Зачем нужна вентиляция
100%-ная уверенность, а скорей даже заблуждение многих автолюбителей в том, что помещение гаража не нуждается в проветривании, легко опровергаема следующими негативными последствиями:
- В гаражном помещении рождается токсичная среда, которая может негативно воздействовать на ваше здоровье. Если вентиляционная система в гараже отсутствует, то внутри будет атмосфера, которая вызывает вялость, мигрень, а в некоторых случаях даже интоксикацию. Даже вам будет казаться, что ничего этого нет, значит, концентрация токсинов не высока, но со временем показатель увеличится и даст о себе знать.
- Разрушающее воздействие на детали авто оказывает сырость. Она может испортить и электронное оборудование. Помимо этого, переизбыток влаги наносит непоправимый урон не только машине, но и стенам, деревянным опорам и другим элементам конструкции (часто на них образовывается грибок).
Даже если оборудовать простейшую систему естественной вентиляции в гараже, вы сможете уберечь себя и имущество от негативных факторов. К слову, по СНиПу 21-02-99 любая постройка хозяйственного назначения должна иметь хотя бы минимальные коммуникации.
Если вас это заинтересовало, то в европейских требованиях вы найдете, что воздухообмен и его периодичность в гараже должна быть не меньше 7-10 раз/день. Отметим и то, что вентиляция, которая сможет обеспечить хороший воздухообмен и обдувать авто, должна быть установлена и в одноэтажной, и в двухэтажной постройке. Второй случай представляет собой объект с мастерской, которая находится, как правило, на втором этаже. Сюда еще можно отнести такие гаражи, которые оснащены смотровой ямой. Одним словом, все помещения, которые находятся в гараже, должны отлично проветриваться.
Кроме этого, обязательно нужна автономная вентиляция помещения погреба (если такой есть), так как он изолирован, а значит, воздушные массы в нем не циркулируют, как положено для устранения избыточной влажности и неприятного запаха.
Необходимость вытяжки в погребе гаража
Многие автовладельцы делают подвал под гаражом. При наличии вентиляции это помещение подходит для хранения съедобных продуктов.
Чтобы понять, как правильно вентилировать гаражный погреб, необходимо знать некоторые особенности этого типа помещений:
- При нарушении воздухообмена может образовываться конденсат, что приводит к образованию грибков и плесени на стенах и других поверхностях в помещении. Это явление может испортить все хранящиеся запасы и придать подземному пространству неприятный запах;
- Зимой температура воздуха в подвале выше, чем в гараже. При недостаточной вентиляции воздух естественным образом поднимается вверх вместе с влагой, скопившейся в полости. Затем на металлических деталях гаража и конструктивных элементах может образоваться коррозия;
- При недостаточной циркуляции воздуха бульон может стать токсичным. Это происходит из-за двигателя и токсичных химикатов, которые заливаются в автомобиль и хранятся в гараже. Следите за тем, чтобы помещение хорошо вентилировалось и освежалось свежим воздухом. Эту проблему можно решить, установив систему приточно-вытяжной вентиляции.
Правильная система впуска обеспечит постоянный воздухообмен за счет поступления свежего воздуха с улицы. Вытяжная система удаляет застоявшийся воздух с влагой, дымом и токсичными испарениями.
Технологическая карта процесса
Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.
Шаг 1. Расчеты.
На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.
Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.
Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.
Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.
Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.
Шаг 4. Оформите выход.
Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.
Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.
Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.
Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.
Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.
Комбинированное вентилирование помещения
Альтернативным способ естественной и принудительной вентиляции является комбинированная. Она не настолько эффективна, как принудительная система воздухообмена, но в несколько раз лучше, чем естественное вентилирование. Заключается в том, что в помещении устанавливается дополнительно специальный вентилятор, который обеспечит дополнительное поступление воздуха. Есть в этом варианте и свои недостатки:
- Поступаемый воздух не фильтруется;
- Вентилятор нужно включать и выключать собственноручно. Хотя в данном случае можно купить специальный таймер, который будет это делать за вас.
Разновидности: описание, схемы и фото
Естественная
Такая вентиляция обеспечивает естественный приток воздуха. Для этих целей проделываются два вентиляционных отверстия — вытяжное и приточное. Для ускорения ставят дефлектор. Его размещают в самом вытяжном отверстии. Вблизи этого участка организуют участок низкого давления. Это необходимо делать для быстрого удаления воздуха.
Совет Воздух перемещается благодаря разнице в плотности нагретого и остывшего воздуха за счёт воздействия потоков ветра и в силу перемещения воздушных масс при взаимодействии их при высоком и низком давлении. Циркуляция воздуха летом становится слабее, в силу смены давления возможны сквозняки. При естественной вентиляции требуется постоянный контроль состояния вентиляционных отверстий. Необходимо регулярно их чистить.
Есть 3 варианта сооружения естественной вентиляции в гараже (схемы):
- Приточные отверстия размещаются внутри стены снизу, а вытяжные — на противоположной стороне сверху (как устроить приточную вентиляцию своими руками?). Циркуляция воздушных масс осуществляется за счёт нижней подачи воздуха. Происходит постепенное смещение воздушных слоёв: воздух прогревается и поднимается плавно вверх. Выходит он через встроенную вытяжку.
- Размещение вытяжки аналогично первой схеме. Приток осуществляется через верхние проёмы по обе стороны ворот гаража. Воздухообмен таков: сверху попадает свежий воздух. Прогреваясь, он плавно опускается в нижние слои атмосферы. Когда воздух слегка остынет, он снова поднимается вверх и выходит через отверстия (каковы особенности монтажа выходов вентиляции своими руками?).
- Вентиляционную трубу помещают в самом нижнем углу стены (она должна быть самой короткой). Через неё в гараж пропускается новый поток воздуха. Вытяжка организуется на потолке. Из-за разницы температур воздух замещается, а нагретый уходит через вентиляционный канал.
тут
Принудительная
Механическую систему вентиляции в гараже можно организовать по следующим схемам:
- Вентилятор размещают внизу стены, он закрывает приточный канал. На потолке или стене монтируется вытяжной вентилятор. Располагать его нужно на противоположной стороне, которая короче. Старый воздух вытяжным механизмом прорабатывается наружу.
- К первой схеме добавляется установка воздухоносных каналов. Вентиляторы могут устанавливаться разные. Если берутся осевые, то их помещают на входе, если канальные, то внутри воздуховодов. По периметру помещения находится сам вытяжной канал. Его оснащают решётками. При этом должно соблюдаться равномерное расстояние.
тут
Комбинированная
Есть единая схема монтажа принудительной вентиляции в гаражном помещении. Воздуховодом или проёмом естественным образом осуществляется проточная подача воздуха. Внутри такого канала устанавливается специальный механизм принудительного характера.
Из верхнего слоя забирается отработанный воздух вытяжным вентилятором. Пространство гаража разряжается. Область низкого давления приобретает тягу. Затягивание воздуха происходит естественным образом. Закон аэродинамики позволяет работать такой системе при любых погодных изменениях.
Приточная
Схема приточной вентиляции строится не на удалении отработанного воздуха, а на обновлении его свежим притоком нового объёма.
Вентиляционные выходы располагают на высоте 30–50 см от пола. Выходы делают в 2 раза шире, чем при оборудовании вытяжной вентиляции. Каналы специально размещаются так, чтобы захватить больший поток свежего воздуха. Для этого внизу ворот располагают решётку.
Внимание При удлинённой конфигурации гаражного помещения удобнее всего размещать вентиляционные каналы по центру гаража в длинной стене. В отверстиях стены прокладывают гофрированные трубы
Максимальная разность высот между каналами создаст наилучшие условия для вытяжной системы. Это достигается выбором наиболее длинной трубы. При низкой кровле гаража трубу можно взять недлинную, а удлинить её пластиковой трубой (как сделать вентиляцию из пластиковых труб своими руками?)
В отверстиях стены прокладывают гофрированные трубы. Максимальная разность высот между каналами создаст наилучшие условия для вытяжной системы. Это достигается выбором наиболее длинной трубы. При низкой кровле гаража трубу можно взять недлинную, а удлинить её пластиковой трубой (как сделать вентиляцию из пластиковых труб своими руками?).
Обслуживание вентиляции
Неважно, какая гаражная система вентиляции была выбрана для организации воздухообмена. Даже самые качественные составляющие через какое-то время должны очищаться от грязи и пыли
Ведь только свободное проникновение воздуха в гараж сможет обеспечить необходимый воздухообмен, а если канал загрязнен и мешает проникновению воздуха извне, то такая гаражная вентиляция становится просто бесполезной.
Чистка всех составляющих должна проводиться ежегодно, только в этом случае воздухообмен в металлической конструкции будет хорошим. В противном случае начнет собираться конденсат, что негативно отразится на качестве хранения вещей, автомобиля, который стоит в гараже, и всем металлическом сооружении в целом.
Эффективная вентиляционная система способна поддерживать оптимальный температурный режим в помещении на протяжении всего года и бороться с сыростью.
Мы рассмотрели несколько способов, как сделать вентиляцию в металлическом гараже, чтобы она была эффективной и служила долгие годы. Необходимо сделать выбор и приступить к реализации идеи!
Особенности гаражной вентиляции
Гараж изначально предусматривался для проведения ремонтных работ и складирования инструментов. Со временем его роль стала значимей, так как стены и ворота защищают от угона. Все перечисленные преимущества гаража нивелирует отсутствие вытяжки: автомобиль быстрее подвергается коррозии и требует больших затрат на уход.
После длительно путешествия в дождливую погоду или при поездке по снежным дорогам автомобиль неизбежно привозит часть влаги с собой в гараж. Боксы для хранения машины чаще всего невелики, они легко подвержены изменению атмосферы. При сохранении влаги в помещении появляются многочисленные очаги коррозии. Для правильного хранения ТС необходимо обеспечивать смену влажного воздуха 6-10 раз/час.
Особенности гаражной вентиляции
Согласно СНиПу 21-02-99, хранение транспортного средства в зимнее время должно выполняться в отапливаемом боксе с температурой 6°С. Если удаётся поддерживать температуру без отопления, это также допускается нормативами. При повышении уровня тепла до 15°С водитель чувствует себя более комфортно, но ускоряется процесс таяния, на автомобиль это оказывает разрушительное влияние.
На первый взгляд, достаточно установить диаметр труб для воздуховода и вентилятор, а другой, такой же элемент, на вытяжку и процедура завершена. Стоит учитывать, что в России суровый климат, система притока и вытяжки должна проектироваться более тщательно.
Инструменты и материалы
Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:
- Мощный перфоратор;
- Угловая шлифмашинка;
- Теплоизолирующий материал и герметик;
- Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
- Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.
Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:
- Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
- Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
- Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.
Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.
Особенности обустройства вентиляции в гараже
В гараже лучше сооружать приточно-вытяжную вентиляцию, чтобы воздух быстрее обновлялся
Действующие СНиП в разделе, посвященном вентиляции в гараже, не допускают эксплуатацию помещения без обустройства системы отвода отработанных газов и вредных примесей. Согласно положениям нормативов для создания комфортных условий хранения продуктов и автомобиля необходим приток свежего воздуха и отбор загрязненного. Оптимальным вариантом для этих целей является приточно-вытяжная вентиляция.
Правильно спроектированная и качественно выполненная вытяжка в гараже позволит создать условия, соответствующие требованиям санитарии и СНиП. К тому же вентиляционная система хоть и косвенным образом, но поможет пользователю сохранить свое здоровье. Не каждый человек способен вдыхать ядовитые пары горюче-смазочных материалов без серьезных последствий для дыхательных путей.
Согласно СНИП, для получения эффективной системы вентиляции в гаражном помещении потребуется организовать естественную циркуляцию воздушных масс. Добиться этого удается за счет всегда имеющейся разницы температур между внутренней и наружной средой. Для достижения требуемого эффекта в стенках гаражного строения делаются два вентиляционных отверстия, смещенных по высоте на максимально возможное расстояние. Одно из них будет приточным, а второе – вытяжным.
Вытяжное отверстие должно располагаться рядом с выхлопной трубой
При обустройстве естественной приточно-вытяжной вентиляции в любом гаражном строении пользователи руководствуются следующим общепринятыми правилами:
- приточное отверстие располагается практически на одном уровне с полом (на 10 см выше его), снаружи оно возвышается над поверхностью земли примерно на 30 сантиметров;
- для защиты от осадков и насекомых на отверстии делается крышка с мелкой сеткой;
- вытяжное отверстие обустраивается на уровне потолочного перекрытия;
- верхняя часть воздуховода (так называемый «грибок») размещается прямо на крыше строения;
- высота над кровлей гаража составляет не менее 50-ти сантиметров.
Вентиляция гаража со смотровой ямой
В смотровой яме без вентиляции воздух не циркулирует и застаивается, накапливая сырость и затхлость, что пагубно влияет на днище автомобиля, запчасти и инструменты. Организации естественной вентиляции будет достаточно для решения данной проблемы — приточная труба просто опускается непосредственно в яму. Можно сделать автономную вентиляционную систему смотровой ямы, расположив вентканалы (d = 10 см) по стандартной схеме:
- в противоположных углах ямы;
- один — на расстоянии 0,1 м от пола ямы;
- второй — на 0,1 м ниже пола гаража;
- выходы каналов на улице необходимо защитить от осадков, мусора, грызунов.
Зимой яму лучше всего закрывать, чтобы не скапливать мусор и сырость от въезжающего автомобиля.
Как сделать вентиляцию в гараже. Улучшение естественной вентиляции.
Существует два способа улучшить вентиляцию в гаражном боксе:
1. Прогрев воздухоотводящий канал:
Существует несколько способов сделать это:
- В летний период достаточно покрасить трубу отвода в тёмный цвет (лучше чёрный). Чёрные стенки канала будут лучше всего поглощать солнечные лучи и соответственно прогревать воздух.
- Осенью и зимой прогреть вытяжной канал можно с помощью обычной лампочки накаливания. Но так как выделяемого ею тепла может не хватить на прогрев всего канала, то обязательно необходимо его теплоизолировать. Стоит отметить, что энергосберегающие лампы для этой цели не подойдут. В следствие того, что выделяют гораздо меньше тепла.
2. Установив вентиляционный дефлектор
Можно увеличить вытяжку воздуха примерно на 20 процентов. Работа дефлектора основана на законе Бернулли. Данное устройство включает в себя следующие части:
- Стакан (диффузор) устанавливает разницу давления воздуха и увеличивает вытяжку. Выполнен в виде конусообразной трубки.
- Колпак или зонт, выполняет защитную функцию. Препятствует проникновению в дефлектор осадков и мусора.
Корпус устройства выполнен в виде цилиндра. С его помощью создаются участки пониженного давления.
Наиболее часто используемые в России дефлекторы ЦАГИ, флюгерообразные, тарельчатые, ротационные. Эффективность работы прибора напрямую зависит от наличия ветрового потока. При его отсутствии эффективность дефлектора практически нулевая.
Различные схемы вентиляции, как сделать своими руками
В зависимости от бюджета автовладельца для вентиляции в гараже своими руками схема может иметь несколько вариантов:
естественная – приточное отверстие на уровне 15 см от пола, вытяжка на аналогичном расстоянии от потолка, в нее заводится патрубок, присоединенный к трубе, возвышающейся над плоской крышей или коньком скатной кровли на 50 см;
Схема естественной вентиляции
принудительная – оба воздуховода оснащаются вентиляторами одинаковой мощности;
Осевой вентилятор, встраиваемый в воздуховод
вытяжная – вентилятор смонтирован только внутри вытяжки.
Вентилятор на вытяжке
Продухи приточной вентиляции находятся у земли, поэтому оснащаются сетками от животных, грызунов либо декорируются решетками. На вертикальную вытяжную трубу монтируются козырьки или флюгеры, защищающие от проникновения осадков.
Продух, защищенный металлической сеткой
Воздухообмен внутри погреба
При наличии погреба схема вентиляции в металлическом гараже своими руками усложняется:
- в подземном помещении может быть изготовлена независимая вентсистема;
- приточное отверстие может находиться в перекрытии погреба, вытяжка выходить через кровлю либо снаружи по стене гаража.
Организация воздухообмена гаражного погреба
Трубы приточные внутри гаражных стен актуальны при значительной толщине кладки. Если стена изготовлена в кирпич, оставляют квадратные окна, декорируемые снаружи решетками.
Вентканал в стене гаража
Основная сложность организации естественного воздухообмена обусловлена отсутствием отопления в гараже, расположением приточных вентиляционных продухов практически у земли. Чаще всего забиваются инеем вентканалы погреба, поскольку внутри него повышена влажность от хранящихся овощей. Поэтому требуется регулярная прочистка или установка задвижек.
Организации естественной вентиляции в гараже с подвалом и смотровой ямой
Нормальным перепадом давления считается уровень 3 м по вертикали между притоком и вытяжкой. В стандартном гараже это недостижимо по умолчанию, поэтому применяются комбинированные, механические системы воздухообмена.
Яма смотровая
Смотровая яма так же становится «слабым звеном» вентсистем. Несмотря на то, что она находится внутри помещения, естественная вентиляция не может обеспечить обмен воздушных масс внутри нее.
Вентиляция смотровой ямы
Единственным вариантом в этом случае является монтаж воздуховодов у пола ямы, в ее верхней части. При использовании вентиляторов внутри воздуховодов эта проблема полностью отсутствует.
Устройство естественной вытяжки
Вентиляция подвала под гаражом может быть обеспечена одним очень простым способом: в стене необходимо сделать вентиляционный канал. В качестве альтернативы такой же канал можно сделать из блоков, уложенных на боковую грань. Схема очень проста, но способна обеспечить воздухообмен в подвале. На воздуховод необходимо установить металлическую сетку для защиты от крупных жуков и птиц.
Правильная установка естественной вентиляции.
Традиционный вариант естественной вентиляции предполагает размещение двух труб в разных углах шахты. Один воздуховод будет отвечать за приточную вентиляцию, а другой – за вытяжную. Эта схема работает в любых подвалах и погребах, которые находятся не только под гаражом, но и в других местах (включая открытые пространства).
Таким образом, гараж с подвалом может вентилироваться за счет естественной вытяжки. Конечно, такой подход не идеален, но все же он может обеспечить и гараж, и подвал более или менее чистым воздухом.
Работа выполняется поэтапно:
- Вытяжной канал закрепляется так, чтобы один его конец находился на высоте 150-200 см над полом. Внешний конец трубы выводится над крышей гаража на высоту 40-45 см.
- Приточный воздуховод крепится в противоположном углу с соответствующим отступом от пола. Труба должна выходить наружу на 20-30 см.
- Вентиляционный канал должен быть защищен от грызунов и птиц металлической сеткой. Кроме того, рекомендуется закрывать выпускные каналы дождевыми колпаками.
Самый дешевый и простой способ вентиляции подвального гаража – сделать отверстие в нижней части стены вместо приточной трубы и закрыть его сеткой.
Вентиляция в яме гаража. Не стоит забывать
Если гаражное помещение оборудовано смотровой ямой, она должна постоянно проветриваться. Здесь, как и во всем строении, без должного вентилирования скапливается конденсат, застаивается сырость. Как следствие – плесень на стенах, грибок, микроорганизмы и даже насекомые.
Как правило, чтобы проветрить, в яме достаточно организовать естественную циркуляцию воздушных масс. Делается это просто. По краям настила, возле приточного, вытяжного каналов оставляют зазоры (примерно 10-15 см). Там, где планируется приток воздуха, щель можно сделать вдвое больше противоположного отверстия, чтобы усилить тягу.
При автономном устройстве смотрового отсека понадобится оборудование отдельной системы воздухообмена. Принцип организации проветривания в яме такой же, как был приведен выше.
Важно помнить, что при открытом вытяжном зазоре в яме автомобиль над ним ставить крайне нежелательно. Ведь именно здесь проходит поток влажной воздушной массы, чтобы выйти наружу через вентиляционный канал
Его периодическое воздействие может привести к появлению коррозии элементов кузова машины.
Эффективный воздухообмен гаражного помещения крайне важен. Он защитит автомобиль от излишней влаги, обеспечит ему просушку после дождя/снега, предотвратит создание взрывоопасной ситуации, скопление токсичных паров внутри строения. Даже естественная вентиляция значительно улучшит процесс воздухообмена. Пусть не так регулярно, но помещение все-таки будет проветриваться.
https://www.youtube.com/watch?v=J3cFvH3pOgE
Как сделать вентиляцию в гараже своими руками
Сложность проводимых процессов будет зависеть от того, какой вид вентиляционной схемы был выбран, плюс, для какого гаража она организовывается. К примеру, вентиляция в металлическом гараже будет по сложности сильно отличаться от кирпичного строения, возведенного впритык к основному дому. Потому что последняя постройка – это, по сути, основательное помещение, требующее такого же подхода и к организации вентиляции.
Поэтому рассмотрим более подробно, как сделать вентиляцию в гараже в зависимости от его конструктивных особенностей.
Естественную систему
Ее как раз и используют чаще всего в металлических конструкциях. Если говорим о том, как правильно сделать систему вентиляции в гараже своими руками, то необходимо понимать, по каким принципам она должна работать эффективно.
В первую очередь это касается правильного перемещения воздушного потока, чтобы он как можно больше захватывал собой пространство. Поэтому грамотная организация основывается на двух основных принципах.
- Движение воздуха снизу вверх, для чего в одной из стен у пола делаются отверстия в виде решетки. А в потолке через проделанное отверстие выводится труба.
- Движение от пола к потолку должно происходить по диагонали помещения. Таким образом захватывается весь объем воздуха, находящегося внутри.
Самый простой способ организации естественной вентиляции гаража без подвала – это решетка в задней стенке и труба при входе, или труба у задней стенки, а решетка организуется в гаражных воротах. Конечно, неплотности в воротах и двери могут стать приточным участком. Но вытяжную трубу надо будет устанавливать обязательно. И если говорим о металлическом гараже, то в его крыше делается отверстие, устанавливается стальная труба, которая приваривается к металлическому перекрытию.
Сложнее с гаражом, в котором есть подвал, как место хранения. Для этого придется делать или две вытяжки: одну для подвала, другую для самого гаражного пространства, или одну общую, которая будет проходить от подвала через пол и кровлю. В этом случае к стояку придется подсоединить небольшой длины участок, через который будет производиться отток воздуха из помещения. Не забываем организовать приточный участок. Это все та же труба, которая с улицы через одну из стен входит в подвал с его потолка.
Что касается гаража, как капитального строения, то здесь естественная вентиляция должна в первую очередь быть рассчитанной. Расчет достаточно просто – площадь пола умножается на 0,2%. И полученный результат является площадью выводных отверстий в системе естественной вентиляции. К примеру, если площадь гаражного помещения – 50 м², то площадь всех вентиляционных стояков на вытяжке должна быть: 50х0,002=0,1 м². Это стояк квадратного сечения со сторонами 10х10 см.
Но существует одно немаловажное требование, которое определяется санитарными нормами. Если площадь превышает 50 м², то естественную вытяжку использовать в нем нельзя
Для этого обязательно устанавливается механический отвод отработанных воздушных масс.
Механическую вытяжку
К сооружению принудительной вентиляции в гараже своими руками надо, как и к естественной, подходить с позиции точного расчета. Главное – это правильно подобрать вентилятор по производительности. По нормам в гараже кратность обмена воздуха варьируется в пределах 20-30 м³/час. Соответственно и вентилятор должен быть выбран под эту производительность. Его можно установить на вытяжку или на приточный участок.
Сегодня производители вентиляторов для принудительных систем предлагают несколько разновидностей своей продукции. Но чаще всего в гаражах используют настенные модели. Это конструкции, состоящие из электродвигателя с крыльчаткой на валу, который сам закреплен на корпусе прибора, закрытой с одной стороны решеткой.
На корпусе есть четыре монтажных отверстия, через которые и производится крепления вентилятора к стенкам или потолку. Некоторые современные модели имеют функцию ресивера, это когда вал двигателя может крутить и по часовой стрелке, и против нее. Такие приборы более удобны, потому что их можно устанавливать как изнутри гаражного помещения, так и снаружи. Главное – правильно включить вентилятор в нужную сторону.
Сегодня все чаще производители вентиляционных систем предлагают готовые комплекты, в состав которых входят воздуховоды и вентилятор закрытого типа. То есть, это пластиковый или металлический герметичный корпус, внутри которого установлен вентилятор. Корпус с двух сторон имеет патрубки, с помощью которых прибор устанавливается в схему воздуховодов. При этом вентилятор можно установить как на приточный участок, так и на вытяжной. Главное – сориентировать его по направлению движения воздушного потока.
Как сделать вытяжку в гараже: преимущества
Чтобы оценить преимущества принудительной вентиляции, необходимо понять основную природу того, что происходит в составе воздуха в гараже. Помимо атмосферных газов, кислорода, азота и других природных примесей, в воздухе присутствует влага. При низких температурах и низком давлении влага переходит из газообразного состояния в жидкое (туман, роса).
Различные антропогенные газы, например, выхлопные газы, смешиваются с воздухом и могут частично растворяться в воде. В воздухе содержатся частицы пыли и сажи от неполного сгорания топлива, особенно при запуске холодного двигателя.
В воздухе гаража также содержатся пары бензина, растворители, смазочные масла, выделения из резины и пластмассы. Такая смесь придает гаражу характерный запах и совсем не полезна для здоровья и безопасности автомобиля.
Малярные работы в камерах (а гараж – типичный пример камеры), обязательно должны проводиться в противогазе, с подачей чистого воздуха, но автовладельцы ведут себя как камикадзе. Следовательно, самодельный капот в гараже для покраски просто экономит несколько месяцев жизни на лакокрасочном покрытии.
ВНИМАНИЕ: При покраске в обычном гараже частного автовладельца концентрация паров растворителя превышает НСР в десятки и даже сотни раз! Многие растворители, краски и лаки содержат очень опасные канцерогены!
В гаражах часто используется слишком мало места. Бедность – это не недостаток, но это действительно большое свинство. Что мы просто констатируем, не отвечая на вопрос “кто виноват” в нашей стране, и идем дальше. Даже большой гараж нуждается в вентиляции, а маленький – абсолютно точно.
Естественная вентиляция осуществляется путем выпуска воздуха из гаража через открытые двери и ворота. Благодаря большой площади поверхности гаражных ворот воздухообмен неплох, если гараж используется только как парковочное место для функционирующего автомобиля: запуск, выезд, въезд, закрытие.
Но “частный” гараж – это почти всегда мастерская, в которой были и покраска, и почти литье металла. Естественная вентиляция здесь недостаточна, поэтому приходится делать искусственную вентиляцию.
Искусственная вентиляция, которая присутствует в 60-70% гаражных зданий, не решает проблему, для которой она была разработана. Он состоит из дымохода с перегородкой. Дымоход создает тягу, чему способствует дефлектор, который также защищает дымоход с карнизом от осадков.
Воздухозаборники в этих корпусах расположены внизу, на уровне пола гаража, и защищены защитными сетками от грызунов и мелких домашних животных. Работа такой вентиляции сильно зависит от разницы температур между гаражом и внешней средой.
Поэтому владельцы гаражей всегда беспокоятся об отоплении, которое является дорогостоящим вариантом контроля влажности и чистоты воздуха. Это также пожароопасно, поскольку гаражи часто отапливаются не водой, а электричеством или “горящей” плитой.
Принудительная вентиляция использует механическую энергию для ускорения воздушного потока с помощью крыльчатки или лопастного колеса, приводимого в движение электродвигателем. При низком энергопотреблении в несколько десятков ватт (для гаража на одну машину) принудительная вентиляция обладает огромной эффективностью. В России он пока не получил широкого распространения.
Причиной тому – сложившиеся советские стереотипы и представления об устройстве вентиляции, когда электродвигатели были в большом дефиците. Состоятельные люди имеют современные гаражи с системами кондиционирования, но доля таких гаражей в общем количестве в России очень мала.
Установка естественного воздухообмена
Такая вентиляция ввиду простоты установки и дешевизны подходит многим. Ее принято использовать также для погребов.
Установка вентиляции в гараже обязательно начинается с расчета.
Например, размер гаражного помещения равен 5 на 4 метра. Площадь гаража будет равна двадцати квадратным метрам. Рассчитываем согласно формуле: 20*1,5=30 сантиметров.
В результате получаем диаметр каналов в 30 сантиметров. Если планируется установить две вытяжки и два приточных канала, следует уменьшить эту величину вдвое.
На рисунке показана вентиляция в гараже своими руками, схема показывает расположение вентиляционных проемов.
Схема вентиляции гаража
Следующий этап – подготовка проема для поступления воздуха. Делают его при помощи перфоратора на высоте около десяти сантиметров от пола. Правильная вентиляция гаража будет происходить при установке вытяжки в противоположной приточной стене, причем желательно, чтобы отверстие было сделано по диагонали.
При помощи перфоратора проделываем то же самое, только под потолком. Это необходимо, потому что труба вентиляции будет выведена над крышей помещения на высоту примерно пятьдесят сантиметров.
Высота трубы над крышей
Далее – обработка пустот между стеной и трубой герметиком. Для более качественного скрепления нужно выбирать герметик, позволяющий соединять разные материалы.
В самом конце установки необходимо позаботиться об оборудовании защитных приспособлений. Для предотвращения попадания грызунов и насекомых в свой гараж устанавливаются защитные решетки. От осадков поможет небольшая крышка или купол.
Таким образом, монтаж вентиляции обойдется примерно в 300 рублей. Стоит учесть, что естественный воздухообмен наиболее эффективен при температуре снаружи менее 10-12 градусов Цельсия.
Соответственно, в летнее время обмен воздуха будет малоэффективен. К тому же часто зимой происходит замерзание труб, что приводит к переохлаждению помещения.