Разновидности камней для бордюров
Бордюры делают из бетона, железобетона, песчаника, кирпича и гранита. В зависимости от назначения выделяют несколько разновидностей камней для ограждений:
- Магистральный, или дорожный. Выполняется из качественного мелкозернистого бетона, обладает хорошей стойкостью к химическим веществам, воздействию снега, дождя, морозов. Поребрик из бордюрного камня имеет высокую стойкость к вибрации и физическим нагрузкам. Весит один блок 94 кг, а его размеры (длина, ширина, высота) составляют 100/300/150 мм. Самым распространенным его цветом является серый, реже встречается черный и красный.
- Тротуарный борт тоже делают из бетона. Его вес — 36 кг, а размеры — 1000/200/80. Бордюры выпускают в богатой цветовой гамме, чтобы они красиво сочетались с тротуарной плиткой (есть оранжевые, красные, оливковые и коричневые блоки разных оттенков).
- Садовый и газонный бортовой камень используется в ландшафтном дизайне, поэтому производители делают акцент на его внешнем виде, а не на высокой прочности. Такие бордюры не только изготавливают из окрашенного в разные цвета бетона, но и используют в качестве материалов для них гранит, песчаник, выпускают элементы разной формы. Бортовые блоки для клумб и газонов обладают небольшими размерами: 400/200/50.
При изготовлении дорожных бортов бетон часто армируют с целью укрепления, а для садовых бордюров применяют натуральный камень или кирпич, который стоит дешевле.
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Характеристики и требования к параметрам
Параметры дорожных бордюров строго стандартизированы:
- по габаритам;
- весу;
- прочностным характеристикам.
Эти показатели будут зависеть от основного рабочего материала, модификации, габаритов и технологии изготовления.
Вес
Вес дорожных бордюров зависит от рабочего материала камня и его размеров. Этот показатель стандартизирован, исключение составляет вибролитые изделия, поскольку они отличаются видоизменяемой геометрией, следовательно, вес готового изделия может изменяться.
Весовые характеристики дорожных бордюров разной модификации:
- городской, бетонный, обычный,100*30*15, 105 кг;
- городской, бетонный, усиленный, 100*30*18, 120 кг;
- городской бетонный, усиленный, высокий, 100*60*20, 280 кг;
- магистральный, обычный, бетонный, армированный, 300*30*15, 320 кг;
- магистральный, усиленный, бетонный, армированный, 300*30*18, 380 кг;
- магистральный, бетонный, усиленный, высокий, армированный, 300*45*18, 580 кг;
- городской, гранитный, обычный, 100*30*15, 125 кг.
О весе в деталях здесь.
Размеры
По размерам дорожный бордюрный камень должен выпускаться в соответствии с базовым ГОСТ № 6665 от 1991 г. выпуска.
Размерные характеристики дорожных бордюров разной модификации:
- городской, бетонный, обычный,100*30*15,Д/В/Ш:1000/300/150 мм;
- городской, бетонный, усиленный, 100*30*18, Д/В/Ш:1000/300/180 мм;
- городской бетонный, усиленный, высокий, 100*60*20, Д/В/Ш:1000/600/200 мм;
- магистральный, обычный, бетонный, армированный 300*30*15, Д/В/Ш:3000/300/150 мм;
- магистральный, усиленный, бетонный, армированный, 300*30*18, Д/В/Ш:3000/300/180 мм;
- магистральный, бетонный, усиленный, высокий, армированный 300*45*18, Д/В/Ш:3000/300/150 мм;
- городской, гранитный, обычный,100*30*15, Д/В/Ш:1000/300/150 мм.
Больше информации тут.
Для чего при мощении дорог применяют бортовой камень-бордюр ГП и ГК?
Ответ на этот вопрос зависит больше всего от планировки самой дороги, от типа дорожного мощения, а так же от функционального назначения дороги. Так при строительстве городских дорог бордюр гранитный, он же поребрик, необходим для того что бы отделить проезжую часть от пешеходной зоны. Для таких целей чаще всего используют бортовой камень гп-1. Помимо разделительных целей бортовой камень гп-1 ограничивает тело мощения. Именно такая жесткая конструкция из гранитного бордюра позволяет выполнить внутри периметра кладку из гранитной брусчатки на «сухую», то есть без применения цемента
Бортовой камень гп-1 так же часто используется при благоустройстве гравийных дорожек, или при мощении из клинкерного кирпича, и на это нужно обратить особое внимание в местах примыкания с газоном. Для благоустройства загородных трасс и дорог применяют бордюр гранитный меньшего сечения в сравнении с городским, это может быть бортовой камень гп-4 или гп-5 бордюрный камень. Так же бортовой камень гп-4 или бортовой камень гп-5 применяется для отмостки и благоустройства садовой территории
Так же бортовой камень гп-4 или бортовой камень гп-5 применяется для отмостки и благоустройства садовой территории
Так же для благоустройства территории загородного дома можно применить бордюр садовый. Радиусный гранитный поребрик подойдёт для благоустройства клумб и фонтанов. Радиусный гранитный бордюр отлично подойдет для оформления парковых и игровых зон, для благоустройства тематических зон и зон для барбекю
Так же бортовой камень гп-4 или бортовой камень гп-5 применяется для отмостки и благоустройства садовой территории. Так же для благоустройства территории загородного дома можно применить бордюр садовый. Радиусный гранитный поребрик подойдёт для благоустройства клумб и фонтанов. Радиусный гранитный бордюр отлично подойдет для оформления парковых и игровых зон, для благоустройства тематических зон и зон для барбекю.
Специалисты нашего производства изготовят и установят бордюр магистральный, радиусный, бордюр эркерный, бордюр дорожный, садовый, а так же бортовой камень гп-1, бортовой камень гп-2, бортовой камень гп-3, бортовой камень гп-4, бортовой камень гп-5.
Для повышения качества дорожно-строительных работ, а так же увеличения срока службы бордюра и дорожного полотна администрации многих крупных городов приняли решения об отказе эксплуатации и использование в строительстве бордюров из бетона.
Это решение принято в связи с тем, что большинство предприятий-изготовителей использовали ускоренную технологию изготовления бордюров – пропаривали залитую смесь, вместо того что бы дать ей застыть под воздействием воздуха. Бетон при этом терял многие свои качества, в том числе и морозоустойчивость. Срок службы таких бордюров не превышал 2-3лет, он трескался, а порой и вовсе рассыпался.
Бордюр гранитный в отличие от бетонного «сроком годности» не ограничен. Натуральный камень экологически чистый материал и эстетически привлекательный
Благоустройство с применением природных материалов не только более привлекательно, но еще и экологично , и что немало важно – долговечно!
Природный камень помимо прочности имеет еще целый ряд преимуществ: он долговечен, прост в эксплуатации, эстетически привлекателен, не нуждается в частых ремонтах, а при соблюдении простых правил ухода – вообще может служить века.
Бордюр гранитный, как показала практика, вещь очень правильная и нужная. И бетонный бордюр, который сравнительно быстро разрушается, оказывается менее экономичный и неконкурентный.
Наша компания реализует и устанавливает гранитный бортовой камень в Москве следующих марок: ГП-1 (150х300мм), ГП-2 (180х400мм), ГП-3 (200х600мм), ГП-4 (100х200мм), ГП-5 (80х200мм).
Мощение и благоустройство – одно из основных направлений нашей компании. Большой выбор природного камня и различные варианты обработки удовлетворят любую потребность и самый взыскательный вкус. Наша компания поставляет гранит Украины, гранит Казахстана, гранит Финляндии а так же граниты Урала и гранит Кареллии. Гранит России и Украины представлен у нас особенно широко. Наша компания имеет собственные производственные мощности в Украине и России.
Бордюр гранитный необходим для того, чтобы отделить пешеходную зону от проезжей части дороги, а также для оформления клумб и газонов. Мы предлагаем бордюр из гранита следующих марок: ГП-1, ГП-2, ГП-3, ГП-4, ГП-5, ГП-В в соответствии с ГОСТом, и из всех видов гранита. Буквы ГП – условное обозначение марки изделия. Буква Г говорит о том, что бордюр изготовлен из гранита, П – о том, что бортовой камень имеет прямоугольную форму. Присутствующие в маркировке цифры несут информацию о размерах бордюра.
Производство бордюр и поребриков
Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:
- Вибролитье.
- Вибропрессование.
Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.
Виды дорожных бордюров
Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:
колотый; пиленый; обожженный; полированный.
Бортовой камень выпускается в следующих видах:
- Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна. Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог. Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров. Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.
Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:
- Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны. Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта. Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку. Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.
Бордюр радиусной формы
Газонный блок
Бортовой камень со скошенной стороной
Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:
- Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне. Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям. Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.
Цена бордюрной установки
Стоимость работ по установке бордюра может варьироваться в достаточно ощутимых пределах. Многое зависит от квалификации мастера и репутации фирмы – так, частные неопытные работники обойдутся намного дешевле, чем услуги серьезной строительной компании. Но и результат может очень сильно отличаться, поэтому экономить на благоустройстве территории не стоит.
Цена на услуги по бордюрной установке также может зависеть от таких факторов и дополнительных услуг: свойства грунта, тип бордюра, особенности покрытия и сложность форм. Профессиональные мастера выполнят такой перечень работ: удалят почву для монтажа бордюра, выставят маяки, сформируют окантовку.
В Москве и регионах цена на услуги начинается от 250-500 рублей за квадратный метр.
Бордюр – важный и нужный элемент садовой дорожки, который одновременно ограничивает и удерживает тротуарную плитку от расползания, выступает в качестве декоративного оформления и придает завершенный вид покрытию.
Способов оформления окантовки множество, как и методов укладки плитки без бордюра, поэтому основная задача мастера в данном случае – определить наиболее оптимальный вариант и сделать все в соответствии с технологией.
Установка садового бордюра
На каждой дорожке должен быть установлен садовый бордюр. Ведь он служит, в первую очередь, укреплением периметра поверхности, замощенной тротуарной плиткой. Также бордюр относят к ландшафтному декору. Мы предлагаем решения таких форматов, как садовый бордюр 1000х200х80, садовый бордюр 500х200х80, садовый бордюр 600х200х80 серого, коричневого и красного цвета. Как правильно проводится установка садового бордюра, будет рассказано в этой статье.
Выбор бордюрного камня для садовых дорожек
Садовый бордюр 1000х200х80 или меньший по длине камень используется для обрамления дорожек на приусадебных участках, а также на городских тротуарах в парковой зоне. Они не предназначены для обрамления и разделения тротуаров и дорог общего пользования, так как не соответствуют формату, установленному законодательно. Тем не менее, они могут выдержать наезд колесом легкового автомобиля.
Для установки предлагается вибропрессованный бордюрный камень разных размеров по длине. Сечение камня 200х80 для дорожки будет достаточным. Вибропрессование, как технология, позволяет изготовить прочный бордюр разного цвета. При этом выцветание такому бордюру не грозит на протяжении всего времени эксплуатации.
Установка садового бордюра своими руками
Даже садовый бордюр, имеющий лишь декоративный предназначение, необходимо усаживать в траншею с цементно-песчаной подушкой. Сам бордюрный камень значительно выше тротуарной плитки, и он должен быть установлен вровень, либо слегка выглядывая над плоскостью садовой дорожки. Соответственно, для садового бордюра необходима траншея. Она также обеспечит устойчивость бордюра.
Процесс установки садового бордюра имеют следующий алгоритм.
1. Разметка площадки.
Первым делом необходимо будет разметить площадку под садовую дорожку с учетом ширины бордюров. Разметка должна производиться с помощью колышков и натянутой веревки. Колышки нужно вбивать не реже, чем через каждый полтора-два метра. При разметке по высоте не забывайте учитывать уклон, с помощью которого будет происходить сток дождевой воды.
2. Выкопка траншеи
В расчёте глубины траншеи учитывается высота бордюрного камня и высота цементно-песчаной подушки. Для садового бордюра цементная подушка должна быть толщиной минимум 30 мм. Соответственно, для бордюрного камня 1000х200х80 (высота 200 мм), который мы хотим пустить вровень с поверхностью тротуарной дорожки, нужно выкопать траншею глубиной шириной 230 мм и минимум 100 мм.
3. Заливка основания и установка садового бордюра
Цементно-песчаную подушку нужно распределить по дну траншеи ровно, ведь все бордюрные камни нам необходимо будет расставить на одной высоте. Как только цементно-песчаная смесь подсохнет и затвердеет, можно будет установить бордюрные камни. С помощью уровня необходимо следить за ровной расстановкой бордюров.
4. Фиксация садового бордюра
С внешней стороны садовой дорожки фиксируем бордюрные камни небольшими лепешками из цементно-песчаной смеси. Лепешки должны быть накиданы минимум на 50 мм высоты бордюрного камня, выглядывающего из земли. Накиданные лепешки нужно будет разровнять, создав уголок в 45 градусов.
Для эстетической красоты после затвердевание цементно-песчаную смесь следует засыпать землей. Закреплённый таким способом садовый бордюр будет крепко скреплять тротуарную дорожку с обеих сторон. Она сможет прослужить вам долгие годы и радовать ваших детей в будущем.
Технология монтажа
При проектировании зоны мощения следует учесть нюансы:
- идеально ровные участки встречаются крайне редко, пользователями дополнительно создаются неровности ландшафта для повышения эстетической ценности дизайна;
фигурные элементы мощения из бетона являются водонепроницаемым покрытием, с поверхности которого дождевая вода и паводковые стоки отводятся специально изготовленными уклонами;
- поребрик размещается по периметру пешеходной зоны, площадки барбекю, и служит подступенком лестниц внутри подпорных стен, которыми осуществляется террасирование участка;
- бордюр гораздо выше тротуарной плитки, для него нужно выкопать траншеи;
- устанавливаются поребрики на пескобетон.
Поэтому вначале своими силами натягиваются шнуры с учетом уклонов самотека и отрываются траншеи для заглубления бордюрного камня, замешивается бетон из расчета 1 ведро на поребрик длиной 1 м.
Отбивка уровня и изготовление уклонов
В отличие от нахождения верхней точки пола при отделке помещений, технология разбивки участка существенно видоизменяется:
- существующий ландшафт не стремятся выровнять в общей плоскости;
- уклоны тротуарной плитки и поребриков копируют перепады высот местности;
- на узких тропинках создаются только продольные уклоны, на широких дорожках и площадках к ним добавляются уклоны поперечные;
- стоки собираются в точечные дождеприемники или линейные лотки ливневки, расположенные по краю фигурных элементов мощения;
Разметка участка шнурами.
После установки обносок на них натягиваются шнуры по внешнему периметру с учетом ширины поребрика 8 см. Верхняя грань бордюра не должна выступать над брусчаткой, если это не предусмотрено специальным проектом.
При разметке лестниц из брусчатки и невысоких подпорных стен из бордюров монтаж колышков или обносок необходим для каждой ступени отдельно. Для снижения отходов кроя и числа подрезки ФЭМ следует подогнать ширину дорожки под размер тротуарной плитки.
Ступени из бордюра.
Траншея и подстилающий слой
Поскольку бетонные изделия запрещено устанавливать на плодородный слой, который может просесть после перегнивания содержащейся в нем органики, его снимают с зоны мощения целиком. Глубина получившегося котлована обычно больше, чем толщина брусчатки, но меньше, чем вертикальный размер поребрика. Поэтому необходимо выполнить несколько действий:
- отсыпать дно котлована песком при низком УГВ или щебнем на влажном грунте, оставив до уровня земли 8 – 10 см (5 см контактный слой песка или гранотсева, на который укладывается плитка, плюс толщина самой плитки);
- углубить котлован по периметру траншеями под размер поребрика, 2 см слоя пескобетона, на который он устанавливается, и подстилающего слоя под ним (15 – 20 см).
Нерудный материал нужно уплотнить площадным вибратором (виброплита) или ручной трамбовкой. Не рекомендуется проливать песок ведром/шлангом, лучше обильно смочить его перед укладкой в грунт.
При незначительном увеличении бюджета строительства можно резко повысить ресурс конструкции, если выстелить дно котлована нетканым материалом (дорнит, геотекстиль), исключающим взаимное перемешивание нерудного материала с почвой, прорастание корней сорной травы.
Установка садового бордюра
Классическая технология монтажа бетонных бордюров выглядит следующим образом:
- изготовление постели – пластичный пескобетон укладывается на подстилающий слой, выравнивается кельмой для 2 – 3 элементов максимум;
- монтаж поребрика – выставленный камень осаживается на бетоне резиновой киянкой;
- боковая фиксация – на уложенный бордюр наносится кельмой бетон снаружи и изнутри для образования небольшого уширения в нижней его трети по высоте.
Поребрики устанавливаются по шнуру вплотную друг к другу. Крой осуществляется специальным инструментом – гильотиной либо УШМ с оснасткой по бетону (алмаз, абразив).
Гильотина для раскалывания поребрика.
Незамкнутый бордюр
Такой элемент декора размещают на выбранном участке, чтобы красиво очертить линию дивана или другой мебели. С ними комната становится гораздо интереснее и привлекательнее. Например, африканская саванна или пески пустыни привносят в атмосферу дух таинственности. Этот приём позволяет создать более расслабляющую остановку, в которой можно расположившись на диване насладиться прекрасным путешествием в места, где рождаются мечты и сказки о приключениях. А для детей есть много оригинальных вариантов:
- машинки, которые понравятся маленьким автолюбителям;
- цветные карандаши, лесная опушка или «совиная прогулка» – хорошие варианты и для мальчика, и для девочки;
- цветочный узел, элегантные плетёные розы и цветочные россыпи, которые придутся по вкусу маленьким принцессам;
- птичьи разговоры и весёлые игрушки – отличный способ зарядить атмосферу позитивом.