Разновидности и характеристики
Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:
- мрамор;
- лазурит;
- малахит;
- агат;
- авантюрин;
- яшма;
- тигровый глаз;
- оникс;
- бирюза;
- халцедон;
- аметист и так далее.
Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:
- фигуры людей, птиц и животных;
- пейзажи;
- цветочные и прочие растительные узоры;
- библейские и фантастические сюжеты.
В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.
Используемые материалы
Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.
Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.
Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:
- темный мрамор для фона;
- яшма;
- аметист;
- бирюза.
Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.
Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев
Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.
Стекло
Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.
Есть две основные категории стеклянной мозаики:
- Для украшения потолка, пола.
- Для декора мебели, аксессуаров.
Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.
Керамика
Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:
- твердая и прочная;
- отлично сопротивляется износу;
- устойчива к коррозии;
- электрически изолирована;
- устойчива к воздействию химикатов;
- подходит для отделки любой поверхности;
- имеет низкую теплопроводность.
Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.
Особенности
Мозаику изготавливают из песка мелкой фракции, который нагревают до жидкого состояния по типу стекла, после чего заливают получившуюся массу в формы. Размер одного чипа примерно 1 на 1 или 5 на 5 см.
Мозаика — это разнообразие цветов и фактур, поскольку она бывает не просто стеклянной, но и с матовым эффектом или декоративными элементами. Например, золотая мозаика получается в результате добавления в качестве дополнительной прослойки золотой фольги. При добавлении в основу минералов получаются сверкающие и переливающиеся элементы.
У такого отделочного материала масса преимуществ, основным из которых является долговечность. Стекло является довольно прочным материалом, который с легкостью переносит перепад температур и при этом сохраняет изначальный внешний вид на протяжении долгих лет.
Помимо долговечности, это еще и водонепроницаемый материал, что позволяет применять его в разных жилых помещениях, в том числе в ванной комнате, кухне или даже на балконе. Часто мозаикой облицовывают подоконники, добавляя некую изюминку в простой интерьер.
Мозаика не создает трудностей во время уборки. Она устойчива к сильным химическим абразивам, при этом загрязнения с поверхности удаляются с легкостью и не оставляют повреждений. В швах между мелкими деталями хоть и может собираться пыль или грязь, но при регулярной уборке и качественных моющих средствах этого можно избежать.
Немаловажным достоинством мозаики является экологичность, поскольку она изготавливается из натуральных по большей части материалов и не содержит вредных примесей. При этом производство мозаики требует гораздо меньших затрат энергии по сравнению с популярной на отечественном рынке современной керамикой, что приносит меньший урон окружающей среде.
Стеклянная мозаика отражает свет, поэтому применима в небольших помещениях, которым не хватает естественного освещения. Она визуально расширяет пространство, делая комнату более освещенной и создавая атмосферу воздушности.
Если говорить о дизайне, то мозаика и здесь выигрывает по многим параметрам. Она применяется в разных стилях интерьера, а некоторые и вовсе невозможно воплотить без этого уникального по своим качествам материала. Это касается восточных направлений в дизайне, которые требуют красочных и красивых полотен из небольших элементов. Причем мозаику используют не только для отделки пола или стен, но и таких предметов мебели, как столешницы, тумбочки и консоли, столы и изголовья.
Помимо преимуществ, присутствуют и недостатки, и это обстоятельство нужно учитывать на этапе изучения вопроса. Многих смущает цена, ведь она действительно довольно высокая. Мозаика — это не только привлекательный внешний вид и масса возможностей, но и сложный процесс изготовления. За все это приходится платить внушительную сумму. И если еще можно обойтись бюджетными коллекциями, которые часто стали выпускать производители, то с монтажом могут возникнуть трудности. Найти опытного и квалифицированного специалиста по укладке мозаики довольно сложно, при этом его услуги обойдутся в круглую сумму.
При необходимости создать полотно или красочную картину сумма увеличится чуть ли не в два раза, поскольку это кропотливая и сложная работа, требующая времени и определенных навыков.
Несмотря на свою прочность, мозаика в некоторых вопросах требует деликатного обращения, в частности, это касается падений тяжелых предметов
Не исключены и царапины после неаккуратного использования, поэтому необходимо соблюдать осторожность
В отличие от других видов мозаики, стеклянная имеет скользкую поверхность, на которой возможны легкие падения в сочетании с водой, например.
Типы мозаики для укладки
Типы мозаики несложные, но они определяют последующие работы по укладке на основание.
Различают 2 типа мозаики по виду основы:
- Мозаика, нанесенная на сетчатую либо бумажную основу;
- Отдельные колотые элементы из различных видов камня, битой плитки или из металла.
Также есть мозаики по типу сборки:
- Матричные (при этом мозаика собирается на матрицу);
- Художественные (собранные вручную художниками-мозаичистами).
И типу рисунка:
- Фоновая мозаика — монохромный цвет;
- Растяжка (sfumature) – цвет меняется от светлого к темному и наоборот;
- Разнотон (сочетание нескольких цветов мозаики, при этом отдельные листы при укладке создают единую поверхность).
Галерея Фарнезе
Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.
Галерея Фарнезе. Фреска Аннабеле Карраччи
Галерея Фарнезе. Фрагменты росписи
Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида.
Советуем прочитать:
Династия Фарнезе : Выдающиеся личности и любовные интриги
Виды мозаики
Мозаичный модуль называется карта или чип, состоит из тессеров – квадрат толщиной 4 мм со стороной 1 – 5 см. Реже используются нестандартные тессеры – колотая керамика, овальные ромбические, треугольные, трапециевидные элементы из стекла, камня, металла. По конструкционному материалу мозаика классифицируется следующим образом:
Каменные тессеры обычно толще стеклянных, керамических и металлических элементов мозаики. Металлическая мозаика непригодна для облицовки пола, поскольку материал неприятен на ощупь из-за высокой теплопроводности. Стандартным считается размер мозаичных карт 30х30 см, ширина швов 2 мм.
Вторым значимым параметром для классификации мозаичных модулей является тип крепления тессеров внутри них:
Бумажная мозаика клеится «вслепую», так как к листу она приклеена лицевой стороной. Бумага смачивается, затем счищается влажной губкой после полного отвердевания плиточного клея. Поэтому корректировать взаимное положение квадратов сразу после приклеивания не получится.
Основным преимуществом бумажных мозаичных карт является низкая стоимость в сравнении с сетчатой мозаикой.
К полимерной сетке ПВХ тессеры приклеиваются тыльной стороной. То есть, в процессе отделки их взаимное расположение можно корректировать, а отвалившиеся квадратики подклеивать сразу. Сетку не нужно сдирать, она дополнительно повышает адгезию с основанием, качество декоративного покрытия и долговечность использования облицовки.
Изображения
Ахилла обожают принцессы Скироса , сцена из Илиады, где Одиссей (Улисс) обнаруживает, что он одет как женщина и прячется среди принцесс при королевском дворе Скироса. Позднеримская мозаика из Ла Ольмеда , Испания, 4-5 вв. Н.э.
Помимо геометрических узоров и рисунков, на римских мозаиках часто изображались божественные персонажи или мифологические сцены.
Портреты
На римских мозаиках часто встречаются изображения известных личностей или развлекательные сцены. Александр Мозаика из Дома Фавна , Помпеи изображает битву при Иссе между Александром Македонским и Дарием III . Помимо известных людей древности, мозаики могут изображать аспекты повседневной жизни. Гладиатор Мозаика из Рима изображает боевую сцену, называя каждый гладиатор участием. Гладиаторские сцены также известны из Лептис Магна .
Религия
Одним из самых ранних примеров раннехристианского искусства в мозаике является мозаика пола начала 4-го века с виллы в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет , Англия, на которой изображен Христос с Чи-Ро за головой. Мозаика сейчас находится в Британском музее . Мозаики Орфея , которые часто включают в себя множество животных, нарисованных играми бога, очень распространены; он также использовался в раннехристианском искусстве как символ Христа. Сцены с Дионисом – еще одна распространенная тема.
Когда римский период слился с поздней античностью , настенная мозаика стала доминирующей формой искусства в великих церквях, а стиль с золотым покрытием стал обычным. В Италии высока доля уцелевших.
Эмблемы
Прогресс в технике мозаики создал эмблему, «сердце» всей мозаики
Слово эмблема используется для описания небольшой мозаики, изображающей небольшую жанровую сцену или натюрморт, характеризующуюся особенно тонкими мозаиками, изготовленными отдельно и установленными в центральном или важном месте на главной панели
№7. Процесс укладки плитки мозаики
Монтаж мозаичной плитки не намного сложнее, чем обычной керамической плитки. Со всеми работами можно справиться самостоятельно, а порядок действий таков:
подготовка поверхности
Стены и пол важно выровнять, при необходимости прогрунтовать, чтобы плиточный клей не сильно впитывался в поверхность;
подготовка инструментов. Для монтажа большинства видов мозаики подойдет серый клей для плитки, только в зависимости от условий эксплуатации необходимо брать влагостойкий/морозостойкий/фунгицидный клей
Для укладки прозрачной стеклянной мозаики лучше брать белый клей – так эстетика будет выше. Шпатель-гребенку берут с зубцами высотой 3-4 мм;
разметка стены или пола. Предварительно все элементы можно разложить на полу в необходимом порядке, замерить параметры получившегося панно и перенести разметку на поверхность, где будет осуществляться кладка;
нанесение клея на первый участок и укладка мозаики. Сразу на всю стену/пол наносить клей нет необходимости – он быстро высыхает. Укладывая элементы, контролируйте ровность рядов, и вдавливайте мозаику в клей, стараясь, чтобы он не попал на лицевую сторону элементов;
после того, как все подсохнет (лучше дать 48 часов на высыхание), можно снять бумагу, предварительно смочив ее. Начинать тянуть лучше с верхних углов;
затирка швов. Сегодня обычно используют затирки на эпоксидной основе, но и цементные также допустимы. Затирка подбирается в цвет плитки или контрастного оттенка. Наносится она резиновым шпателем сначала в одном направлении, потом – в другом. После того, как она схватится, остатки с плитки можно удалить влажной губкой;
полировка мозаики войлоком.
Материалы
В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.
В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы. Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры. За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.
Как наколоть мрамор для создания римской мозаики, смотрите ниже.
Флоренция
Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Использование мозаики в интерьере ванной и кухни: советы по дизайну
Керамическая плитка – отделочный материал на основе природной глины, множество достоинств которого обеспечивают ему лидирующие позиции при выборе облицовки для ванных и кухонь – помещений с повышенной влажностью.
Мозаика из керамики и природного камня является той же плиткой, только малого формата, поэтому обладает теми же характеристиками и не уступает в популярности кафелю. При этом, кроме соответствия условиям эксплуатации, от мозаичной отделки, как и любой другой, ожидают и достаточно высокого уровня эстетичности.
Современный рынок стройматериалов изобилует отделочной керамикой различных видов, но именно разнообразие предлагаемой облицовки усложняет выбор, к тому же, одна и та же плитка по-разному смотрится на витрине и по месту укладки. Чтобы быть увереннее при выборе мозаики и компоновке отделки из неё, рассмотрим вкратце этот материал и некоторые рекомендации, используемые профессионалами.
Цветовая гамма
Цветовая палитра современной мозаики разнообразна, ведь это ее главное свойство и преимущество перед другими материалами. Существует не только множество цветов, но и оттенков с интересными эффектами. Наиболее популярны оттенки синего, голубого и зеленого, но особенно красивыми считаются чипы с имитацией золота или перламутра.
В зависимости от фактуры она разделяется на матовую, глянцевую и блестящую, что дает возможность воплощать в жизнь самые удивительные сочетания. Можно создать действительно уникальный тандем плитки, объединив это в одно полотно.
Для цветного оформления применяется такая мозаика:
- коричневая;
- оранжевая;
- черная;
- белая;
- металл;
- красная;
- бирюзовая и так далее.
Метод изготовления
Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:
- заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
- набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
- финишная отделка — доводка и полирование изделия.
Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие
Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.
Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.
Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.
Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.
При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.
Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.
Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.
Это интересно: Выбираем штукатурную смесь для наружных работ: разбираемся во всех нюансах
Варианты использования плитки-мозаики в дизайне ванной
Современная мозаика — универсальный отделочный материал. Его используют для создания акцентов, украшения стен, пола и даже сантехники.
Отделка
Для основной отделки обычно используют более простую плитку такого же цвета или выполненную в неконтрастной гамме. Они могут быть крупными чешуйками или небольшими квадратами размером до 2-3 см.
Ограничений в использовании нет: таким образом они украшают как стены, так и акцентные зоны в душевом отделении или над ванной, а также поверхности возле раковины. Монохромные фишки хорошо сочетаются с более крупными плитками тех же оттенков — вы можете создать игру текстур.
Если вам нравятся варианты панно, в дополнение к ним выберите обычную керамическую плитку одного из тонов, использованных на рисунке. На фото дизайн такой ванной комнаты из мозаики выглядит очень стильно.
Наиболее актуальны сегодня цветочная, анималистическая тематика, геометрия и абстракция
Обратите внимание на диапазон производительности. Рисунок не должен быть слишком ярким и броским, лучше пусть тона будут немного приглушенными
Хотя, конечно, от дизайна многое зависит.
Дополнение
В этом случае мозаикой украшают небольшие участки. Это может быть только ширма, зона внутри душа. Интересно смотрятся индивидуальные решения в дизайне полок, сантехники и мебели — такие же шкафы под раковину.
Иногда в оформлении используется несколько изделий разного цвета: с помощью более яркой плитки вырезаются акцентные зоны, а остальное пространство оформляется нейтральными, например, белым или бежевым.
Акценты
Для подчеркивания обычно используют более мелкую плитку, они сочетаются с плиткой большого размера и керамогранитом.
Особенности мозаики в римском стиле
Напольные и настенные сюжеты мозаик использовались для украшения помещения и выполняли две главные задачи: украшение интерьера и обеспечение его функциональности.
Характеризуя римскую мозаику, хочется отметить, что присущие ей богатство и роскошь гармонично переплетаются с нотками легкости в композиции. По сравнению с монументальными образами мозаик византийского происхождения данному покрытию присущи обыденность и в то же время нарядно-декоративный эффект, придающий ей праздничность.
Полы, выложенные из современного плиточного покрытия, оформленного в стиле мозаики, ничем не поступаются древним рисункам, наоборот, смотрятся еще интереснее. Сегодня плитка-мозаика позволяет более точно передать красоту тысячелетних мотивов, придав им новый осовремененный вид.
Нанесение битой плитки на стену, советы и рекомендации профессионалов, примеры готовых работ
Чтобы рисунок получился аккуратным, красивым и четким, необходимо его правильно выкладывать. У специалистов существует несколько секретов, которыми они пользуются в процессе работы:
- Крепления мозаики необходимо начинать со средины, это позволит сделать ровную и пропорциональную картинку.
Размещение фрагментов плитки
- Выполнение сложных рисунков следует начинать с выкладки отдельных элементов мозаики (сначала наносится образ человека, изображения животных или растений, а затем – фон).
- Готовая работа должна сохнуть не менее суток, в противном случае изображение может быть испорчено.
Процесс затирки швов Затирка швов готовой декоративной мозаики из битой плитки — это завершающий этап работ. Ее выполняют одновременно не по всему периметру мозаики, а по небольшим участкам. Когда затирка будет закончена, мастер должен выждать 20-30 минут (пока она потемнеет), а затем уже удалить излишки материала при помощи влажной тряпки или подходящей губки.