Принцип работы стиральной машины
Все бытовые стиральные агрегаты не только имеют схожее устройство, но работают по одинаковому принципу.
- После включения машины, загрузки белья и выбора программы, срабатывает механизм блокировки двери и машина начинает работу.
- Через впускной клапан в барабан стиральной машины поступает вода, уровень которой регулируется специальным датчиком.
- После того как нужное количество жидкости поступило в барабан, клапан закрывается.
- Теперь вода подогревается до нужной температуры, включается ТЭН. Подогрев также контролирует специальный датчик, а если его нет, то срабатывает таймер.
- Одновременно с тепловым электронагревателем включается двигатель и барабан начинает медленно поворачиваться в разные стороны с неодинаковым временным интервалом. Это нужно для того, чтобы белье равномерно промокло.
- Когда вода нагрелась до нужной температуры ТЭН отключается и начинается процесс стирки. Барабан вращается попеременно в разные стороны с одинаковым временным промежутком. Такой режим нужен для того, чтобы белье не сбивалось в комок.
- По окончании процесса грязная вода откачивается при помощи насоса и набирается новая — для полоскания.
- Барабан снова начинает вращение на малых оборотах, белье полощется. В зависимости от выбранного режима процесс полоскания может повторяться несколько раз.
- С окончанием последнего полоскания снова начинает работу насос. Он откачивает воду, после чего барабан вновь начинает вращаться, но уже на больших оборотах.
- Это процесс отжима. Насос при этом остается включенным все время до окончания стирки.
Как проверить и отремонтировать двигатель стиральной машины
Вот и все. Как видите, ничего сложного в этом нет. Чтобы понять почему сломалась стиральная машина, нужно прежде всего знать когда именно это произошло, то есть правильно определить узел, работающий в данный момент. Поскольку принцип работы всех агрегатов одинаков, то и основные неисправности стиральных машин любой марки тоже очень похожи. В этой статье мы постараемся разобрать их все, ну, может быть, за исключением каких-нибудь уж очень мелких.
Машинка остановилась во время стирки
Причина | Что делать |
Неправильно выбрана программа работы машинки | Осмотрите панель, удостоверившись, что переключатель не стоит на паузе. |
Не поступает электропитание | Используя тестер, проконтролируйте питающее напряжение в розетке, а также не отключен ли автомат в щитке и исправны ли пробки. |
Засорились шланги | Проверьте состояние впускного, а также выпускного шланга, а после обнаружения засора сделайте промывание шлангов. |
Сломался либо засорился насос | Сняв насос, осмотрите крыльчатку, а при необходимости проведите замену неисправного насоса. |
Загрязнился либо сломался впускной клапан | В первую очередь необходимо прочистить клапан, а при неисправности заменить эту деталь новой. |
Слив воды через выпускной шланг (попадающая в машинку вода вследствие сифонирования тут же выливается из аппарата) | Проверьте, насколько хорошо соединен выпускной шланг со стояком. |
Сломалось термореле | Нужно проверить, работает ли эта деталь, и при необходимости выполнить замену на исправное термореле. |
Сломался нагревательный элемент | После проверки электрической цепи выполните замену элемента, если это потребуется. |
Не функционирует таймер программатора | Если эта деталь не работает, придется заменить ее новым таймером. |
Сломался электродвигатель | Снимите приводной ремень, затем включите отжим и, после включения машинки в сеть проверьте, начал ли двигатель вращение. Неисправный двигатель нужно разобрать, а затем проверить работу его элементов. |
Замену насоса можно произвести своими руками. Владимир Хотунцев расскажет вам о замене насоса в стиральной машине Bosch с вертикальной загрузкой в следующем видео.
Некоторые неисправности стиральных машин и советы, как их избежать
Ниже приведены некоторые наиболее часто встречающиеся проблемы со стиральными машинами. А так же даны рекомендации, что делать, чтобы избежать эти проблемы и как их можно устранить своими силами не прибегая к помощи сервиса. К самым распространенным моделям домашних помощников по праву относится стиральная машина Indesit, завоевавшая всеобщее доверие среди всех потребителей. Устройство стиральных машин примерно одинаково, поэтому при рассмотрении вопросов профилактики и ремонта стиральных машин мы будем ссылаться на стиральную машину Индезит.
Попадание посторонних предметов в узлы машины
Часто в барабан стиральной машины попадают инородные предметы, которые могут вывести из строя узлы стиралки. Эти предметы в виде пуговиц, монет, ключей и тому подобных вещей попадают в машину в карманах белья, подлежащего стирке. Они могут пробить бак, порвать патрубки, заклинить механизмы. Что бы этого не произошло и не повлекло большой ремонт с разбором машины, необходимо тщательно проверять все карманы вещей, попадающих в машину для стирки.
Засорение фильтра
Засорение фильтра стиральной машины может произойти из-за попадания в стиральный барабан таких предметов, как бумага, нитей, ваты и других мелких предметов. Зачастую они попадают в стиральную машину, как и в первом случае, в карманах. Так же засор происходит, частицами ворса тканей, которые со временем скапливаются в фильтре и может препятствовать сливу воды из машины. Чтобы это случалось реже необходимо тщательно проверять, а лучше вытрясать карманы стираемых вещей, а белье перед стиркой протрясти от пыли и ворса. Фильтр машины необходимо прочищать и промывать по мере необходимости, или хотя бы раз в полгода.
Поломка ручки люка загрузки
Это механическое повреждение ручки или замка и происходит тогда, когда заблокирован замок люка загрузки, а пользователь начинает с силой пытаться открыть люк загрузки. Разблокировка замка происходит обычно примерно через 2-3 минуты после того, как закончится стирки. Это время дано с целью безопасности, что бы в машине остановились все вращающие механизмы. Для ремонта необходима разборка и снятие люка стиральной машины. Приступать к ремонту этой неисправности только при наличии запасных частей механизмов замка люка. В противном случае обращайтесь в сервисный центр. Что бы исключить такую поломку необходимо дождаться полной остановки машины и разблокировки замка люка загрузки и только после этого открывать люк загрузки машины.
Машина не греет воду
Часто встречающаяся неисправность — машина не греет воду. Это бывает тогда, когда ТЭН нагрева воды вышел из строя. Причина такой неисправности связана с тем, что на ТЭНах образуется накипь из за повышенной жесткости воды. ТЭН обрастает известковой накипью, температурный режим ТЭНа изменяется, он перегревается и, как следствие, перегорает. Такое чаще всего бывает при температуре стирки свыше 80 градусов. Специалисты рекомендуют по возможности выбирать режим стирки 40-60 градусов, и тогда ТЭНы могут прослужить дольше раза в 2. Кроме того рекомендуется в подающую воду трубу врезать умягчающий фильтр. Он уменьшит жесткость воды и не даст возможности накипи откладываться на ТЭНах. Так же специалисты советуют при отсутствии фильтра добавлять вместе со стиральным порошком умягчающие добавки, например «Калгон» или «Бингон».
Вибрация и шум при отжиме
Вибрация и шум в режиме отжима стиральной машины возникает при выходе из строя или износе подшипника. Такая неисправность возникает чаще всего из за перегруза белья при стирке, его неправильной загрузки и, как следствие, разбалансировке барабана. Чтобы оттянуть выход из строя подшипника специалисты советуют закладывать белье весом, не превышающим вес, указанный в Инструкции по эксплуатации стиральной машины.
Машина трясется при стирке и отжиме
Такой вид неисправности бывает при неправильной загрузке барабана бельем или неправильной установке стиральной машины. Машина должна быть установлена на твердой ровной поверхности. Лучше ее выставить по уровню. Все ножки должны плотно упираться в пол без зазоров. Машина не должна шататься, а твердо стоять на полу. Белье в машину должно быть загружено по весу согласно рекомендациям производителя.
Проточка ламелей самостоятельно
Произошло отслоение ламелей? Тогда нужно оценить масштабы бедствия. Если ламель отслоилась буквально на 0,5 мм, поможет обыкновенная проточка на токарном станке – зажимаем ротор и аккуратно выравниваем толщину ламелей. После этого аккуратно очищаем промежутки между ламелями, в них не должно остаться следов металлической стружки.
В качестве результата мы получаем ровную поверхность из множества ламелей, с хорошо прочищенными промежутками – для того чтобы убедиться в этом, проверяем сопротивление между ламелями омметром. Если омметр показывает короткое замыкание, то промежутки между ламелями нужно прочистить более тщательно.
Кстати, проточка ламелей не всегда даёт положительные результаты, так как чаще всего мы устраняем следствие, а не причину. Следует помнить и о том, что вернуть ламели к заводскому виду практически невозможно, поэтому проточка не является панацеей. Если же ламель отслоилась полностью или оторвалась, следует отправить двигатель в мусорный бак – сделать здесь в домашних условиях ничего нельзя.
Не отчаивайтесь, если двигатель не удалось отремонтировать, ведь с помощью него можно сделать различные самоделки из стиральной машины, например, точильный станок.
Как это работает
Модуль управления – это компьютеризированное «сердце» машинки. В зависимости от поступающих сигналов от датчиков и регуляторов, плата управления активирует тот или иной функционал. Она достаточно универсальна. Производитель ставит одну и ту же деталь на различные марки стиралок, маркируя их по-разному. К примеру, самые распространенные модели электронного модуля стиральной машины Indesit маркируются как W105TX, WISL82. В зависимости от поколения конкретной модели стиралки, может отличаться прошивка центрального процессора или количество входных и выходных сигналов.
Блок управления:
- осуществляет контроль температуры;
- задает режим, в котором работает электродвигатель;
- отсчитывает временные отрезки программ;
- отвечает за запуск сливных насосов;
- обеспечивает контроль входного давления воды и функционирования затвора подачи;
- отвечает за работу блокировки.
Управляющий сигнал поступает через клеммники или соответствующие контакты комплексной шины. Определить, где именно пропал сигнал, можно. Для этого понадобится схема конкретного модуля управления. К большинству стиральных машинок такая информация прилагается в инструкции. Если таких данных нет, можно легко найти их в интернете по маркировке, которую имеет электронная плата.
Ремонтируем стиральную машину-автомат Бош: добираемся до оснащения своими руками
Неисправности из нашего списка ниже вы сможете устранить своими руками при условии, что внимательно отнесётесь к процессу сборки-разборки устройства и правильно выполните замену или другую манипуляцию относительно внутреннего оснащения.
Вышел из строя сливной насос: методика его замены
Перед разборкой устройства обязательно слейте с него воду, иначе промочите все детали в машинке. Чтобы добраться до сливного насоса машинки, вам необходимо разобрать заднюю и верхнюю стенку корпуса бытового прибора. После чего перевернуть машину набок, предварительно зафиксировав барабан болтами. Затем снимаем насос, отсоединив клеммы. После проделанной манипуляции берём новую конструкцию, подходящую к этой модели машинки, и надёжно фиксируем на прежнее место.
Ремонт подшипника собственноручно: этапы процедуры
Подшипник в стиральной машине отвечает за корректную работу барабана, если он изнашивается, то его нужно заменить, чтобы не подвергать поломке сам барабан. Чтобы это сделать, следует алгоритму:
- Снимаем корпус со «стиралки», удаляем лишнюю воду и мусор с бака.
- Сложность заключается в том, что нужно отсоединять все панели, дозатор для порошка, вынимать хомут и манжет дверцы, вытаскивать блокиратор.
- Когда эти действия произведены, приступаем к откреплению бака. Для этого вынимаются все фиксирующие болты.
- Ремень привода следует оттянуть в сторону, чтобы случайно не повредить его.
- Раскрутите все болты, которые держатся на пластиковом баке, и снимите его с пружин.
- Добравшись до металлической части барабана, снимите с него шкив и имеющиеся болты.
- На задней части барабана установлен металлический подшипник.
- Выбейте повреждённую деталь и установите новую, выполняя все действия с точностью наоборот.
Полезно знать! Чтобы не спутать все соединения при сборке, лучше всего сфотографировать сложные этапы работы. Таким образом, вам удастся безошибочно сконструировать стиральную машинку.
Как снять и поменять ремень привода на «стиралке» Бош
Замена приводного ремня проводится в течение нескольких минут, соответственно, эта работа считается элементарной. Всё, что вам нужно, − это открепить все винты на задней выпуклой крышке. Открыв её, вы увидите привод двигателя и барабана, по которому движется ремень.
Чтобы снять, необходимо аккуратно оттягивать его с деталей, слегка прокручивая колесо барабана. Аналогичным образом наденьте новый ремень. Для наглядности посмотрите это короткое видео.
Процедура замены нагревательного элемента
Если вода в бак стиральной машинки набирается холодная, и в процессе функциональности прибора не нагревается, — это говорит о том, что бельё вряд ли отстирается. Если взглянуть внутрь проблемы, то всему виной порча ТЭНа. Чтобы его извлечь, рассмотрим следующую короткую инструкцию.
Иллюстрация | Описание действия |
Выкрутите фиксирующие болты и снимите верхнюю поверхность стиральной машины. | |
Выньте дозатор для моющих средств. Для этого достаточно нажать на кнопку, размещённую в середине лотка. | |
Чтобы снять переднюю панель, нужно открутить 4 винта, как показано на фото. | |
Снимите переднюю панель, раскрутив все крепёжные винты, и внизу барабана вы увидите прикреплённый ТЭН. Снимите с него все контакты. | |
Открутив гайку нагревательного элемента, вынимаем деталь и аналогичным способом устанавливаем на его место новый ТЭН. После чего собираем стиральную машину. |
Как вы видите, разборка стиральной машины «Бош» для замены нагревателя — это весьма длительная и кропотливая работа, поэтому стоит отнестись внимательно ко всем моментам.
Как почистить засор сливного шланга при ремонте стиральной машины Bosh на дому
В процессе долгой эксплуатации машинки-автомата вы могли заметить, что вода при включении поступает в бак не так быстро, как это происходило изначально. Если это не проблема с давлением вашего водопровода, тогда засорился фильтр пускового шланга.
Для того чтобы его почистить, вам необходимо открепить трубку на задней части корпуса машины. Снять сеточку, которая помещается внутрь шланга и прикручивается при помощи резьбы. Хорошо промойте её под проточной водой и просушите. После чего установите на место и наслаждайтесь отличным напором воды.
Неисправность электрики или электроники
Не являясь специалистом в области электроники или электрики стиральных машинок-автоматов, лучше обратиться в сервисную службу, которая выполнит диагностику и необходимый ремонт. Более детально о нюансах ремонта этой части устройства можно узнать из видео ниже.
Замена элементов на плате управления
Мы подскажем, как можно заменить некоторые элементы. Для этого вам понадобится паяльник и новая деталь.
Конденсатор. На плате управления он служит своеобразным стабилизатором. Для его замены вам нужно припаять новую деталь к положительному электроду. Чтобы узнать, где какой электрод находится, применяйте тестер.
- Резистор. Чтобы проверить работу резистора, используется тестер. Резисторы 1-ого порядка должны показать результат, равный 8 Ом, и перегрузку 2А. Резисторы второго порядка показывают 3-5А, при этом показатели сопротивления зависят от частотности модуля. Если показатели не соответствуют норме, производится замена элементов – методом пайки.
- Тиристорный блок. Проверить тиристорный блок можно, измерив отрицательное сопротивление. Показатели должны быть не выше 20В. Также мог перегореть фильтр блока. Выполнить его ремонт можно, зачистив катод.
- Триггер. Проверка триггера заключается в измерении напряжения входных контактов. Их показатели не должны превышать 12 В. Сопротивление фильтра триггера должно составлять 20 Ом. Замена элемента проводится также методом пайки.
Пайка компонентов платы может нарушаться в результате сильных вибраций машины. Поэтому нужно следить за правильной и стабильной установкой стиралки.
Как правильно отремонтировать плату управления, знает мастер. Подумайте, прежде чем начинать самостоятельный ремонт, ведь электронный блок стоит довольно дорого. Если у вас нет навыков работы с паяльником, а показатели проверки не дают конкретных результатов – обращайтесь в сервисный центр.
Для тех, кто все-таки решился на самостоятельный ремонт, видео по теме:
Снятие двигателя со стиральной машины
Но вернёмся к нашему коллекторному двигателю. Как мы будем производить его ремонт? Для начала мы рассмотрим, как его снять. В первую очередь снимаем заднюю крышку и ремни также как и при замене ремня стиральной машины. После этого приступаем к удалению удерживающих его болтов – система крепежа может незначительно отличаться. Также не забываем разъединить соединительные клеммы, с помощью которых двигатель подключается к питающим проводам.
В некоторых моделях двигатель может оказаться зажатым самим баком. В этом случае бак нужно будет немного приподнять, что позволит с относительной лёгкостью освободить мотор. Кстати, количество удерживающих двигатель болтов может отличаться – для их снятия приготовьте набор ключей.
Задняя крышка не позволяет добраться до двигателя и снять его? Тогда попробуйте снять одну из боковых стенок – вполне возможно, что именно здесь и будет находиться доступ к двигателю.
Выявление неисправности мотора
Коллекторные двигатели обладают одним важным преимуществом – простотой. Здесь чаще всего ломаются три вещи – щётки, ламели, обмотки. Давайте разберёмся, как осмотреть узлы и выявить неисправность. Но перед этим попробуем запустить двигатель, так как нам нужно посмотреть, заработает он или нет.
Для запуска двигателя нужно последовательно соединить обмотки ротора и статора, после чего подключить к оставшимся разъёмам источник переменного тока с напряжением 220 Вольт. Если всё хорошо, то двигатель начнёт вращаться. В это время мы можем определить его шумность, выявить искрящиеся щётки.
Щетки
Если вашей стиральной машине примерно 10 лет, то щётки будут в ужасающем состоянии – на это чаще всего указывает сильное искрение двигателя. Износившиеся щётки имеют небольшие размеры, вы это увидите сразу. Если щётка целая, то она будет достаточно длинной, без сколов и трещин. Если это не так, то нужно произвести замену.
Для замены щёток старайтесь использовать оригинальные комплектующие – благодаря этому срок службы отремонтированного двигателя возрастёт. Выбрать щётки для стиральной машины и самостоятельно заменить их – это дело несложное, но ответственное.
Обмотка ротора и статора
Если двигатель работает с непонятными шумами или не выходит на полную мощность, сильно гудит или греется, то причиной этому может стать неисправность обмоток. Проверяются обмотки с помощью самого обычного мультиметра (в режиме омметра), последовательным прикосновением щупов к соседним ламелям. Расхождение по сопротивлению не должно превышать 0,5 Ом. Если же это не так, то мы можем диагностировать межвитковое короткое замыкание.
Кстати, межвитковое ТЗ можно диагностировать по наличию сильного нагара на определённых ламелях – пониженное сопротивление увеличивает силу тока. Также перегретые обмотки дают сильный запах, что связано с их перегревом. Если же между ламелями нет никакого сопротивления, то это является следствием обрыв одной из обмоток.
Также нам нужно определить работоспособность статора – это делается аналогичным образом. В последнюю очередь проверяем замыкание всех обмоток на статорное или роторное железо (на корпус). Для этого пользуемся мультиметром, приложив один щуп к корпусу, а вторым проходя по ламелям и выводом статорных обмоток.
Если обмотки исправны, то сопротивление будет очень высоким (десятки и сотни мегаом).
Износ ламелей
Диагностировать износ ламелей так же легко, как и износ щёток. Для этого нужно просто осмотреть коллектор, полностью извлекая ротор из двигателя. Отслаивание ламелей, обрыв подводящего контакта, наличие заусенцев – всё это приводит к тому, что щётки начинают искрить.
Причиной отслаивания ламелей является заклинивание ротора или наличие межвиткового КЗ. В результате этого ламель начинает перегреваться и отслаиваться. Если оборвался контакт в месте соединения с ламелью, то причины могут быть самыми, но вернуть провода обратно бывает очень сложно.
Как починить стиральную машину: устройство и принцип работы
Принцип работы машины достаточно простой. Все стиралки автомат работают по одному принципу. Они различны лишь программами и дизайном. Стиралка Индезит, Десна, Атлант автомат или любая другая модель состоит из 20 узлов.
А именно:
- Вентили для воды;
- Ручки, при помощи которых устанавливается программа;
- Впускные клапаны;
- Шланги;
- Стационарный бак;
- Дозатор детергента;
- Пружина подвески;
- Регулятор уровня воды;
- Барабан, который вращается;
- Тэн;
- Привод ремень;
- Электрический двигатель;
- Насос;
- Сборник воды;
- Сливной стояк;
- Выпускной шланг;
- Люк;
- Защелка для люка;
- Уплотнитель люка;
- Ножки.
Классика функционирует просто. Первостепенно в машинку через впускной клапан набирается вода, в нужном литраже. Затем, как установленный регулятором программатора уровень воды набран, клапан закрывается. Следующим шагом идет нагревание воды.
Затем двигатель начинает функционировать совместно с нагревателем. При этом он вращается не на всю мощь. На данном моменте барабан крутится с разными временными интервалами в обе стороны. Далее грязная вода уходит при помощи насоса и барабан заново наполняется. Затем включается электродвигатель и идет полоскание белья на малых оборотах. Далее электродвигатель отключается, и опять идет откачка воды. И наконец, электродвигатель функционирует на всю мощность: белье отжимается. В течение всей стирки насос включен.
Ремонт
Ремонт неисправностей стиральных машин требует навыков работы с инструментами и хотя бы минимальных знаний устройства электронной техники. Приблизительный план работ, представленный ниже, позволит не допустить досадных ошибок и ликвидировать неполадки своими руками.
Помпы стиральной машины
Ремонтировать сломанный сливной насос даже профессионалы берутся крайне редко. Это устройство стоит не слишком дорого, его легче заменить целиком. Главное — найти в магазине деталь подходящей марки.
Замену помпы проводят следующим образом.
- Снимают нижнюю панель.
- При помощи отвертки отсоединяют насос от корпуса машинки.
- Надавливая снаружи на сливной клапан, проталкивают насос внутрь корпуса и достают наружу.
- Отключают все провода, подходящие к помпе.
- Снимают сливной шланг и патрубок.
- Монтируют новое устройство.
После этого надо собрать стиральную машину, выполняя все действия в обратном порядке, поставить ее в рабочее положение и проверить работу новой детали, включив стирку без белья.
Модуля управления стиральной машины
Во многих моделях управляющая плата находится вверху передней части машины, снять ее не составляет особого труда. Освободив подложку с микросхемой от фиксирующих планок, надо ее внимательно изучить. Признаки необходимости ремонта следующие:
- пластина в некоторых местах изменила цвет, дорожки потемнели;
- порванные шляпки конденсаторов;
- потемнело место установки головного процессора.
Обнаружив один из таких дефектов, лучше сразу обратиться в мастерскую. Ведь для починки микросхемы потребуется и соответствующие навыки, и умение работать с паяльником.
Замена подшипника
Если стиральная машина стала громко отжимать, то одной из причин может быть повреждение подшипника. Чтобы поменять подшипники в машинке с вертикальной загрузкой, необходимо:
- Разобрать корпус прибора, снять заднюю стенку.
- Снять ремень со шкива, освободив доступ к системе подшипников.
- Открутить центральный болт, крепящий шкив к барабану, и снять шкив.
- Открутить три винта, крепящих конструкцию, и вынуть муфту с подшипниками.
- С вала снять уплотнительное кольцо и сальник, который тоже придется поменять.
Затем остается только установить новые детали и собрать стиральный аппарат, выполняя работу в обратном порядке.
Замена ТЭНа
ТЭН часто требует замены. Он может перегореть от долгой эксплуатации или нестабильного напряжения в электрической сети. От постоянного соприкосновения с водой, трубки нагревательного прибора покрываются накипью.
Поменять ТЭН несложно, надо лишь проделать следующие действия:
- Снять заднюю панель, так как чаще всего ТЭН располагается в задней части корпуса.
- Отсоединить клеммы подключения электроприбора.
- Чтобы вытащить неисправный ТЭН, надо помощью гаечного ключа открутить гайку и отверткой надавить на шпильку. Выкручивающими движениями достать испорченную деталь из уплотнителя.
- Установить новую деталь, стараясь, поставить ТЭН ровно, не деформировав уплотнитель.
- Вставить на место шпильку, закрутить гайку, подсоединить провода.
Сфотографировав положение деталей и проводов до начала разборки, можно существенно облегчить себе работу.
Амортизаторы и демпферы
Амортизаторы и демпферы предохраняют компоненты стирального устройства от вибрации и преждевременного разрушения. Однако, сами эти элементы быстро изнашиваются и часто требуют замены.
В демпферах достаточно поменять уплотнители. Замена амортизаторов — сложная работа, требующая полной разборки корпуса стиральной машины. С этой проблемой лучше обратиться в сервисный центр.