Принцип работы воздушного клапана в системе отопления

Принципы выбора

Воздушные клапаны для системы отопления могут входить в состав группы безопасности или комплект коллектора для теплого пола, поставляться вместе с приборами отопления.

Автовоздушник подбирается с учетом его рабочих параметров (максимально допустимая температура и давление), они должны соответствовать характеристикам отопительной системы. По исполнению подразделяются на прямые и угловые устройства, горизонтальные и вертикальные.

Краны Маевского различаются способом откручивания рабочего винта :

  • с головкой штока под специальный ключ (неудобство состоит в том, что ключа в нужный момент может не оказаться под рукой);
  • с несъемной рукояткой (нельзя использовать в местах, доступных детям младшего возраста, чтобы исключить опасность ожога нагретым теплоносителем;
  • со шлицем под плоскую отвертку (самый удобный и безопасный вариант).

Чтобы оснастить отопительную систему надежным воздуховыпускным клапаном, рекомендуется выбирать продукцию известных марок. Следует избегать дешевых изделий из хрупкого силумина, имитирующего латунь.

Назначение и область применения воздухоотводчиков

Главным назначением воздухоотводчиков является удаление воздуха из системы отопления и как следствие – поддержание качественной циркуляции теплоносителя. Менее значимой функцией устройств считается снижение скорости коррозии за счет вывода воздушных масс. Воздухоотводящие устройства применяются в закрытых (герметичных) схемах отопления, устанавливаются на следующее оборудование и устройства:

  1. Отопительные приборы – радиаторы, конвекторы, регистры, полотенцесушители и так далее;
  2. Теплообменные аппараты;
  3. Трубопроводы;
  4. Комплексы водяных теплых полов;
  5. Гидравлические разделители, тепловые аккумуляторы;
  6. Группы безопасности котлов;
  7. Распределительные коллекторы.

Классические радиаторы имеют довольно сложную внутреннюю конфигурацию и поэтому в большинстве случаев склонны к накоплению воздуха – особенно модели вертикальной серии и в случаях с нижним подключением подводок. При накоплении воздуха наблюдается снижение температуры поверхности батарей – воздух препятствует движению теплоносителя и значительно ухудшает теплоотдачу. Другие типы отопительных приборов – конвекторы, регистры и полотенцесушители имеют трубчатое строение, более простое по гидравлике – поэтому менее подвержены завоздушиванию, но и здесь встречаются ситуации, когда без воздухоотводчика не обойтись.

Теплообменные аппараты и калориферы также могут иметь сложное гидравлическое устройство – но чаще всего они оснащаются не классическими воздухоотводчиками, а ручной арматурой для сброса воздуха.

Трубопроводы системы отопления также в большой степени подвержены образованию воздушных пробок – здесь воздух скапливается в верхней части вертикальных магистралей, в «мертвых» зонах – областях, расположенных выше движения основного потока теплоносителя. В системах водяных теплых полов воздухоотводчики размещают на узле управления и циркуляции комплекса.

Обязательным элементом является воздухоотводчик для группы безопасности котла – она либо входит в состав конструкции котлоагрегата, либо монтируется отдельно – на возвышении обвязки устройства. Гидравлические разделители и теплоаккумуляторы в силу своего конструктивного устройства являются интенсивными отделителями воздуха – поэтому на них воздухооводчики устанавливаются обязательно (на верхней части). То же самое можно сказать и о распределительных коллекторах системы отопления.

Устанавливаем клапана для сброса воздуха

Для отвода воздуха из отопления на радиаторах ставят воздухоотводчики — ручные и автоматические воздушные клапана. Их называют по-разному: спускник, воздухосбросник, спускной или воздушный клапан, воздушник и т.п. Суть от этого не меняется.

Воздушный клапан Маевского

Это небольшое устройство для стравливания воздуха из радиаторов отопления вручную. Устанавливается оно в верхний свободный коллектор радиатора. Есть разных диаметров под разное сечение коллектора.

Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

Представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. Это отверстие закрывается винтом конусообразной формы. Выкручивая винт на несколько оборотов, предоставляем возможность воздуху выйти из радиатора.

Устройство для отвода воздуха из радиаторов

Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно к основному каналу сделано дополнительное отверстие. Через него собственно, воздух и выходит. Во время развоздушивания при помощи крана Маевского, направьте это отверстие вверх. После этого можно винт откручивать. Откручивайте на несколько оборотов, сильно не выкручивайте. После того, как прекратиться шипение, винт возвращаете в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

При пуске системы может потребоваться обход всех воздухосборников по нескольку раз — пока воздух вообще перестанет выходить. После этого радиаторы должны греться равномерно.

Автоматический клапан сброса воздуха

Эти небольшие устройства ставятся как на радиаторы, так и в других точках системы. Отличаются они тем, что позволяют стравливать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы рассмотрим строение одного из автоматических воздушных клапанов.

Принцип работы автоматического спускника такой:

  • В нормальном состоянии теплоноситель заполняет камеру процентов на 70. Поплавок находится вверху, поджимает шток.
  • При попадании в камеру воздуха, теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
  • Он давит выступом-флажком на жиклер, отжимая его.

Принцип работы автоматического клапана для спуска воздуха

Отжатый жиклер открывает небольшую щель, которой достаточно для выхода воздуха, который скопился в верхней части камеры. По мере выхода воды корпус воздухоотводчика заполняется водой. Поплавок поднимается, освобождая шток. Он за счет пружины возвращается на место.

По этому принципу работают разные конструкции автоматических воздушных клапанов. Они могут быть прямыми, угловыми. Ставятся в наивысших точках системы, присутствуют в группе безопасности. Могут быть установлены в выявленных проблемных местах — где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там скапливается воздух.

Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он лишь чуть больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический воздушный клапан для отвода воздуха

Чистка от солей

Основная беда автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления — отверстие для отвода воздуха часто зарастает кристаллами соли. В этом случае или воздух не выходит или клапан начинает «плакать». В любом случае требуется его снять и прочистить.

Автоматический воздухоотоводчик в разобранном виде

Чтобы это можно было делать без остановки отопления, ставят автоматические воздушные клапана в паре с обратными. Первым монтируют обратный клапан, на него — воздушный. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивают, разбирают (откручивают крышку), чистят и собирают снова. После этого устройство снова готово стравливать воздух из системы отопления.

Клапан автоматического сброса воздуха из системы отопления

В отопительной системе с жидкостным теплоносителем используется целый ряд специализированных элементов, обеспечивающих надежность и эффективность ее эксплуатации. К их числу относится воздушный клапан (сепаратор) для отопления. Устройство для сброса воздуха из системы отопления дает возможность удалять газы, скопившиеся в трубопроводе и радиаторах.

Когда в трубопроводе образуется воздушная пробка, она стремится к самой высокой точке радиатора или отопительного контура в целом. Если в этом месте установлен автоматический клапан для выпуска воздуха, теплоноситель из его внутренней камеры вытесняется газами.

При вытеснении жидкости поплавок опускается вниз и открывает клапан, в результате чего стравливаются газы из трубопровода отопления, и камера вновь заполняется теплоносителем.

Клапан для автоматического сброса воздуха из системы отопления со временем заиливается, зарастает накипью. Это приводит к заеданию механизма, потере герметичности клапана – через него начинает просачиваться влага. Такое устройство требует замены — автоматические воздушники не подлежат ремонту.

Количество автоматических воздухоотводчиков зависит от особенностей отопительной системы.

  • Устройство требуется для установки:
  • в составе группы безопасности котельного агрегата на выходном патрубке водяной рубашки, где теплоноситель нагрет до максимальной температуры;
  • на самой высокой точке вертикальных стояков — именно туда поднимаются и скапливаются газообразные вещества;
  • на распределительные коллекторы теплых полов, чтобы можно было стравливать воздух из контуров;
  • на П-образные петли из полимерных труб, которые обустраиваются для компенсации теплового расширения трубопровода.

Принципы выбора

Воздушные клапаны для системы отопления могут входить в состав группы безопасности или комплект коллектора для теплого пола, поставляться вместе с приборами отопления.

Автовоздушник подбирается с учетом его рабочих параметров (максимально допустимая температура и давление), они должны соответствовать характеристикам отопительной системы. По исполнению подразделяются на прямые и угловые устройства, горизонтальные и вертикальные.

  1. Краны Маевского различаются способом откручивания рабочего винта:
  2. с головкой штока под специальный ключ (неудобство состоит в том, что ключа в нужный момент может не оказаться под рукой);
  3. с несъемной рукояткой (нельзя использовать в местах, доступных детям младшего возраста, чтобы исключить опасность ожога нагретым теплоносителем;
  4. со шлицем под плоскую отвертку (самый удобный и безопасный вариант).

Чтобы оснастить отопительную систему надежным воздуховыпускным клапаном, рекомендуется выбирать продукцию известных марок. Следует избегать дешевых изделий из хрупкого силумина, имитирующего латунь.

Чем опасен воздух в отопительной системе

Растворенный в теплоносителе воздух постепенно выводит из строя стальные трубы и радиаторы, элементы котельного агрегата. Коррозионная активность воздуха, который был сначала растворен в воде, а затем выделился при нагреве, заметно превышает показатели атмосферного воздуха за счет повышенного содержания кислорода.

Скопившиеся в трубопроводе газы не только провоцируют или ускоряют коррозию металлических элементов, но и формируют воздушные пробки, которые мешают системе отопления полноценно функционировать:

Из-за газовых пробок ухудшается циркуляция теплоносителя, в серьезных случаях движение жидкости по трубам может быть полностью блокировано. В такой ситуации приборы отопления быстро остывают.
Воздушные пробки работают как теплоизолятор, и, если газы скопились в верхней части батареи, она хуже прогревается и отдает помещению меньше тепловой энергии.
При наличии воздушных пробок движение теплоносителя по контуру отопления сопровождается громкими булькающими звуками и журчанием, что нарушает акустический комфорт в доме.

Циркуляционные насосы не рассчитаны на перекачку газов, при работе с завоздушенным теплоносителем подшипник и крыльчатка насосного агрегата изнашиваются значительно быстрее.
Специальные воздухоотводные устройства позволяют решить проблемы, связанные с завоздушиванием системы отопления

Важно правильно подобрать клапаны для стравливания воздуха и грамотно определить места расположения этих элементов.

https://youtube.com/watch?v=Q4LOLnuFOoc

Как удалить воздушную пробку

В идеале, газы поднимаются к самым высоким точкам контура, где установлены воздухоотводчики, и стравливаются оттуда клапанами, работающими в ручном или автоматическом режиме. На практике же ошибки проектирования или монтажа трубопровода приводят к формированию воздушных пробок в труднодоступных местах.

Чтобы удалить такую пробку, необходимо найти ее расположение — по журчанию теплоносителя, протекающего через завоздушенный участок, по относительно низкой температуре трубы или радиатора, по звонкому звуку при простукивании труб.

Выгнать пробку из автономной системы отопления поможет повышение температуры теплоносителя и/или давления в системе. Для воздействия давлением необходимо открыть подпиточный кран и ближний к воздушной пробке спускной клапан (по направлению потока). Поступающая в систему вода повышает давление и заставляет пробку продвигаться. Убедившись, что пробка вышла через клапан (он перестает шипеть), систему возвращают в обычный рабочий режим.

Удаление воздушной пробки из системы отопления

В более сложных случаях воздействуют не только давлением, но и температурой. Теплоноситель нельзя нагревать свыше максимально допустимых значений, чтобы не вывести отопительную систему из строя.

Важно! Регулярное формирование пробки в одном и том же месте свидетельствует о просчетах в проекте или некорректном монтаже. Рекомендуется установить в проблемном месте воздухоотводчик, врезав тройник в трубопровод

Как удалить пробку из контура

Перед тем как убрать воздух из системы, его нужно обнаружить. Варианты действий:

  • перед тем как выпустить воздух из системы отопления самостоятельно может лучше вызвать мастера и покончить с этим?;
  • попробовать отыскать ее самостоятельно, постучав по трубам. Звук на том участке, где стоит пробка, будет отличаться;
  • проверить равномерность прогревания радиаторов. Верх должен быть теплым, возможна небольшая разница с нижней частью. Главное, чтобы вверху температура была выше. Если это не так, значит, пробка в батареи.

Что удалить воздух в системе отопления частного из батарей достаточно воспользоваться краном Маевского. В других случаях надо сначала проверить состояние оборудования, отвечающего за этот процесс. Если оно в рабочем состоянии можно повысить давление, чтобы пробка вышла сама, или подпитать систему. Если контур заполняется с ноля, то надо заливать воду в несколько этапов, не торопясь. При этом все краны, кроме сливного, должны быть открыты. Надо предоставить кислороду побольше вариантов выхода наружу. Некоторые мастера выгоняют пробку, постукивая по контуру. Метод рабочий, но это не значит, что надо взять молоток и посильнее зарядить по трубе. Нет, надо знать, как и куда ударить, иначе толку не будет, один вред.

Рекомендации от специалистов

На торговых площадках сегодня можно найти различного рода многофункциональные устройства для обслуживания водопроводных сетей. Часть из них, например, циркуляционные насосы, балансировочные вентили или краны среди прочего включают в устройство воздухоотводный клапан. Однако специалисты рекомендуют включать в проект элементы не для комплексного решения, а узко направленного действия. Такой подход в результате оказывается не только более грамотным, но экономически выгодным для замены либо ремонта неисправных компонентов системы.

Выбирая клапан выпуска воздуха нужно обращать внимание не только на его функционал и сечение резьбовой части корпуса. Эффективность автоматических образцов с поплавковым механизмом зависит от давления от и температуры протекающего теплоносителя

В таблице приведен пример характеристик 5-ти воздухоотводчиков из серии итальянского производителя Caleffi (единицы измерения – Бар и градусы по Цельсию)

Модель клапанаМаксимальное давлениеМаксимальная температура
СбросаРабочее
5020-50212,510120
50224
5024-5025115
5026-50276
55100410110

Для частного сектора с автономной системой отопления и водяным теплоносителем актуальны образцы с давлением срабатывания 2,5 и 4 Бар. Для сетей с централизованным подключением лучше выбирать воздухоотводчики с показанием в 6 Бар

На табличные данные производителей не рекомендуется обращать внимание только в случае с клапанами из Китая. Здесь мастера чаще всего сталкиваются со скорой заменой и ремонтом изделий

Видео описание

В этом видео рассказывается про стравливание воздуха из радиатора посредством трех типов кранов Маевского:

Коротко о главном

Воздухоотводчики – это компактные приспособления для вывода воздуха из трубопровода и радиаторов в системе отопления.

Существует две основных группы воздухоотводчиков – ручные и автоматические.

Ручного типа клапаны сброса воздуха – краны Маевского представлены корпусом с отверстием, которое открывается и герметизируется винтом, управление осуществляется отверткой, ключом или вентилем.

Автоматические воздухоотводчики имеют внутри корпуса камеру, в ней расположен пружинный механизм связанный с клапаном и поплавком.

Автоматические клапаны дополнительно могут быть защищены от гидроударов, захватывать воздушные пузырьки, сниматься для техобслуживания без слива воды из системы при наличии дополнительного механизма с пружиной, штоком, шайбой и герметизирующим кольцом.

Устанавливаются краны Маевского чаще в удаленном углу радиатора от контура подачи теплоносителя.

Где и как ставят воздухоотводчики

Если система относится к открытой, то удаление воздуха из нее происходит через расширительный бачок. Для систем с принудительной циркуляцией обеспечить сброс воздуха из системы отопления позволяют следующие меры:

  • прокладывают трубы с горячим теплоносителем с подъемом от главного стояка к удаленным, при этом направление движения выделившегося воздуха и воды должны совпадать;
  • в высшей точке ставят воздухосборники, для систем отопления характерным является, что при снижении скорости и изменении направления движения воды происходит выделение растворенного в ней воздуха;
  • устанавливают спускник воздуха системы отопления в местах наиболее вероятного скопления газов (стояков, сепараторов, гребенок и т.д.) и на каждом отопительном приборе, особенно на алюминиевых радиаторах, поскольку алюминий выступает катализатором разложения воды.

Точки установки автоматических и ручных воздухоотводчиков

Причины появления воздуха и воздушных пробок

Воздушные пробки и источники их возникновения необходимо устранять в кратчайшие сроки. Они крайне вредны, поскольку негативно влияют на всю систему, снижая обогрев всего дома, а также вредят воздухоотводчикам, если те уже установлены.

Последнее обуславливается необходимостью менять воздушники, ремонтировать их или чистить после использования максимального количества циклов устройства.

Причин много, но данные являются наиболее популярными:

Первое применение системы. Растворенный кислород, содержащийся в только залитом теплоносителе, отходит от него по мере нагрева, формируя пробки. Еще такое случается если не выполнялась деаэрация – удаление кислорода и других газов из жидкости;
Ремонт. Сюда относится замена каких-либо компонентов отопительной системы, не требующая полноценно избавляться от жидкости. В таких случаях необходимый радиатор отсоединяется от системы, а по окончанию работ вновь подключается. Также сказывается и продолжительный застой всего отопления;
Стремительный залив теплоносителя. Быстрота приводит к задержке вывода воздуха естественным путем

Важно корректно вводить теплоноситель – снизу вверх. Так воздушные массы направляются кверху и уходят с помощью открытого спускника

При этом, больше всех выделяются проблемы с герметичностью таких соединений, как швы, стыки и уплотнители. Это главная причина возникновения воздуха.

Виды воздухоотводчиков и их конструктивные особенности

Различают воздухоотводные клапаны автоматического и ручного принципа действия, первые в основном устанавливают в верхние точки коллекторов и трубопроводов, ручные модификации (краны Маевского) размещают на радиаторных теплообменниках.

Автоматические приборы отличаются широким разнообразием вариантов исполнений запорных механизмов, их стоимость находится в диапазоне 3 — 6 у.е, на рынке представлен широкий ряд моделей от отечественных и зарубежных производителей. Стоимость стандартных кранов Маевского составляет около 1 у.е, встречаются изделия по более высокой цене, предназначенные для функционирования в нестандартных радиаторных обогревателях.

Рис. 6 Воздухоотводчики для систем отопления с кулисным механизмом

Автоматические

Автоматические отводчики имеют различное конструктивное исполнение в зависимости от производителя, основные отличия приборов:

  • Наличие внутри корпуса отражающей пластины. Ставится на входе в рабочую камеру, защищая внутренние детали от гидравлических ударов.
  • Многие модификации поставляются в комплекте с пружинным отсекающим клапаном, в который вкручивается воздухоотводчик, при его снятии пружина сжимается и уплотнительное кольцо перекрывает выходной канал.
  • Некоторые модели автоматических отводчиков рассчитаны на эксплуатацию совместно с радиаторными теплообменниками, вместо прямых они имеют боковые резьбовые патрубки соответствующего размера для вкручивания в радиаторный вход. При необходимости, угловые автоматические воздухоотводчики любого типа можно использовать, к примеру, в местах подключения контуров теплых полов, гидрострелок, если их резьбовые диаметры входных и выходных штуцеров совпадают.
  • На рынке представлены аналоги воздухоотводчиков — сепараторы микропузырьков, они монтируются последовательно в трубопровод на два входных патрубка, соответствующих диаметру труб. При прохождении жидкости через трубку корпуса с напаянный медной сеткой создается вихревой водный поток, который тормозит растворенный воздух — это способствует подъему вверх мельчайших воздушных пузырьков, которые стравливаются через спускной автоматический воздушный клапан камеры.
  • Еще одной распространенной конструкцией (пример первой был приведен выше) является модель с кулисным механизмом. В камере устройства расположен поплавок, выполненный из пластика, он связан с ниппельный запорной иглой (наподобие автомобильной). При опускании поплавка в завоздушенной среде, ниппельная игла открывает спускное отверстие и происходит выпуск воздуха, когда вода прибывает и поплавок поднимается, игла перекрывает выход.

Рис. 7 Принцип работы воздухоотводчиков сепараторного типа для стравливания микропузырьков

Ручные

Ручные приспособления для удаления воздуха из системы называет кранами Маевского, ввиду простоты конструкции механические воздушники повсеместно устанавливают на радиаторы. На рынке можно обнаружить ручные отводчики в традиционном исполнении для монтажа в различных местах, также некоторые модификации запорных вентилей оснащаются кранами Маевского.

Механический воздушник для удаления воздуха из системы отопления работает следующим образом:

  • В режиме эксплуатации конусный винт закручен и надежно герметизируют выпускное отверстие корпуса.
  • Когда необходимо убрать лишний воздух из батареи, делают один или два оборота винта — в результате воздушный поток под давлением теплоносителя будет выходить из бокового отверстия.
  • После выпуска воздуха начинает стравливаться вода, как только водная струя приобретет целостность, винт снова вкручивается и операция по развоздушиванию считается завершенной.

Рис. 8 Воздухоотводчики для систем отопления от завоздушивания батарей

Радиаторные

В радиаторы чаще всего ставят более дешевые ручные механические воздухоотводчики, если корпус состоит из двух частей, элемент с выходным патрубком можно разворачивать вокруг своей оси для направления сливного отверстия в нужную сторону. Радиаторное устройство для спуска воздуха из системы отопления имеет следующие варианты откручивания стравливающего винта:

  • Поворотной рукояткой из пластика или металла.
  • Специальным сантехническим четырехгранным ключом.
  • Винтом со шлицем под плоскую отвертку.

При желании в радиатор можно поставить угловой воздухосбрасыватель автоматического типа — это повлечет дополнительные расходы, но упростит развоздушивание батарей.

Автоматический воздухоотводчик

На рынке представлены в основном итальянские и немецкие модели автоматических воздушников. Это – Caleffi, Pettinaroli, Valtec, Watts, Oventrop и Flamco. В основном встречаются воздушные клапаны так называемого поплавково-клапанного типа.

Конструкция

В корпусе из латуни или нержавеющей стали находиться поплавок. К нему одним из краев присоединен простейший шарнирный механизм, который имеет название «коромысло». К другому краю механизма прикреплена игла (стержень). Когда корпус заполнен водой, то игла находится в спокойном состоянии и клапан остается перекрыт. Но как только в корпусе воздухоотводчика накапливается воздух, то уровень воды, а вместе с ним и поплавок, опускается. Игла вместе с «коромыслом» приходит в движение. Когда игла заходит в подпружиненный золотник, то нажимает на шток, который перемещаясь, открывает отверстия для выпуска воздуха. Так работает автоматический воздушник.

Монтаж

Дополнительно к воздушному клапану, который входит в группу безопасности котла, следует установить автоматический воздухоотводчик в самой верхней точке контура. Монтаж можно производить как на вертикальном, так и горизонтальном трубопроводе. Для этого подвод теплоносителя в воздухоотводчик производитель делает как нижним торцевым, так и нижним радиальным. Рабочее положение автоматического воздушника всегда вертикальное.

Чтобы была возможность снять автоматический воздухоотводчик, не опорожняя всю систему, его резьбовую часть (G1/2″, G1/4″) присоединяют к трубе отопления через клапан-отсекатель.

Это несложное устройство представляет собой бобышку с пластиковой заслонкой. При ввинчивании воздухоотводчика заслонка автоматически открывается, при вывинчивании — закрывается.

При монтаже воздухоотводчика используют обычный рожковый ключ, нижняя часть корпуса воздушника выполнена в форме шестигранника. Во время установки колпачок воздушного ниппеля должен быть перекрыт.

Читать также: Воздухосборник для системы отопления: установка спускника воздуха

Неисправности клапана и способы их устранения

Из-за высокого солесодержания теплоносителя игла может обрастать накипью и воздухоотводчик начинает протекать. Чтобы очистить от накипи и ржавчины воздушник, его выкручивают, предварительно изолировав и слив воду с части трубопровода. Если на штуцере стоит отсекатель, то воду не сливают. Клапан разбирают, промывают, аккуратно очищают иглу. В процессе сборки уплотняют между собой части корпуса.

Чтобы автоматический воздухоотводчик не засорялся, имеет смысл поставить непосредственно перед ним механический фильтр.

Очень часто воздухоотводчик делают разборным. Соединение корпуса и крышки происходит через специальное кольцо. Если оно разрушается, то это приводит к протечке. Купить такое кольцо в розницу вряд ли получиться. Проще воспользоваться фум-лентой или силиконовым герметиком.

Если воздушник смонтирован с отклонением от вертикали, то он будет подтекать. Тут одно спасение — демонтировать, заглушить штуцер и установить в новом месте строго вертикально.

Причиной течи может быть перекосившийся поплавок. Его легко поправить самому, при разборке.

Причины образования воздушных пробок

Завоздушивание труб и батарей можно объяснить следующим образом:

  1. Воздух выделился из теплоносителя: какое-то количество этого газа всегда содержится в воде в растворенном состоянии. К примеру, при комнатной температуре и атмосферном давлении оно составляет 19 мг/л. Это не так уж и мало — почти 16 куб. см. С повышением температуры растворимость воздуха в воде падает, таким образом, прогрев системы приводит к выделению некоторого его объема в виде пузырей. Также растворимость понижается с падением давления.
  2. Контур был заполнен с нарушениями: по правилам заливать теплоноситель нужно снизу и очень медленно. В противном случае поток затянет в систему большое количество воздуха.
  3. Система подвергалась ремонту: если какой-либо участок отключался и на нем производились, к примеру, работы по замене труб, то при возобновлении подачи теплоносителя содержащийся в этом участке воздух, понятное дело, распространится по всему контуру.
  4. В сварном шве или резьбовом соединении имеется микротрещина: визуально такие дефекты не обнаруживаются, поскольку вода просачивается через них в мизерных количествах и сразу испаряется. Догадаться о наличии микротрещины можно по тому факту, что в данном месте часто появляется воздушная пробка.
  5. Применены трубы из газопроницаемого материала: следует знать, что полиэтилен и полипропилен в чистом виде пропускают содержащийся в воздухе кислород. Поэтому трубы из таких пластмасс должны иметь антидиффузионное покрытие — только тогда их можно использовать в системах отопления.
  6. Имеют место химические реакции: это явление характерно для новых алюминиевых радиаторов: в начале эксплуатации у них на внутренней поверхности образуется оксидная пленка, которая является результатом окисления алюминия содержащимся в воде кислородом. Освободившийся водород выделяется в виде пузыря и образует пробку.

Водород взрывоопасен, поэтому при развоздушивании системы с алюминиевыми радиаторами категорически запрещается курить и пользоваться открытым огнем!

Устройство автоматического газоотводчика

Прибор изготавливают в виде полого корпуса с патрубком, который находится в нижней части корпуса. В цилиндре размещен поплавок из полимера, соединенный тягой с клапаном игольчатого типа.

Принцип работы прибора основан на применении силы тяжести плавучего поплавка. Когда он находится в верхней позиции, клапан закрыт, если опущен, краник открывается. Пластиковый поплавок соединен с пружинящим золотником. Когда внутрь устройства попадают пузырьки газа, поплавок опускается, и в определенный момент золотник освобождает отверстие для выхода газа. После его удаления корпус вновь наполняется теплоносителем, поплавок возвращается в первоначальное положение, золотник перемещается, закрывая отверстие. Механизм находится в режиме ожидания. Детально с устройством воздухоотводчика можно ознакомиться на фото.

  1. Запорный колпачок предупреждает протечку воды при аварии и предохраняет отверстие от загрязнения. В новых моделях можно встретить вариант принудительного закрытия клапана, позволяющий устранять воздух и вручную.
  2. Обратный клапан с встроенным автозапором предоставляет возможность обслуживания газоотводчика без слива воды.
  3. Полезно поплавковое устройство и при освобождении системы или отдельного участка. Так как снижение уровня воды в камере автоматически приоткроет клапан, это поможет воздуху проникнуть внутрь, чтобы ускорить опорожнение.
  4. Надежность работы газоотводчика зависит от гидростатического давления, это означает, что в теплосети должны соблюдаться нормы рабочего давления.

Принцип работы воздухоотводчика можно увидеть на этом ролике:

К недочетам конструкции можно отнести требовательность к чистоте теплоносителя. Грязная вода постепенно забивает отверстие, это нарушает герметичность выпускного клапана. Чтобы устранить течь, механизм разбирают и чистят .

Еще одно уязвимое место в таких моделях – протечка на участке с резьбой между корпусом прибора и верхней крышкой. Проблема возникает после разрыва уплотнителя. Кольцо-прокладку надо заменить или подмотать резьбу фум-лентой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий