Установка бордюров своими руками

Как класть тротуарную плитку с применением бордюра: правильный выбор материалов

Область применения тротуарных бордюров распространяется на пешеходные зоны, тротуары вдоль проезжей части, а также дорожки в частном секторе. Владельцы загородных участков используют этот вид строительного материала в качестве бюджетного решения для художественного оформления двора и других зон.

Тротуарная плитка может служить очень долго при условии правильной укладки

Если сравнивать тротуарный вариант изделий с другими типами бордюров, можно выделить целый ряд преимуществ:

  • высокий уровень стойкости к износу;
  • прочность и надежность;
  • стойкость к резким температурным перепадам;
  • практически идеальная чистота поверхности;
  • стойкость к воздействию влаги;
  • неуязвимость перед влиянием химических веществ (допускается даже использование гололедных реагентов);
  • обширная цветовая гамма;
  • нет нужды выполнять дополнительную внешнюю отделку.

В рамках классификации выделяют односторонние и двусторонние тротуарные бордюры. Первые из них используются для мощеных площадок, а также тротуаров, выполненных в ярусной технике. Вторые хороши, если дорожки находятся на одном уровне с газоном, бордюр в этом случае исполняет роль разделителя.

Брусчатку легко укладывать, поэтому ее используют для благоустройства дорожек любого типа

Размер бордюров для тротуарной плитки

Современный ассортимент строительного рынка предлагает множество вариаций бордюров в отношении размеров. Благодаря этому каждый потребитель может отыскать изделия, отвечающие его требованиям.

Классификация бордюров по размерам:

  • поребрики – размерный ряд включает изделия со следующими параметрами: 8х21х50, 5х20х100, 4,5х21х50 см;
  • парковые блоки – габаритные размеры изделия составляют 7х21,1х50 см;
  • бордюр для дорожных покрытий – соответствуют размеру 20х60х300 см.

Тротуарные бордюры заводского производства обычно соответствуют стандартным размерам – 8х20 или 5х20 см. Изделия прямоугольной формы имеют более широкую размерную линейку, включающую маленькие бордюры с параметрами 0,6х2х5 см, а также большие – 8х20х100 см.

Виды бордюров для тротуарной плитки

Если предполагается организация пешеходных дорожек, рекомендуется использовать бордюры, высота которых составляет 30 см, а ширина – не более 20 см. Аллеи ограждаются более легкими вариантами изделий с параметрами 8х20 см.

Качество бордюров для тротуарной плитки: как правильно установить материал

Рекомендации относительно того, как самому положить тротуарную плитку во дворе, ограничиваются не только самой технологией, но и советами по выбору материалов. Качество бордюров, как и самой плитки, оказывает непосредственное влияние на конечный результат, поэтому процесс выбора материалов чрезвычайно важен.

В процессе закупки следует руководствовать несколькими критериями:

Технические характеристики – сюда относится вид бордюра, его структура и размерные параметры, а также особенности формы.
Показатели, отражающие уровень прочности изделий.
Сроки службы бордюров.
Расценки на укладку тротуарной плитки без бордюра и с бордюром (если предполагается использование услуг специалистов).
Стойкость к температурным перепадам, а также воздействию факторов окружающей среды.
Качество окрашивания заготовок (насколько равномерно окрашена поверхность бордюра).
Особенности объекта под укладку плитки (вид дорожки или площадки, площадь, форма и наклон поверхности).

Установка бордюров

Перед тем как осуществлять закупку материала, определитесь, на что лучше класть тротуарную плитку и каким вариантом основания вы можете их обеспечить на своем участке. От этого напрямую зависит тип материала, который нужно будет закупить. Самый распространенный вариант основы под мощение – грунт, с предварительно сформированной подушкой из песка, щебня или бетона.

Укладка тротуарной плитки: расценки на профессиональные услуги

После закупки материала стоит определиться, будете ли вы делать все работы по мощению самостоятельно или наймете для этого специалистов. В каждом из случаев вы получаете определенные преимущества.

Укладка тротуарной брусчатки

С одной стороны, самостоятельное выполнение работ гарантирует существенную экономию денежных средств. С другой стороны, профессиональное обслуживание – залог качественного и надежного результата, конечно если вы найдете действительно умелых и квалифицированных специалистов.

Сколько стоит укладка тротуарной плитки (средние расценки):

Вид работыЦена, руб./м²
Формирование основания из щебня100
Монтаж бордюров (пог.м)180
Мощение тротуарной плиткой400
Демонтаж старого покрытия240
Выгрузка и погрузка строительного мусора150
Транспортировка материалов (10 км)1000

Материалы, инструменты, оборудование

Для правильного монтажа бордюра понадобится приготовить инструменты в соответствии с технологией:

  1. Лопаты штыковую и совковую. Они нужны для копки траншеи, замешивания бетонной смеси, а также работы с раствором (при укладке камня на бетонное основание) и укладки щебеночного основания.
  2. Резиновая киянка. С помощью этого инструмента бортовые камни выравниваются по линии или радиусу, а также по высоте.
  3. Металлический молоток и кувалда при работе с каменными изделиями.
  4. Емкость для замешивания раствора, шпатель и мастерок — нужны при укладке ограждения на бетонное основание (разравнивание смеси) или для замазывания швов между бетонными бордюрами. Для больших объемов лучше приготовить бетономешалку.
  5. Клещи. Нужны при работе с бордюрами больших размеров и весом более 30-40 кг. С помощью клещей два человека могут перенести и установить элементы ограждения.
  6. Болгарка с алмазным кругом. Предназначена для резки бордюров.

Этот перечень инструментов понадобится для монтажа. До этого придется поработать с:

  • рулеткой для измерений и разметки;
  • колышками и веревкой;
  • уровнем строительным (1,5-2,0 м);
  • угольником;
  • карандашом или маркером.

Также понадобятся материалы:

  • песок (речной);
  • щебень (фракция мелкая или средняя);
  • цемент (марка 400 или 500);
  • вода;
  • бордюрный камень.

От качества перечисленных инструментов и материалов зависит конечный результат.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Приготовление бетона

Раствор лучше всего замешивать в бетономешалке. Таким образом готовые изделия получатся прочными и качественными. Вручную тщательно вымесить бетон миксером является сложной задачей, поскольку в состав раствора входит щебень

Это отрицательно повлияет на конечный результат работы и качество изделия.
Важно, чтобы вода и песок были чистыми. В песке не должно быть примесей глины, которая снижает марку бетона и уменьшает эксплуатационный срок бордюра

Поэтому перед работой песок необходимо просеять. Воду лучше всего брать водопроводную или из колодца.
Для легкого извлечения готовых изделий из форм их внутренние стенки рекомендуется смазать машинным маслом.
Раствор бетона марки М400 готовится из цемента, песка и гравия в пропорциональном соотношении 1:2,5:3, а марки М500 – в пропорции 1:3:4. Сначала в бетономешалку засыпается половина от необходимой порции песка и щебня, полученная масса перемешивается в течение 2-3 минут. После этого добавляется цемент и оставшиеся части песка, щебня и вновь перемешивается в сухом виде в течение 4-5 минут.
В воде разводится пластификатор или жидкое моющее средство и постепенно добавляется к сухой смеси в бетономешалку до получения раствора нужной густоты. Цветные бордюры можно получить, добавив в воду красящий пигмент. Бетономешалка на всех этапах добавления материалов должна непрерывно работать.
Схема приготовления раствора бетона для заливки в формы и в опалубку одинакова. Отличие состоит только в нужном количестве раствора. Чем больше форм, тем процесс изготовления бордюров будет происходить быстрее. Рекомендуется иметь не менее 8-10 форм.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части

Обычно это подошва

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

    Установка бордюра: схема

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

    Проведение работ по установке бордюров и поребриков

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

https://www.youtube.com/watch?v=sMkxmPw2IqQ?ecver=1

Декоративные бордюры и молдинги из бетона

Из бетона возможно изготовление бордюров практически любого профиля. Необходимо лишь подобрать соответствующий формирующий элемент. В качестве последнего хорошо подходят пластиковые плинтуса и молдинги.

Перед работой определитесь с желаемым количеством производимых элементов. Для личного использования и наличия у вас достаточного запаса времени вполне подойдут несколько форм, для ускорения процесса и расширения производства лучше заготовить несколько десятков емкостей.

В качестве материала лучше применять упоминавшиеся ранее древесные материалы. Предпочтение отдавайте тем из них, которые имеют прочное глянцевое покрытие – это облегчит процесс выемки готовых изделий.

Напилите требуемое количество деталей, используя шаблоны.

Затем выполните сборку форм желаемого размера с помощью шурупов.

На дно деревянных емкостей закрепите отрезки напольного плинтуса желаемого профиля. Для этого лучше использовать небольшие гвоздики, так как саморезы или скобы степлера могут безвозвратно повредить профилирующие элементы.

При необходимости внутреннюю поверхность формы тщательно обработайте жидким воском или силиконом.

При приготовлении бетонной смеси для подобных изделий необходимо приобрести натуральный каменный отсев с небольшим размером фракций. Это придаст смеси более равномерную структуру и повысит качество внешнего слоя. Заполненные формы так же необходимо уплотнить и избавить от излишнего воздуха. При массовом производстве незаменимым приспособлением для этого является простейший вибрационный стол. При малых объемах подойдет ударный инструмент или легкое простукивание формы дном о стол или твердое основание.

Удалить неровности, образующиеся при выходе воздуха, поможет любой шпатель.

Застывшее изделие извлекаем, частично разобрав форму – отсоединив торцевую и боковые стенки.

При необходимости поверхность готового изделия может быть прошпаклевана и покрыта красителем на любой основе.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

Установка бордюра своими руками

Итак, друзья — рукожопы! Инструмент и материал «дымятся», «глаза горят», руки чешутся — установке бордюров быть!

Рассмотрим этот дивный процесс поэтапно:

Подготавливаем поверхность под установку бордюров

Первым делом вбиваем колышки и натягиваем шнурку, по которой будем ориентироваться на местности, и которая, одновременно задаст линию для ряда бордюров.

Копаем траншею под бордюр

Если траншея предназначена для тротуарного бордюра, то необходима ширина — 20 см, если траншея для дорожного бордюра — 30 или 40 см. Глубина копания траншеи вычисляется очень легко, но для начала необходимо определиться со способом установки бордюра.

Самый востребованный — установка «поребриком», то-есть ребром вверх. Здесь вычислить глубину траншеи очень просто — прибавляем к высоте бордюра 20 см и копаем яму, то-есть траншею!

Подсыпка щебня

В выкопанную траншею засыпаем щебень, проливаем и трамбуем.

Подготовка окончена — переходим к непосредственной установке бордюров своими руками.

Установить бордюры можно на бетон, предварительно замешав готовую смесь. После чего насыпаем бетон прямо на слой щебенки и устанавливаем бордюр, не забывая  контролировать горизонталь и вертикаль, пользуясь строительным уровнем.

Подбиваем бордюр либо тяжелым молотком, либо кувалдой, простукивая через деревянную  «бобышку», дабы не расколоть тротуарный бордюр.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры

(маркаБР.100.20.8, БР.50.20.8 ), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаяхбортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание .

Для устройства подстилающего слоя применяются

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь

. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого,использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней

. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту.Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см .

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм: На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона

класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Как производится установка на бетон или пескоцементную смесь?

Процесс монтажа бордюра подразумевает использование широкого перечня материалов для подготовки основания. В частности, в этом качестве довольно успешно выступают пескоцементные смеси или забетонированное покрытие. Процесс монтажа при этом подразумевает надежную фиксацию бордюрного камня в заданном положении без лишних хлопот и затрат. Процедура выполнения работ выглядит следующим образом:

  1. Производится разметка объекта. При помощи колышков и веревки выполняется разграничение территории.
  2. Земляные работы. Выбирается грунт в пределах заданного периметра. Ширина траншеи должна быть такой, чтобы с каждой стороны бордюрного камня оставалось свободное пространство в 10-15 см. Глубина выемки грунта должна оставлять необходимый участок камня над поверхностью. Помимо этого, нужно учесть параметры подушки – 10 см толщины щебня, около 5 см пескоцементного раствора сверху.
  3. Донную часть траншеи подвергают тщательному утрамбовыванию.
  4. В уплотненную траншею (прямо в грунт) укладывается геотекстиль высокой плотности, не менее 160 г/м2. Запас по краям должен полностью перекрывать траншею.
  5. Производится засыпка щебеночной подушки толщиной от 10 до 15 см. Фракция материала должна быть средней или крупной. Засыпка в траншее утрамбовывается.
  6. Готовится смесь из 3 частей песка и 1 части цемента. Вода добавляется в небольшом количестве, для достижения необходимого уровня вязкости материала. Готовый состав укладывается на поверхность песчаной подушки.
  7. В бетонирующую смесь устанавливается подготовленный бордюрный камень в выбранном положении. Вокруг него укладывается густой раствор в качестве замка, для надежного закрепления основания. Высота фиксатора должна достигать 10 см.
  8. После того, как бетон схватится, следует произвести засыпку траншеи гравием. Далее края закрываются геотекстилем, уплотняются, засыпаются грунтом сверху.

Точное следование технологии гарантируется специалистами компании Геокомфорт в полном объеме. Применение этого способа монтажа предотвращает вспучивание грунта, обеспечивает возможность для успешного и эффективного использования смонтированного бордюрного камня в дальнейшем.

Применение уголка из металла

Методика дает возможность создать жёсткий каркас для ФЭМ. Однако перед укладыванием требуется приготовиться:

  • в одной полке уголка сверлятся отверстия с шажком 0,5-1 метр – через них он будет фиксироваться к земле кольями;
  • вскрыть металл грунтовочной смесью и краской для металла.

Эта технология подойдет для устройства нешироких дорожек – имеется возможность скрепить уголки с помощью арматуры. Если использовать уголки для обустраивания больших площадок собственными руками, она тоже будет работать.

Главное! Металл подвержен ржавчине, благодаря этому вскрыть антикоррозийной грунтовочной смесью и специализированной краской для металла.

Чтобы придать жесткости каркасу уголок посадить на раствор из цемента. Можно обойтись и без этого – длинных кольев достаточно для фиксирования.

Материалы, используемые для бордюров

Садовые дорожки оформляют следующими бордюрами:

  • из бетона. Производят их из одного бетона и с установкой армирующего каркаса. Каркас увеличивает прочность и срок службы. Марку бетона используют не меньше М200. Хорошо выглядят на прямых дорожках;
  • натурального камня. Используют цельный камень, который режется по размерам и заданной форме. У таких бордюров высокая прочность и высокая цена. По своей расцветке и фактуре с ними мало что может сравниться;
  • клинкера. Бордюры из этого материала отличаются своеобразным окрасом. Торцы у бордюров оснащены технологическими отверстиями. С помощью металлических прутков, вставляемых в них, бордюры соединяют;
  • металла. Для их изготовления используют нержавеющую сталь, реже медь или алюминий. Ими оформляют ровные дорожки, имеющие прямые повороты;
  • кирпича. Это непрактичное и недолговечное окаймление. Но сочетание его и брусчатки идеальное;
  • резины. Для их изготовления используют резиновую крошку. Бордюры устойчивы к влаге и низким температурам;
  • пластика. Бордюры из него не особо прочные, быстро выцветают. Их невысокая стоимость делает их конкурентными.

Виды, габариты, масса и назначение

Межгосударственный стандарт на железобетонные и бетонные бортовые камни ГОСТ 6665-91 устанавливает классификацию и разновидности применяемых на практике элементов благоустройства. При этом бордюры или бортовые камни, выполненные тяжелых, песчаных или мелкозернистых видов бетонов в соответствии с нормативными требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 26633, предназначенные для отделения газонов, тротуаров, дорог, пешеходных дорожек и прочих зон по своим конструктивным особенностям разделяются на следующие марки:

  • БР – бордюры рядовые прямые. Большая часть территорий дворов и городских дорог обустроена с помощью такого элемента. В сферу его использования входят также благоустройство остановок и отделение газонов, проезжей части и тротуаров, выделение полотна движения трамваев. Длина изделий может варьироваться в пределах от 1 до 6 метров при высоте от 300 до 600 мм и ширине от 150 до 200 мм. Масса изделий марки БР в зависимости от габаритных размеров варьируется от 100 кг до 1170 кг;
  • БУ – элементы прямой конструкции с наличием уширения, которые предназначены для отделения зон газонов, тротуаров, проездов улиц. Длина изделий варьируется от 3 до 6 метров при габаритах ширины и высоты 300 мм и 290 – 320 мм. Продукция марки БУ в зависимости от марки составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БЛ – прямого типа с наличием лотка. Элементы имеют конструкцию с изгибом, которая позволяет отделять зоны тротуаров, дорог, газонов, разграничивать между собой полосы безопасности. При длине 3000 мм изделия имеют ширину 320 мм при высоте от 680 до 1180 мм. Бордюры БЛ отличаются высокой массой, которая в зависимости от размеров камня насчитывает от 1050 кг до 1690 кг;
  • БУП – изделия прямого типа конструкции с прерывистым уширением. Имея нижний рант и верхнюю скошенную часть, бордюр предназначен для выполнения функции отделения газонов, дорог от проезжей части, а также внутриквартальных проездов. При длине от 3000 мм до 6000 мм высота изделия насчитывает 300 мм, а ширина 320 мм. Расчетная масса изделий марки БУП составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БК – криволинейные бордюры. Специальные бетонные изделия, форма которых позволяет использовать их для отделения тротуаров и газонов от проезжей части в местах скругления дорог. При длине 1000 мм блоки имеют стандартную высоту 300 мм при вариативности ширины в пределах от 50 до 120 мм в зависимости от марки. Справочная масса изделий 120 – 140 кг;
  • БВ – въездные блоки, применение которых ориентировано на размещение изделий в местах отделения дорог и проезжей части от газонов в местах въезда на тротуары. Применение бордюрных элементов марки БВ осуществляется совместно с камнями БР соответствующих по своей марке размерам. Длина блоков насчитывает 1000 мм, в то время как ширина составляет 300 мм, а высота варьируется в пределах от 150 до 180 мм. Блоки бордюр БВ весят 100 – 120 кг.

При производстве изделия для изготовления бордюрных камней в соответствии с требованиями отраслевого стандарта находит применение бетон с классом прочности на сжатие В30. Марка бетона по морозостойкости при этом может варьироваться от F100 до F300. Камни, длина которых составляет 1000 мм, по регламенту ГОСТ 6665-91 должны изготавливаться на основе мелкозернистых бетонов по методике вибропрессования для обеспечения высокого качества и прочностных, физико-механических характеристик. При этом из состава раствора исключаются снижающие прочность воздушные прослойки, добиваясь максимальной плотности и однородности среды. Элементы, длина которых насчитывает 3000 мм и 6000 мм, производятся на основе тяжелых марок бетонов и для упрочнения подвергаются армированию.

Готовые камни должны обладать высокими характеристиками в области прочности и трещиностойкости, проходя испытания нагружением в заводских условиях. Предельно допустимые отклонения длины камней от линейных размеров насчитывают ±8 мм для изделий длиной 1000 мм и ±10 мм при длине 3000 мм и 6000 мм. Погрешность по высоте и ширине составляет от ±4 до ±6 мм. Толщина защитного слоя бетона армированных бордюрных камней должна составлять не менее 5 мм. На поверхности изделий допускаются трещины толщиной до 0,2 мм.

В качестве элементов армирования при производстве изделий выступает напрягаемая горячекатаная стержневая арматура с периодическим профилем классов А-IV и А-V в соответствии с регламентом отраслевого стандарта ГОСТ 5781. Для монтажа и укладки блоки оснащаются специальными монтажными петлями, предназначенными для строповки камней, их подъема, погрузки, перемещения и позиционирования.

Заглубление покрытия

Такой вариант используется для обустраивания нешироких дорожек для сада собственными руками, участков с маленькой площадью. Смысл способа в том, что плитку ложат так, что внешняя часть находится в одном уровне с находящимся вокруг грунтом. Аналогичным образом земля находится в роли опалубки и держит плитку на месте.

  • выполняется разметка;
  • в земле роется канава;
  • днище и борта уплотняются трамбовкой;
  • выполняется засыпка щебнем, протрамбовывается и насыпается гравийным слоем и песка;
  • ложится плитка.

Один недостаток данного способа в том, что земля может осыпаться, просаживаться или выветриваться. Благодаря этому необходимо подумать об укреплении. Лучший способ – посадить специальную травосмесь из неприхотливых растений по линии укладки. Корни надежно укрепят землю от разрушений, а травка сделает красивее ландшафт.

Главное! Углублять плитку в почву комфортно когда территория обсажена травой для газона и ее следует косить.

Дорожка без бордюрного камня

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий