Керамика своими руками: рекомендации и видео урок

Причина 5: экономия семейного бюджета

Если вы не решились на производство целого сервиза, а просто ради интереса прослушали ознакомительный курс по керамике и сделали пару кружек, то даже этих знаний вам хватит, чтобы начать разбираться в посуде, разновидностях глины и глазурей, мастерстве художника. Если вдруг в магазине продавщица начнёт уверять вас, что кофейная пара стоит 20 000 рублей, потому что это редкая голубая глина, то вы можете смело уточнить, натуральная ли она или это просто искусственный цвет (пигмент, подмешанный в обычную белую глину)? Крашеная глина не несёт никакой ценности, и вы платите исключительно за бренд. Дорогие магазины керамики ещё любят применять штамповку. Это значит, что форма изделий не уникальна: узоры, которые на них нанесены, могут быть просто отпечатаны, а не нарисованы мастером. Другое дело, если вы увидите на рынке где-нибудь в горах Андалусии авторский кувшин из дорогих материалов, уникальной формы и с росписью. Вы сразу поймёте, сколько в него вложено трудов мастера и почему он стоит приличную сумму. Кстати, если автор этого произведения искусства будет вдруг выставлен в какой-нибудь галерее или музее современного искусства, то купленный кувшин можно будет продать ещё и с выгодой коллекционерам.

Пористая керамика с наполнением

Для лучшей теплоизоляции стоит рассмотреть полые керамические блоки с заполнением из минеральной ваты внутри. Заливка находится в специальных камерах, содержащихся в пустотелых кирпичах. Это даст еще больше преимуществ, связанных с теплоизоляцией. Такой материал позволяет возводить однослойные стены, которые после штукатурки имеют очень хороший коэффициент теплопередачи — 0,16 Вт / (м· K).

Согласно стандартам, введенным с 1 января 2020 года, коэффициент теплопередачи для жилого дома не должен превышать 0,23 Вт / (м · К). В 2021 году это значение должно составить всего 0,20 Вт / (м · K).

Какая нужна глина

Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет. 

Натуральная глина бывает:

  • Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
  • Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
  • Голубая – используется в медицине и косметологии.

Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.

Керамическая плитка своими руками

Самостоятельное изготовление керамической плитки – задача, которую может выполнить каждый, у кого есть:

  • определённые навыки;
  • требующееся оборудование;
  • желание создавать.

Изделие высокого качества с первой попытки получить удаётся немногим. Однако на этом сдаваться не стоит. И последующие плитки уже будут лучше. Их можно использовать для личного применения или продажи.

Перед производством важно определиться с технологиями. Изготовление керамики, по сути, идёт по одной методике

Базисом является пластичная масса из глины. Из неё создаётся кафель необходимых размеров. Он затем обрабатывается.

Техника работы с глиной вручную

В данном мастер–классе рассматривается метод лепки из глины без использования гончарного круга. В процессе будет применена старейшая техника при помощи некоторых подручных средств. Существует три самые известные техники лепки без гончарного круга и профессиональных инструментов. Они и будут использованы далее.

Как слепить блюдо или тарелку из глины своими руками

Подготовка к процессу лепки

Нам понадобится:

замешанная глина, стакан с водой, скалка, ровная поверхность для раскатывания глины, деревянная лопатка и лист бумаги.

Для начала необходимо вымесить глину до состояния эластичного теста, чтобы она не липла к рукам. Затем приступать к лепке.

Способ первый:

  • Скатать из глины шар диаметром 7 – 8 см.
  • Сделать по центру шара углубление.
  • Аккуратными движениями, медленно поворачивая шар против часовой стрелки, надавливать большими пальцами на углубление, и с каждым движением стараться его растянуть (увеличить). Таким образом, должно получиться подобие пиалы. Теми же движениями можно придать этой пиале любую желаемую форму. Для удобства необходимо подложить под изделие лист бумаги, который в процессе работы можно вращать.
  • После того, как изделие достигло оптимальной формы, необходимо сформировать ровные края. Для этого следует взять деревянную лопатку, приложить ее перпендикулярно краю, и вращая лист бумаги по кругу, придать блюду аккуратный вид. Если лопатки нет, то же самое можно проделать пальцем, смоченным водой.
  • Следующим шагом нужно сделать внутреннюю поверхность пиалы гладкой. Для этого надо смочить пальцы водой, и легкими движениями (сверху – вниз), шаг за шагом сглаживать изделие.

Способ второй:

  • Взять небольшой кусок глины и раскатать из него жгут (колбаску) диаметром 0,7 – 1 см. Таких жгутов потребуется несколько штук.
  • Жгут свернуть улиткой как можно плотнее. И так накручивать улитку до желаемого размера. Таким образом, формируется дно будущей тарелки.
  • Когда желаемый размер достигнут, следует разгладить получившуюся улитку. Как описано выше, смачивая пальцы в воде, легкими движениям (от края к середине) сгладить поверхность.
  • Далее из таких же колбасок формируются бортики будущей тарелки. Берется глиняный жгут и по краю дна накручивается до желаемой высоты. Чтобы сделать тарелку классической формы, необходимо накручивать жгуты, чуть сдвигая их к краю предыдущего.
  • Затем нужно снова выровнять внутреннюю (в этой технике и внешнюю) сторону изделия. Сглаживая поверхность влажными пальцами.

Как слепить кружку из глины своими руками

Принцип изготовления кружки из глины такой же, как и технология изготовления тарелки или блюда. Эти техники можно использовать для лепки любого изделия. Но есть еще один вариант изготовления посуды своими руками. Для него потребуется форма, пищевая бумага, скалка, нож и трафарет. Для формы подойдет стеклянная бутылка или любой другой узкий сосуд.

Способ третий:

  • Раскатать глину в пласт толщиной 0,5 – 0,7 см.
  • При помощи трафарета (если нет, то можно обойтись и без него) вырезать из глины полосу шириной 5 – 10 см и круг диаметром, равным диаметру дна формы.
  • Перевернуть форму дном вверх и обернуть пищевой бумагой.
  • Затем приложить вырезанную полосу из глины по кругу формы так, чтобы часть полосы выходила за границу дна. Следует учесть, что длина полосы должна быть такой, чтобы при накладывании ее на форму не оставалось излишков глины. И полоса соединялась стык в стык.
  • Далее нужно примять часть полосы, которая выходит за границу ко дну формы. А потом наложить на дно вырезанный круг.
  • Все детали необходимо хорошо скрепить друг с другом и сгладить влажными пальцами.
  • Следующим шагом нужно аккуратно перевернуть изделие и осторожным движением вынуть форму и пищевую бумагу.
  • На этом этапе идут последние процессы подготовки изделия к сушке. Следует выровнять края и придать желаемую форму будущей кружке. Осталось сформировать ручку из тонкого жгута и прикрепить ее к изделию, сделав два небольших, параллельных друг другу углубления.

Как раскрасить плитку

Изготовить плитку — это еще не все. Она внешне должна соответствовать задуманному дизайну. Для этого потребуется освоить некоторые дополнительные техники декорирования, чтобы сделанный собственноручно рисунок был уникальным.

Как делают керамику с рисунком?

Один из способов — роспись по керамике. Это достаточно простой метод, позволяющий придать плитке оригинальный внешний вид. Для оформления плитки можно также использовать технику декупаж.

Кафель своими руками редко делают без рисунка. Раскрашивать самостоятельно сделанную кафельную плитку можно при помощи техники декупаж. Если правильно выбрать материалы, получится достаточно крепкое покрытие, которое будет способно противостоять повреждениям. Такая плитка прослужит долгое время.

Поэтапный план действий состоит из нескольких шагов. Прежде всего, нужно выбрать подходящий салфеточный мотив. Из чего выбирать? Например, для кухни это может быть корзина с фруктами, вино или же цветочные мотивы, пейзаж и пр. Внешний вид кафельной плитки, изготовленной своими руками под раскрашивание, будет лучше, если мотив покроет всю поверхность.

Если салфетки многослойные, то для декупажа потребуется лишь верхний слой с рисунком. При намокании салфетки растягиваются, поэтому необходимо будет обработать их определенным методом. Салфетка должна быть разложена рисунком вверх на ровной поверхности. После этого ее надо покрыть лаком для волос, накрыть пергаментом и прогладить теплым утюгом. Такая процедура позволит салфетке сохранить форму.

Как сушить глину?

Если вы не работаете с печью, то скорее всего, вы собираетесь сушить глину воздушной сушкой или выпеканием в духовке. Есть несколько способов для каждого из них.

Для запекания в духовке:

  • Разогрейте духовку до нужной температуры.
  • Поместите туда глиняную заготовку на подносе.
  • Запекайте необходимое количество времени.
  • Проверьте твердость изделия.

Это просто, но опять же, нагрев недостаточно сильный для фарфора или фаянса.

Для воздушной сушки:

  • Положите изделие в безопасное место.
  • Подождите. Это может занять до 24 часов.
  • Проверьте изделие на твердость и дайте ему еще времени при необходимости.
  • Если вы сушите на воздухе, используйте мелкозернистую наждачную бумагу, чтобы удалить мелкие неровности, прежде чем переходить к покраске.

Сушка глиняной посуды требует времени, но правильная техника сушки, поможет вам избежать неудач.

Производство керамических изделий

Процесс производства керамических изделий включает в себя несколько основных этапов: приготовление глиняной массы, формование изделий, сушка, обжиг и декорирование. Материалы, которые используются в керамическом производстве, подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относятся такие материалы, которые используются для приготовления керамических масс, глазурей и красок для росписи по керамике. А к вспомогательным относят материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм и капселей. Первый этап изготовления керамических изделий также состоит из нескольких последовательных технологических операций. Сначала сырье очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито. Все компоненты для смеси дозируются и перемешиваются между собой. Формовка изделия осуществляется из пластических и жидких (так называемый шликер) керамических масс. На крупных производствах изделия простых форм (например, чашки и тарелки) формуются из пластической массы влажностью 24-26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах. А сложные и разнообразные по форме керамические изделия изготавливаются способом литья из шликера влажностью 30-35 % в гипсовые формы.

Главным технологическим процессом на керамическом производстве является обжиг. Под воздействием высоких температур глиняная смесь приобретает механическую прочность. Обжиг проводится в два приема. При этом условия зависят от вида используемого сырья. Так, для фарфоровых изделий первый (утильный) обжиг осуществляется при температуре почти 900-950 °С, а второй (политой) – при температуре 1320-1380 °С. В случае с фаянсовыми изделиями первый обжиг проводится, наоборот, при высокой температуре 1240-1280 °С, а второй – при более низкой – 1140-1180 °С. Для обжига используются специальные печи, которые бывают двух видов – туннельные (непрерывного действия) и горы (периодического действия). На предпоследнем этапе изготовления керамических изделий они декорируются двумя основными методами – ручным или полуавтоматизированным. Простой декор наносится в виде усика, отводки или ленты – непрерывных круговых полосок различной ширины. Рисунок может наноситься и при помощи аэрографа через трафарет из тонкой жести или фольги с вырезами по контуру будущего изображения.

Также используется такой вид декорирования, как крытье: сплошное, когда все изделие равномерно покрывается слоем краски; полукрытье, при котором изделие покрывается краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее, при котором краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой, при котором по сплошному крытью прочищается рисунок, и, наконец, самый сложный вариант – крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом. Декорирование при помощи штампом является самым простым вариантом, при котором рисунок (чаще всего золотом) наносится резиновым штампом. При печати изображение на изделие переносится с печатного оттиска на бумаге, в результате чего получают графический однокрасочный рисунок, который впоследствии раскрашивается красками в один или несколько цветов. Деколь представляет собой технологию переноса рисунка на керамическое изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. Сейчас чаще всего используют сдвижную деколь: на подкладочную бумагу прикрепляется ацетилцеллюлозная пленка, на которой печатается рисунок. Затем пленка смачивается водой и отделяется от бумаги, оставаясь на изделии. На последнем этапе изделие с переводным рисунком обжигается в муфельной печи, во время обжига пленка сгорает, а краска крепко сплавляется с поверхностью изделия. Керамика, как и другие изделия, может расписываться ручным способом с помощью кисти или пера. При этом различаются простую и высокохудожественную живопись. В последнее время набирают популярность такие способы украшения керамических изделий, как фотопечать и шелкография. В первом случае с помощью специальных чернил и оборудования на керамическую поверхность переносятся фотоизображения. А во втором случае печатание рисунка осуществляется с помощью шелковой сетки, на которой раскладывается трафарет. Изделие, на которое переносится изображение, размещается под сеткой. Затем по ней проводят резиновым роликом с краской, который продавливает краску в вырезы трафарета, переводя рисунок на керамику.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

Изготовление кафеля своими руками

Если производится керамическая плитка своими руками, процесс изготовления включает такие этапы:

  • замес глиняной смеси;
  • изготовление сырца;
  • бисквитный обжиг;
  • декорирование.

Материалы для создания керамических плиток

Вам могут попасться и такие породы, как:

  • Каолин. Окраска – белая. Из него часто производят фаянс и фарфор.
  • Цементная. Нужна для изготовления цементных составов.
  • Кирпичная. Характеризуется легкоплавкостью, служит для создания кирпичных продуктов.
  • Огнестойкая. Отличается высокой тугоплавкостью. Справляется с температурами плавления до 1580 градусов.
  • Кислостойкая. Не вступает во взаимодействие со многими химическими соединениями. Служит производственным сырьём в создании химически устойчивой посуды.
  • Формовочная. Отличается хорошей пластичностью и огнестойкостью. Её часто задействуют в металлургической сфере.
  • Бентонитовая. Обладает мощными отбеливающими качествами.

Прочность готовящейся плитки должна быть достаточной.Чтобы придать терракоте оттенки, можно применить природные пигменты. По сути, это минеральные оксиды. Они содержатся в составах некоторых типах глины. Это может дать определённый оттенок.

После подборки сырья необходимо его подготовить. После работы с составом, смешиванием всех элементов в нужных соотношениях требуется замотать всю эту массу в полиэтиленовый мешок. Здесь задача – не пустить воздух в эту смесь. В таком состоянии глину надо оставить на некоторое время. Так все частицы пористого материала заберут влагу.

Подготовка смеси и производство сырца

Очень важно правильно выбрать глину. Оптимальным вариантом считается глина со средней жирностью, поскольку она имеет хорошую пластичность, что позволяет сформировать изделие любой конфигурации

Изготовление керамической плитки в домашних условиях проходит в такой последовательности:

Изготовление керамической плитки в домашних условиях проходит в такой последовательности:

  1. Вначале все компоненты смешивают, а подготовленную массу заматывают в полиэтилен. Это делают, чтобы полностью исключить доступ кислорода. Так сырье лучше впитает влагу. Обматывание полиэтиленом убережет от образования воздушных пробок в изделии, что позволит повысить его качество.
  2. Формовку проводят в формах из полиуретана или другого подходящего по характеристикам материала.
  3. После заливки массы в форму ее тщательно разравнивают и утрамбовывают. В процессе этого следят, чтобы толщина изделия была одинаковой по всей площади.
  4. Затем сырец хорошо просушивают. О готовности изделия к следующему этапу говорит его плотность и цвет. Сырец должен заметно посветлеть.

Формовка плитки

Далее можно приступать к формовке плитки. Для комфортной работы лучше задействовать полиуретановые формы. Для небольших партий вполне подойдут и гипсовые. Формы помогут сделать ровную продукцию, имеющую одинаковые внешние данные. Здесь необходима тщательная утрамбовка глины и грамотное её распределение по имеющейся форме. По всей площади шаблона должна соблюдаться одинаковая толщина.

После этой работы заготовку (сырец) требуется основательно высушить. Нужная степень просушки будет достигнута, когда плитка посветлеет и затвердеет

Здесь очень важно соблюдать осторожность, поскольку сырец на данной стадии довольно хрупкий. Но если случится какой-то дефект, формовку и просушку можно повторить. Для этого заготовку можно размочить в воде

Для этого заготовку можно размочить в воде

Для этого заготовку можно размочить в воде

Для этого заготовку можно размочить в воде.

Обжиг и декорирование

Для получения прочного кафеля обжиг проводится при высоких температурах, но в домашних условиях максимум, который удается получить, – это 850 градусов. Процесс обжига называют бисквитным из-за того, что заготовки дают усадку, которую учитывают при определении габаритов будущего кафеля.

Качество декорирования зависит от уровня мастера. Обычно используют рисунки, орнаменты. В любом случае изделие покрывают глазурью, которую наносят распылителем или кистью. Также иногда используют способ обливания заготовки. Для получения глянцевого блеска кафель покрывают эмалью или лаком.

Сложности изготовления плитки вручную

Сложности ручного изготовления керамической плитки заключаются в правильной подготовке массы и набивке формы по технологии. Плоские керамические изделия при сушке и обжиге испытывают напряжение, которое не распределяется так, как у объемных, что часто приводит к деформации. Подбор правильной керамической массы и соблюдение определенных технологий приведет к отличному результату.

Особенности рабочего процесса

Конечно, расписать всю технологию в небольшом обзоре невозможно, но рассмотреть все этапы и их особенности вполне реально. Это поможет вам разобраться в процессе и понять его основные нюансы.

Инструменты и материалы

В первую очередь нужно приобрести все необходимые приспособления:

Небольшой токарный станок незаменим, если изготавливается деревянная овальная посуда и другие варианты, имеющие сложную форму . Его стоимость невелика, и если вы решили заниматься подобными работами довольно плотно, то его приобретение обязательно.

  • Также не обойтись без набора резцов по дереву , их можно приобрести в готовом виде, а можно изготовить самостоятельно, в одном из обзоров на данном сайте этот вопрос был рассмотрен подробно.
  • Стамески, резцы для ложек, рубанок, ножовка – все эти приспособления так или иначе задействуются в процессе работы, поэтому о них также не стоит забывать.

Подбор материала также важен, можно использовать как полноценный , так и отходы, если они подходят по размерам.

Наилучшими вариантами являются следующие виды дерева:

  • Береза.
  • Кедр.
  • Осина.
  • Можжевельник.
  • Из необычных вариантов часто применяется бамбук и оливковое дерево.

Процесс изготовления

Если все необходимое вы уже приобрели, то можно приступать к работе. Мы рекомендуем для начала выбрать изделие простой формы, чтобы освоить процесс и не наделать ошибок.

На данном этапе выполняются следующие мероприятия:

Отрезается заготовка нужного размера, при этом нужно оставлять небольшой запас на обработку.
Далее необходимо карандашом или маркером нанести контур будущего изделия, особая точность не нужна, вы просто должны задать форму. Лишние части отрезаются так, чтобы получилась заготовка с минимумом лишнего.
После этого размечаются боковые контуры, и можно приступать непосредственно к процессу изготовления, лучше работать на станке, так как со стамеской или резцом придется потратить очень много времени и сил

Заготовка хорошо закрепляется и потом с помощью резца ей придается та или иная форма, важно делать все аккуратно, чтобы не снять лишнее.

Конечно, если изготавливаются изделия другой формы, например, ложки, сушилка, разделочная доска или полочка для посуды из дерева, то процесс будет сильно отличаться, поэтому советуем заранее определиться с типом конструкции и сделать хотя бы примерный эскиз, чтобы четко представлять себе конечный результат.

После изготовления нужно отшлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги, это позволит улучшить внешний вид посуды и избавиться от задиров, которые неизбежно образуются при изготовлении.

Нанесение защитного покрытия

Чтобы посуда служила как можно дольше, важно защитить дерево от воздействия влаги. Для этого может использоваться пищевой лак для деревянной посуды или традиционный вариант – льняное масло. Работа производится следующим образом:

Работа производится следующим образом:

Работа производится следующим образом:

  • Берется большая кастрюля и в нее вставляется емкость поменьше, в которую наливается масло. В большой кастрюле должна быть вода, уровень которой должен примерно соответствовать уровню масла во внутренней емкости, получается так называемая водяная баня.
  • Когда вода закипает, в масло опускается деревянное изделие, под воздействием высокой температуры состав гораздо глубже проникает в древесину, тем самым обеспечивая ее надежную и долговечную защиту. Посуда достается тогда, когда из структуры материала перестает выходить воздух.
  • Далее с поверхности удаляются излишки масла, и изделие оставляется до полного остывания. После этого предметы устойчивы к влаге и безопасны для здоровья. Можно повторять обработку раз в год, чтобы обеспечивать надежную защиту материала.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.. Теперь ждем

Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика. 

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Обжиг посуды в печи

Существуют специальные лабораторные муфельные печи различного назначения. В домашних условиях вы можете установить такое оборудование, оно пригодится вам для изготовления керамических и других изделий.

Глиняную посуду обжигают при температуре в +950 0 . Нельзя сразу включать печь на полную мощность и допускать скачков температуры. Нагрев должен осуществляться плавно, постепенно достигая максимальной температуры. Примерно за час повышайте температуру на 100 градусов. Нельзя во время обжига открывать окошко – это приведет к поступлению холодного воздуха и растрескиванию посуды. На обжиг у вас уйдет около 8 часов, после которых начинайте также постепенно снижать температуру. Доставать изделие из печи можно лишь при отметке не менее 40 градусов.

После обжига изделия покройте глазурью и снова обожгите.

8 этап – Глазурование изразцов

Изразцовая плитка для каминов и печей тем хороша, что за ее
гладкой поверхностью легко ухаживать. Достигается гладкость путем глазурования.
Для этого изразец окунается или поливается глазурью. Манипуляции удобно
проводить, придерживая изделие за румпу или уложив его на подставку, согнутую
из прочной проволоки. Глазуровать можно как уже расписанный изразец, так и
утель (изразец, прошедший только первичный обжиг). Поверхность изразца должна
быть покрыта глазурью на 1-1,5 мм. После высыхания слоя, изразец нужно снова
обжечь в печи. Обжигать следует в нижней камере муфельной печи, где температура
ниже, в течение 2-3 суток.

Совет. Окуная или поливая поверхность изразца нужно
постараться выполнить это действие в один прием. В противном случае, останутся
разводы.

Для изготовления глазури нужно подготовить заваренный
крахмальный клейстер с толченым флюсом (стеклом). Под действием высокой
температуры крахмал проникнет в поры изразца и при запекании образует на его
поверхности тонкую глазирующую пленку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий