кабелей с трехфазной шиной. Кабельные отводы имеют специальную конструкцию, которая позволяет герметично защитить кабель от воздействия внешней среды и обеспечить надежную электрическую связь.

Виды и классификация шинопроводов

Шинопроводы (или шинныe каналы) — это конструкции, предназначенные для укладки и защиты электрокабелей и проводов в земле или на стене здания. Шинопроводы используются в различных отраслях, включая энергетику, транспорт, промышленность и строительство. В зависимости от конструкции и места установки шинопроводы могут быть различных типов и классов.

Основные виды шинопроводов:

  • Металлические шинопроводы.
  • Пластиковые шинопроводы.
  • Комбинированные шинопроводы.

Металлические шинопроводы могут быть выполнены из стали, алюминия или других металлов. Они обеспечивают высокую прочность и защиту от внешних воздействий, но могут быть более тяжелыми и требовать дополнительных операций при монтаже.

Пластиковые шинопроводы, как правило, изготавливаются из поливинилхлорида (ПВХ) или полипропилена (ПП). Они легкие, гибкие и обладают высокой химической стойкостью. Однако пластиковые шинопроводы могут быть менее прочными и менее устойчивыми к высоким температурам и механическим воздействиям.

Комбинированные шинопроводы представляют собой соединение металлических и пластиковых элементов. Они объединяют преимущества обоих типов и обычно обладают высокой прочностью и химической стойкостью. Однако они могут быть более сложны в монтаже и требовать дополнительных операций.

Шинопроводы также классифицируются по размеру и вместимости, включая типы шинопроводов для одиночных или множественных кабелей, шинопроводы различных диаметров и глубин укладки, а также шинопроводы со встроенными аксессуарами, такими как разветвители, заглушки и соединители.

Классификация шинопроводов Описание
По материалу Металлические, пластиковые, комбинированные
По размеру Диаметр, глубина укладки
По емкости Одиночные или множественные кабели, разветвители, заглушки и соединители

В зависимости от требований проекта и условий эксплуатации, выбор типа и класса шинопровода является важным аспектом. Проектировщики и инженеры должны учитывать особенности каждого типа шинопровода и обеспечивать его соответствие с требованиями норм и стандартов.

Приложение 2

Шайбы ( ГОСТ 11371)

Болты

Шайбы

Диаметр, мм

Диаметр, мм

Толщина, мм

Масса стальных шайб 1000 шт., кг

внутренний

наружный

6

6,4

12,5

1,

0,853

8

8,4

17,5

1,6

2,320

10

10,5

21,0

2,0

4.080

12

13,0

24,0

2,5

6,270

16

17,0

30,0

3,0

11,300

20

21,0

37,0

4,0

32,900

Шайбы ( ГОСТ 6958)

Болты

Шайбы

Диаметр, мм

Диаметр, мм

Толщина, мм

Масса стальных шайб 1000 шт., кг

внутренний

наружный

6

6,4

18,0

1,6

2,79

8

8,4

24,0

2,0

6,23

10

10,5

30,0

3,0

14,60

12

13,0

36,0

3,0

20,80

16

17,0

48,0

4,0

49,60

20

21,0

60,0

5,0

97,40

Примечание

Для определения массы шайб из алюминиевого сплава и латуни массу, указанную в таблице, следует умножить на: 0,356 – для алюминиевого сплава, 1,083 – для латуни.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Использование и конструкция

Второй вариант является более предпочтительным, что обусловлено хорошими показателями проводимости, медленным процессом окисления в условиях высокого напряжения, а также отсутствием коррозийных изменений.

Элементы из стали чаще всего используются только из соображений экономии.

Именно медные шины, как правило, применяются в условиях современного частного домостроительства.

Главная заземляющая жила устанавливается во все вводные устройства распределительного типа.

Конструкция шины заземления не отличается сложностью, но позволяет в индивидуальном порядке осуществлять подключение или отключение защитных проводников посредством специальных инструментов. Общее число подсоединений — пять или более, напрямую зависит от схемы подключения шины заземления.

Шина заземления на стене

Установка выполняется закрытым или открытым способом, но место монтажа должно характеризоваться удобством доступа и обслуживания. Тип установки «открыто» востребован при ограничении доступа для посторонних лиц, включая щитовые ящики в жилых домах. Закрытый тип монтируется в закрытых щитовых шкафах.

Запрещается устанавливать алюминиевые шины, которые подвержены коррозии, а также обладают меньшим сопротивлением, поэтому не являются безопасными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий