«Играем» с подачей бензина
Четвертое поколение ГБО очень “хитрое” и в него встроены интересные алгоритмы добавки бензина. Таким образом, одновременно в камере сгорания могут оказаться газ и бензин.
Как известно, «на газу» автомобиль ведет себе не так динамично, как на бензине. Инженеры Lovato хорошо прочувствовали эту проблему и создали режим довпрыска бензина при резких ускорениях. В итоге мы получаем увеличение скорости сгорания газа за счет присутствия бензина и следовательно повышение мощности. Различия в мощности между бензином и газо-бензином практически отсутствуют. На больших ровных участках, когда не нужно быстро разгоняться подается только газ. Преимущественно городской режим и довпрыск бензина не создадут хорошей экономии и если вам не нужно, что бы авто был таким же «прытким», как и на бензине, то добавку бензина можно отключить, делается это в программе Lovato Easy Fast в меню «Конфигурация», на вкладке «Карта», ползунком чувствительности.
Lovato Easy Fast – дополнительный впрыск бензина
Можно так же настроить добавку бензина в тяжелых условия, например, при определенных высоких оборотах или помочь газовым форсункам, когда те открыты полностью. Эта помощь возможна, когда время бензиновых форсунок не превышает 16 мс. Программа Lovato Easy Fast в меню «Конфигурация», на вкладке «Переключение», пункты «Холостой ход» и «Работа на высоких оборотах».
Digma не работает usb
Замена экрана на ноутбуке новосибирск
Для чего применяется в компьютере шестнадцатеричная система счисления
Ноутбук qosmio не включается
- Система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением
Волга Клуб Уфа
Методика регулировки редукторов с двумя регулировочными винтами
На редукторе регулируется две основных параметра: давление во второй ступени (далее «чувствительность» — это ближе к истине) и количество газа, проходящего через канал холостого хода — винт холостого хода.
Двигатель нужно завести на бензине и прогреть до рабочей температуры.
Исходное положение регулировок:
• дозатор вывернут на максимум (максимальное сечение канала подачи газа);
• винт холостого хода завернуть до конца, а затем отвернуть на 3-5 оборотов;
• винт чувствительности установлен в среднее положение.
Установка холостого хода
Завести автомобиль на газу. Если не удается, тогда завести на бензине и перевести на газ, удерживать обороты около 2000 об/мин. Снижать обороты до холостых и вращая винт холостого хода, найти его положение, когда двигатель не заглохнет. Если двигатель глохнет — повторять операцию, пока не будет устойчивой работа на ХХ. Затем, вращая винт холостого хода, нужно найти максимум оборотов. Далее понемногу заворачивать винт чувствительности, если обороты меняются, то нужно скорректировать их винтом холостого хода на максимум. Если не получается, то завернуть винт чувствительности на 2 оборота и повторить сначала. В итоге винт чувствительности завернут почти до конца, двигатель работает на холостом ходу на максимуме — где-то 1100-1200 об/мин. Винтом холостого хода, заворачивая, снизить обороты чуть меньше номинальных и затем, отворачивая, установить 950-1000 об/мин.
Настройка чувствительности редуктора
Понемногу отворачивать винт чувствительности до тех пор, пока это не станет влиять на обороты двигателя на холостом ходу, затем заворачиваем на 0,75–1,25 оборота назад. Пробуем резко «газануть» — двигатель должен хорошо откликаться на педаль «газа». Если отзывается плохо («тупит»), повторить операцию.
На работающем на газу двигателе установить 3000-3500 об/мин, и заворачивать винт дозатора до тех пор пока не будет найден порог изменения в оборотах. Он слышен по звуку работы двигателя. Можно покрутить винт дозатора больше/меньше, чтобы убедиться в этом. Отвернуть винт дозатора на 0,5–0,75 оборота от найденного порога.
Проводится так же в несколько шагов. Резко нажать на привод «газа», затем заворачивая винт чувствительности по 0,25 оборота до тех пор, пока не почувствуется провал в наборе оборотов. После этого отвернуть винт чувствительности на 0,5 оборота. Последнюю операцию лучше проводить не на слух, а на «трогание» автомобиля с места на малом «газу». После этого повторить процедуру настройки дозатора.
Редуктор настроен. Можно спокойно ездить. Единственная проблема, которая может возникнуть — высокий уровень СО. Характерный признак — сильный специфический запах несгоревшего газа из выхлопной на холостом ходу. В этом случае нужно немного завернуть винт ХХ. Для прохождения техосмотра неплохо подъехать на СТО с газоанализатором и проверить уровень СО в выхлопе.
Методика регулировки редукторов с одним регулировочным винтом
Единственный винт регулировки — объединенный регулятор холостой ход/чувствительность. Как настроить такой редуктор. Как и в предыдущей методике, завести автомобиль на газу (или на бензине с последующим переводом) и отрегулировать холостой ход. Выставить винтом регулировки максимальные обороты — 1000–1100 об/мин. Затем заворачивая винт, снизить обороты чуть меньше номинальных и затем, отворачивая, установить 950-1000 об/мин.
Отрегулировать дозатор как в предыдущей методике. Можно поджать винт дозатора на 0,5 оборота и поездить. Если авто не начала «тупить», можно поджимать еще по 0,5 оборота. Как только машина начала «тупить» — отворачивать винт до пропадания «тупления». Это будет режим наибольшей экономичности без ущерба двигателю из-за обедненной смеси.
2 — винт холостого хода.
2 — винт чувствительности
снизу — винт чувствительности
1 — винт холостого хода.
2 — винт чувствительности
3. заглушка (не крутить).
4 — винт для слива конденсата
Редуктор Artiс
К группе мощных испарителей относится редуктор Томасетто Арктик производства Италии (артикул RGDG3910). Подходит для монтажа в газобаллонное оборудование 4 поколения. В прибор встроен фильтр, замену которого выполнять при необходимости несложно. Есть электромагнитный клапан, контролирующий поступление газа.
Благодаря особенности редуктора Томасетто Арктик, который обладает способностью к хорошему прогреву для испарения пропан-бутановой смеси на выходе, давление горючего оптимально для стабильной работы силовой установки.
Технические параметры изделия:
- прибор хорошо работает с моторами от 120 до 240 л.с.;
- рабочий температурный режим от -10 и больше;
- давление регулируется в диапазоне 900 — 1800 Mbar;
- корпус из алюминиевого сплава;
- давление до 30 Bar;
- размер 12 х12,5 х10,5 см;
- масса прибора 1,5 кг;
- энергопотребление 17 Вт;
- входной диаметр под трубопровод 6 мм;
- выход под газовую магистраль 12 mm в диаметре;
- поддерживает мощность авто от 90 до 140 л.с.
Температура среды имеет прямое влияние на КПД прибора. Низкая работает на понижение производительности, высокая — увеличивает эффект.
Редуктор-испаритель artic не укомплектован температурным датчиком. Его приобретают отдельно.
Марка пропанового редуктора арктик используется с фильтрами для жидкой фазы газа от Томасетто. Для ремонта применяются оригинальные ремкомплекты, дешевые подделки ухудшат работу двигателя.
Как регулируется работа редуктора?
У газового редуктора Ловато 2 поколения регулировка имеет свои особенности. Вообще газ чувствителен ко многим важным моментам и изменениям в работе системы. Бывает, что газобаллонное оборудование установили, но потом наметился увеличенный расход топлива либо прочие проблемы с мотором. Допустим, автомашина начала медленно заводиться или регулярно глохнуть. В таком случае лучше отрегулировать редуктор.
Что надо для этого сделать? Чтобы ознакомиться с особенностями процесса, можно просмотреть схему существующих выводов и регулирующих компонентов.
Проводят регулировку электроредуктора. У вас в наличии присутствуют регуляторы – давления ХХ (2) и объема газа (2). Надлежит придерживаться такого алгоритма действий:
- перейдите на бензин, включите машину и разогрейте мотор до 95 градусов;
- установите обороты на отметке 900-1100 об/мин и отключайте подачу горючего (в данном случае – бензина);
- устанавливайте начальные позиции регулирующих винтов: дозатор устанавливайте на крайнюю отметку, регулятор ХХ (2) крутите до конца и вслед за этим прокручивайте в точности на 5 оборотов, регулятор 1 прокрутите до конца.
Ставьте ХХ. А именно:
- переведите управление на газ и включите автомашину. Посредством подсоса выставьте обороты силового узла на отметку в районе 2 тыс.;
- понемногу верните на место подсос и выкручивайте регулятор ХХ (2). Делайте это, пока не будет обеспечена наибольшая оборотистость мотора. Как это понимать? Вертите винт 2, пока обороты закончат увеличиваться. По достижении указанной цели остановитесь;
- орудуйте в описанной очередности, пока подсос не будет втоплен до конца;
- равномерно крутите регулирующий винт (2). Необходимо достигнуть такого состояния, чтобы сумма оборотов стала предположительно той же, что и при работе на бензине. Во время регулировки вы обязаны помнить, что после вращения регулятора реакция на изменения наблюдается не мгновенно, а спустя некоторое время. Значит, делать паузу надо непременно.
Отрегулируйте чувствительность редуктора. Тут все просто. Крутите регулировочный винт (1) вплоть до понижения (повышения) оборотов ХХ (опять-таки не забываем про задержки). Вслед за этим крутите регулятор незначительно назад – на 1,25 об. Дальше попытайтесь как следует надавить на газ. Безупречно, если автомашина незамедлительно отреагирует на ваши действия.
Однако тут важно не забывать еще вот о чем. В случае, если регулировочный винт «1» был недостаточно хорошо подтянут, то его предпочтительно оставить нетронутым
Помимо прочего, при условии, что вместимость мотора менее 3 л., то описанный винт тоже лучше не трогать.
Настройте дозатор. С этой целью:
- выставьте количество оборотов на отметке 3500. Соответственно, к процессу предпочтительно привлекать ассистента и попросить его нажимать на газ (подсосом не орудовать). Помощников не нашлось? Надо закрепить трос дроссельной заслонки, пользуясь при этом отверткой;
- крутите регулировочный винт до появления изменений в оборотах. Провертите винт налево и в правую сторону, дабы убедиться, что все действия были проведены верно;
- вертите винт, пока обороты растут. Как только вращение перестанет выдавать результат, надо остановиться;
- отныне вращайте винт на 0,75 об. от предельного показателя.
- позовите помощника и попросите его нажать на газ. Не забывайте одновременно крутить винт 2 на 1/4 об. Должно появиться ощущение незначительного понижения оборотистости;
- прокрутите винт чувствительности на половину оборота;
- настраивайте повторно дозатор.
Замеряйте уровень углекислого газа в выхлопе. Стандартен показатель в районе 0,35 %. Показатели чрезмерно большие? Крутите винт ХХ на редукторе и повышайте нагнетание воздуха (для этого применяют особый винт на карбюраторе). Если наблюдаются пониженные обороты, действия должны предприниматься противоположные.
При наличии возможности, чтобы правильно настроить и отрегулировать ГБО 2-го поколения, применяйте эмулятор лямбда зонда. Он позволяет увидеть, до какой степени точно проделаны работы. В тот же момент можно осуществлять требующиеся по ходу дела корректировки.
Упрощенный способ, применяемый при ремонте ГБО 2 поколения своими руками (бренд Ловато), – основы настройки (болт чувствительности в комбинации с болтом жадности):
- Болт чувствительности мембраны всецело вкручивают до незначительного упора.
- Дальше выкручивают болт чувствительности на 5 витков от скрученного положения.
- Болт жадности (основной камеры) на шланге вкручен, в свою очередь, до незначительного упора.
- После этого выкручивают болт жадности на 3 витка от скрученного положения.
Разборка редуктора – пошаговая инструкция:
1. Итак, подача газа перекрыта, все меры безопасности соблюдены, можно приступать. Первым делом необходимо снять шланги подачи газа и демонтировать .
2. Затем берем шестигранник “H4” и откручиваем 6 болтов крепления верхней крышки редуктора.
3. Сняли крышку, под которой расположена первая мембрана. Поддеваем мембрану и снимаем ее по направлению указанному на фото.
4. После этого у вас будет доступ к коромыслу клапана. Открутите два болта крепления коромысла.
6. Поддеваем коромысло отверткой и снимаем его.
7. Шестигранником откручиваем 4 болта, затем снимаем диафрагму и пружину расположенную под диафрагмой.
8. Переверните редуктор и открутите 8 крепежных винтов, снимите крышку вместе с пружиной расположенной под ней.
Сегодня на многих автомобилях с установленным ГБО стоит продукция марки Ловато. Это оборудование четвёртого поколения. Итальянское качество и умеренная стоимость помогли компании завоевать существенную долю рынка. Цена комплекта ГБО находится в пределах 19000-24 000 рублей
Важное значение сыграло и то, что фирма является одним и пионеров в области доработки двигателей автомобилей. Компания Lovato появилась ещё в 1922 году, но до сих пор является частным семейным бизнесом
С момента основания она занимается производством электрического оборудования. Одной из первых компания получила все необходимые разрешения на производство систем по управлению двигателями. Благодаря широкой сети импортёров её продукцию можно найти в любом уголке мира. Оборудование данной марки можно установить в любом автосервисе, занимающемся ГБО. Мастера очень любят иметь дело с продукцией данной фирмы, так как оборудование Ловато имеет упрощённые настройки. Они доступны для установщиков любого уровня подготовки. Настройка системы также не вызывает проблем.
На оборудование данного бренда выдаётся гарантия до трёх лет. Обычно его хватает на 200-300 тысяч километров. Это отличный показатель для ГБО 4-го поколения.
Данный километраж разные водители наезжают по-разному. В среднем, получается пять-шесть лет. Оборудование других марок имеет меньший срок эксплуатации. После установки ГБО особо важным становится вопрос его обслуживания, про него забывать нельзя. Это вопрос не только исправности двигателя и его топливной системы, но и безопасности. Периодически должна производиться настройка блока управления. Стоит отметить, что ряд мастеров указывает, что даже при отсутствии технического обслуживания оборудование всё равно будет продолжать служить своему владельцу.
Важно отметить, что компания Lovato является монобрендом – все комплектующие для газобаллонного оборудования 4-го поколения фирма производит самостоятельно. В комплект поставки входят блок управления, форсунки, редуктор, клапан
Всё это итальянского производства.
Газобаллонное оборудование для автомобиля необходимо устанавливать в специализированных сервисах. Только там можно достичь того качества работ, которое необходимо для бесперебойного функционирования системы. При правильной установке ГБО исключается всякая возможность появления сигналов «check engine».
По поводу установки ГБО 4-го поколения, к которому относится и продукция фирмы Ловато, имеется ряд домыслов. Насколько они основательны?
Один из главных – снижение ресурса работы двигателя. Данный миф связан с тем, что температура горения газа больше, чем у жидкого топлива. Однако в современном оборудовании данная проблема решена тем, что впрыск топлива в форсунки происходит аналогичным образом как у жидкого топлива, так и у газового. Необходимо отметить, что ресурс двигателя зависит от качества топлива, оно может быть разным, причём, как газовое, так и жидкое.
Кроме того, ресурс двигателя зависит и от качества работ по установке оборудования. ГБО можно установить и своими руками, но делать этого не рекомендуется.
Важным преимуществом газа некоторые мастера считают то, что он меньше разъедает моторное масло, благодаря чему ресурс работы двигателя даже увеличивается. Однако нельзя забывать о качестве газа. Оно разное.
Основополагающим фактором установки для многих автовладельцев является низкая стоимость газового топлива по сравнению с бензином или соляркой. Благодаря химическим свойствам газ при взаимодействии с воздухом лучше создаёт топливную смесь. Таким образом, он лучше сгорает и выделяет меньше осадка в виде копоти и других веществ. Нельзя не отметить и лучшую устойчивость газа к детонации.
Классификация
Узаконивает требования к изделиям ГОСТ 13861-89. Он, в частности, устанавливает классификацию данных устройств, приведенную в табл. 1.
Таблица 1
Тип редуктора | Наибольшая пропускная способность V, м3/ч | Наибольшее давление газа на входе P1, МПа (кгс/см2) | Наибольшее рабочее давление P2, МПа (кгс/см2) | Масса, кг, не более |
БКО-25 | 25 | 20 (200) | 0.8 (8) | 2.0 |
БКО-50 | 50 | 1.25 (12.5) | 2.1 | |
БКД-25 | 25 | 0.8 (8) | 3.5 | |
БАО-5 | 5 | 2,5 (25) | 0.15 (1.5) | 2.2 |
БАД-5 | 3.6 | |||
БПО-5 | 0.3 (3) | 2.0 | ||
БВО-80 | 80 | 20 (200) | 1.25 (12.5) | 2.1 |
СКО-10 | 10 | 1.6 (16) | 0,5 (5) | 1,8 |
CAO-10 | 0.12 (1.2) | 0.1 (1) | ||
СПО-6 | 6 | 0.3 (3) | 0,15 (1.5) | |
СМО-35 | 35 | |||
РКЗ-250 | 250 | 20 (200) | 1.6 (16) | 13,0 |
РКЗ-500 | 500 | |||
РАО-30 | 30 | 2.5 (25) | 0.1 (1) | 8 |
РАД-30 | 10 | |||
РПО-25 | 25 | 0.3 (3) | 8 | |
РПД-25 | 10 |
Как видно из таблицы, каждое устройство рассчитано не только для работы по определенному назначению, но и на конкретный газ. И если в маркировке и документации изделия в качестве редуцируемого газа обозначен пропан, то на такой редуктор газовый пропан только и допускается подавать, и попытка пропустить через него другой газ (напр., метан) может оказаться небезопасной для здоровья.
Во избежание использования не по назначению, уже в сам внешний вид устройств при изготовлении закладываются дополнительные меры предосторожности. Так, у редукторов для горючих газов (напр., метанового) соединительные элементы с левой резьбой, у негорючих (напр., азотового) – с правой
Для различий используется и цветовое выделение.
Регулировка давления газа во впускной трубе
Для того чтобы регулировать давление газа во впускной трубе необходимо иметь выдержку и опыт в работе с газовым оборудованием. От регулировки давления газа зависит эффективность работы газовой установки и ее дальнейшая безопасность.
Во время проверки давления газа необходимо проследить, чтобы автомобиль находился в пространстве, где нет источников огня, закрыть все двери и окна, убедиться в отсутствии наличия топлива в баке. Далее выпустить давление в системе, для этого открутить на штуцере клапан контроля давления. После этого проверить плотность крепления шланга и штуцера, чтобы не было течей.
- Отвинтить пробку на задней стенке газового редуктора.
- Выставить необходимое давление газа, для этого использовать манометр, вставить его в отверстие в пробке.
- Перекачать газ чуть больше, чем требует производитель, так как во время работы установки давление газа может незначительно падать.
- После получения нужного давления газа пробку затянуть муфтой до упора, обрезать избыточный край шланга.
После проведения регулировки давления газа нужно убедиться в его корректной работе. Для этого нужно завести двигатель и проверить работу установки на переключении с бензина на газ. Если необходимо отрегулировать давление повторить все вышеуказанные шаги.
Монтаж продукции Lovato
Процесс установки ГБО от компании Lovato делится на следующие составные части. Устанавливаются баллон и газовые магистрали. Это наиболее простой этап, потому что баллон, как правило, помещается в багажнике, а магистрали — под днищем автомобиля. Заправочное отверстие может устанавливаться как в районе бампера, так и в непосредственной близости от бензинового «заправщика».
На втором этапе происходит высверливание отверстий под штуцеры. Это один из самых сложнейших этапов в установке . Некачественное производство работ негативно отразится как на расходе топлива, так и на работоспособности системы в целом. Крепятся штуцеры в непосредственной близости от бензиновой форсунки.
Наклон сопла должен обеспечивать наименьшее сопротивление газа при его попадании в цилиндр. Штуцеры должны быть врезаны на одинаковом расстоянии и под одним углом.
На третьем этапе устанавливается газовый редуктор. Как указывалось выше, он служит для снижения давления газовой смеси при её подаче в двигатель. Кроме того, он призван поддерживать стабильность этого давления. Процесс происходит автоматически, так как редуктор управляется через ЭБУ, который в свою очередь руководствуется показаниями с датчиков. Стоит отметить, что при работе редуктора происходят колебания давления газа, но они не существенны. Таким образом, газовый редуктор имеет наибольшее значение среди всех узлов системы ГБО.
Газовый редуктор устанавливается во внутреннюю часть моторного отсека. После крепления к нему подключается газовая магистраль, затем устанавливаются газовый фильтр, клапаны и рампы форсунок.
Рампы устанавливаются с тем учётом, чтобы длина шлангов от газовых клапанов к штуцерам была минимальной.
На заключительном этапе происходит наладка электрической составляющей. Это сложнейший процесс, от которого зависит сама работоспособность системы. Часть проводов идёт в салон на ЭБУ, часть — на форсунки двигателя.
Процесс установки трудоёмкий и требует высокой квалификации. Выполнять работы своими руками категорически не рекомендуется. Это вопрос не только работоспособности двигателя, но и безопасности автовладельца.
Регулировка газового редуктора своими руками
Такое устройство обязательно требует для нормальной полноценной работы точную регулировку.
Настройка сильно разнится в зависимости от типа редуктора и принадлежности к определенному поколению, но можно свести все к двум основным вариантам в случае производителя Томасетто:
- ручная механическая настройка (для карбюраторных двигателей) путем вращения непосредственно винтов;
- установка электронного контроллера распределенной подачи газа в мотор Тамона TgStream Pm — высокотехнологичного блока. Вместе со специальным продвинутым аппаратом Tomasetto моделей Arctic, Alaska, Antarctic и подобных образует продвинутый механизм уже 4-го поколения, то есть устройство разделенного впрыска с дистанционным калиброванием параметров.
Регулировка электронного редуктора марки Tomasetto
Существуют два ключевых винта, чтобы производить регулировку своими руками: давление через вторую ступень (чувствительность) и проход газа по холостому каналу. — Мотор запускается с бензином и разогревается до стандартного для полноценной работы температурного режима, обороты вхолостую достигают 1000 об/мин. После этого подача прекращается до выработки бензина.
— Начальная позиция регулировки: подача на шланге открыта полностью, болт на корпусе завернут до упора, впоследствии пять раз прокручивается, винт ответной реакции установлен посередине.
— Сначала выставляется режим работы свободного хода. Топливо заменяется на газ и с включенным подсосом режим выравнивается к 1800-2000 об/мин.
— Постепенно, очень плавно снижая уровень подсоса, винт холостого хода выкручивается так, чтобы сохранять значение оборотов. Винт настраивается до выключения подсоса, в результате двигатель стабильно функционирует, не пытаясь заглохнуть. Теперь заворачивается чувствительность, в случае резкого снижения оборотов делается корректировка винтом холостого хода до первоначального количества. Процедуру придется повторить.
— Успешное завершение: при закрученном почти до упора винте мотор прокручивает вхолостую полные 1100-1200 об/мин. Нужно немного сбавить, до тысячи оборотов.
— Вторым делом выставляется уровень реагирования клапанов.
Соответствующий узел вращается столько, сколько потребуется для начала посторонних шумов двигателя, возвращаем на 3/4 винт и резко жмем педаль — если все хорошо, то работа будет плавной и комфортной. Весьма приближенные параметры, на большее одними руками для довольно примитивной настройки без использования Тамона TGStream PM рассчитывать не получится.
Ручная настройка вакуумного редуктора Tomasetto
Принципиальных отличий очень мало. Вакуумная вариация бывает двух видов: с разделенной калибровкой, которая полностью аналогична предыдущему способу. Совмещенная — еще проще, так как настраивать придется всего лишь единственный болт. Процедура вкратце состоит из двух этапов, повторение которых повышает точность и уберегает от неисправностей движок и карбюратор.
Как и в первом случае, выставляется холостой ход. Машина на газу и на подсосе выходит на значение 1700-2000 об/мин. Затем плавно выключается подсос, параллельно вращается винт холостого хода в поисках предельных оборотов. Продолжается до остановки полной подсоса, совмещенной со стабильной работой мотора на холостом ходу.
По той же процедуре карбюратор выставляет параметры 1000-1100 об/мин и, подворачивая в районе около номинального, выходим на финальную тысячу об/мин.
Намного сложнее, нежели использование Тамона TGStream PM, однако возможна экономия путем установки простых аппаратов Tomasetto разряда 1-го или 2-го поколения