Окрашивание батарей отопления: общие советы и выбор подходящей краски

Покраска батареи вне отопительного сезона

Подготовка

Первым этапом становится удаление старой краски. В виду того что конструкция батареи делает многие ее места труднодоступными очистить ее старым, дедовским способом с помощью металлической щетки не представляется возможным.

Не подойдет паяльник или термофен. Так как в первом случае можно повредить конструкцию, а во втором он просто бесполезен.


Смывка для краски сможет удалить краску даже в труднодоступных местах

Конечно же, этот способ также имеет свои недостатки, но се же он дает лучшие результаты. Смывка работает по принципу растворителя. Она проникает в слой краски, размягчает его  и затем довольно просто соскрести старую краску с помощью шпателя или металлического скребка. Кроме всего прочего смывка не портит металл или дерево, поэтому ее можно использовать перед тем как покрасить батареи.

Как покрасить батареи:

Процесс окрашивания батарей отопления

  • наносим смывку;
  • удаляем старую краску;
  • ржавчину необходимо зашкурить;
  • батарею обработать обезжиривающим средством (уайт-спирит, или слабощелочной раствор);
  • при необходимости наносим грунтовку;
  • после высыхания можно нанести основной цвет.

Рекомендации, как покрасить чугунные батареи своими руками

  1. Окрашивать батареи необходимо только в холодном состоянии. Поэтому все работы лучше перенести на время, когда отопительный сезон уже закончился. Если же возникла необходимость в осеннее-зимний сезон, перекройте вентили и дождитесь полного остывания.
  2. Если приходится наносить краску на теплые батареи, воспользуйтесь баллончиком или наносите очень тонким слоем. Вся трудность нанесения краски на горячую поверхность в том, что остаются следу от кисточки. Кроме того, краска помежет поменять цвет и батареи покроются пятнами.
  3. Подключать радиаторы можно только после полного высыхания краски.


Интересно окрашенные батареи станут изюминкой кухни

Как правильно подобрать краску на радиаторы отопления:

Выбор правильной краски

Подбирая краску для радиаторов отопления, следует учитывать несколько требований, которым должна соответствовать продукция:

  1. Термостойкость. Так как батареи это в принципе нагревательный прибор, краска должна быть термостойкая. Учитывайте это, выбирая краску, которая не боится воздействия высоких температур.
  2. Не токсичная. При нагревании краска может выделять неприятный запах а также токсичные вещества, которые могут провоцировать аллергии, головную боль и даже отравление.
  3. Блеск краске обеспечивает акрил, но стоит помнить, что при окрашивании в помещении будет довольно резкий запах. Неприятный запах может довольно долго не выветриваться – помещение необходимо проветривать несколько дней. Соблюдайте технику безопасности при работе с краской

Виды материалов

В основном для окрашивания элементов отопления используют такие краски:

  • алкидные;
  • масляные;
  • акриловые;
  • водно-дисперсионные.

Все они имеют свои преимущества и недостатки, учитывая которые каждый выбирает наиболее подходящий вариант.

Выбираем краску для батарей

Алкидная краска славится прочностью, устойчивостью к истиранию и другим механическим воздействиям, но имеет неприятный запах. Спросом пользуется за счет большого выбора цветов и оттенков. При нанесении на поверхность добиться однородного тона очень просто.

Масляная имеет неприятный запах и долго сохнет в сравнении с другими видами. Во время покраски возникают сложности с равномерным нанесением ее на поверхность.

Акриловые материалы могут похвастаться привлекательным глянцевым внешним видом и устойчивостью к истиранию. Основным недостатком ее является неприятный запах, который приходится выветривать в течение длительного отрезка времени. Причиной этому служит наличие в ее составе растворителя.

Водно-дисперсионные краски не воняют, быстро высыхают, но не так сопротивляются истиранию. Они не пользуются популярностью, так как окрашенная поверхность получается матовой и немного шершавой. Выбор водно-дисперсионных красок, подходящих для металла и в то же время термостойких, невелик.

Виды материалов для окрашивания батареи

Приобрести краску можно в банке или аэрозольном баллончике.

При выборе цвета некоторые покупатели отдают предпочтение темным краскам, руководствуясь мнением, что они больше чем светлые подходят для радиаторов отопления. В этом огромную роль играет не только желание добавить в интерьер своеобразную изюминку, но и суждения о том, что темные радиаторы отдают больше тепла, чем светлые. С точки зрения законов физики – это действительно так. Но насколько существенна будет разница в температурах нужно проверять на практике. Почему бы и не попробовать поработать своими руками с темной краской. Если окрашенное изделие удачно впишется в интерьер, то это придаст квартире характер и оригинальность.

Выбираем цвет краски для батареи

Есть момент, в котором светлые тона явно уступают не в теории, а на практике. Так почему же батареи отопления лучше покрывать темной краской? Дело в том, что с течением времени белое покрытие постепенно желтеет. В связи с этим его нужно обновлять чаще.

Белая краска на батарее пожелтела

Сколько краски потребуется для покраски радиатора

При определении количества материала, необходимого для того, чтобы покрасить радиатор, можно воспользоваться следующим способом:

  1. Вычислить площадь поверхности окрашивания.
  2. Определить норму расхода материала на 1 м².
  3. Полученные значения перемножаются для получения объема материала, требуемого для нанесения 1 слоя.

Нормы расхода у разных производителей варьируются, значения должны быть указаны на упаковке товара. Полученный в результате вычислений объем материала следует умножить на необходимое количество слоев.

Для более точного подсчета расхода можно применить онлайн-калькулятор. В нем указываются все необходимые параметры: тип радиатора, количество секций, вид покрытия (масляные, алкидные), нужно ли окрашивать примыкающие к радиатору трубы. Полученное значение увеличивается на 10% – это будет величина запаса материала. Расчет производится для случаев, когда краска для покрытия белая.

Обратите внимание на: Растворители для акриловых красок: разновидности и нюансы использования

Как покрасить новый чугунный радиатор отопления

Когда нет возможности установить алюминиевые, стальные или биметаллические отопительные приборы приходится монтировать чугунные батареи. (Подробно о том, как выбрать радиатор, читайте в статье «»).

В случае окрашивания новых радиаторов, их нужно обеспылить, обезжирить, загрунтовать и нанести 1-2 слоя термоустойчивой эмали по технологии, описанной выше

Важно правильно выбрать термостойкую краску по металлу для чугунных батарей и стальных труб отопления, чтобы в дальнейшем не было проблем: покрытие не желтело, не отслаивалось. Кроме того, создаваемое покрытие должно быть тонким, чтобы не уменьшать теплоотдачу прибора

С этой задачей хорошо справляются водоэмульсионные термостойкие краски по металлу.

Если Вы хотите превратить свою радиаторную «гармошку» в настоящий арт-объект, узнайте, как можно необычно покрасить новые и старые чугунные батареи отопления в детской комнате, на кухне, спальне, гостиной.

Расчет необходимого количества краски

Производители лакокрасочной продукции всегда указывают на упаковке расход краски на 1 м2, а поэтому, зная общую площадь окрашиваемой поверхности, всегда можно определить, какой объем материала необходим для нанесения одного слоя покрытия.

У новых приборов данная информация обычно указывается в паспорте изделия, а для поживших радиаторов и труб стояков площадь покраски придется вычислять самостоятельно.

Чтобы определить площадь трубы, необходимо вспомнить формулу длины окружности, которая равна 2ПR или число П (3,14), умноженное на диаметр трубы. Полученную длину окружности следует умножить на длину стояка, что и даст искомый результат – площадь окрашиваемой поверхности трубы.

При определении площади стальных, биметаллических и алюминиевых батарей прямоугольной формы затруднений не возникнет — достаточно перемножить ширину и высоту элемента, а вот для нахождения площади секционного чугунного радиатора придется обсчитать сначала площадь одной секции, складывая площади отдельных элементов, после чего умножить полученный результат на количество секций.

Для получения требуемого объема краски нужно найденную общую площадь, которую планируется окрашивать, умножить на норму расхода, указанную производителем на банке. Если планируется наносить не один слой, полученный результат следует умножить на число слоев.

Покраска радиаторов

Подготавливаем радиатор к покраске

Даже если краска для радиаторовподобрана правильно, материал качественный, но если произвести покраску не соблюдая основных технологических требований, радиатор будет выглядеть не на высоком уровне

Особенно важно изучить технологические правила тем, кто впервые планирует произвести покраску своими руками

Сначала нужно подготовить радиатор к покраске. Для этого выполняется следующее:

  1. Радиатор подготовить к покраске. Хорошо отмыть мягкой тряпкой, ершиком и обязательно с моющим средством.
  2. Провести обезжиривание. При помощи наждачной бумаги удалить все неровности с поверхности.
  3. Удалить старое покрытие и обработать места, подвергающиеся коррозии специальным составом.

Когда радиатор подготовлен, можно приступать к покраске. О том, как покрасить батарею отопления, рассказано ниже. Она выполняется следующим образом:

  • отопление отключить, если не получается, то краску развести, чтобы можно было нанести тонким слоем;
  • наносить краску сверху вниз, чтобы не было нежелательных подтеков;
  • обязательно прокрасить все трудоемкие места, там, где обычной кисточкой не достать воспользоваться надо специальной для труб. Она отличается изогнутой формой;
  • нанести лучше два-три тонких слоя, но перед тем, как приступить к нанесению последующего слоя, нужно дождаться, чтобы первый хорошо высох.

Иногда для покраски труб используют баллончики, валики. Ими можно работать, когда уже прокрашены труднодоступные места. Для удобства можно снять радиатор с петель и покрасить. Если это возможно.

Важно! Даже если для покрытия используется краска без запаха, окна все равно надо открыть. Всю работу нужно делать в перчатках

Какие краски подходят для покраски радиатора?

В процессе ремонта мы задумываемся над тем, чем покрасить батарею отопления без запаха, без разводов и потеков, чтобы краска быстро высохла, а красивый внешний вид прибора сохранился надолго. На данный момент такой идеальной краски пока нет. Однако есть несколько вариантов для получения оптимального результата.

Для покраски радиатора могут подойти:

  • водно-дисперсионная и водоэмульсионная краски;
  • алкидная эмаль и авто-эмаль;
  • акриловая краска;
  • масляная;
  • силиконоалюминиевая краска;
  • серебрянка.

Рассмотрим каждый вариант более подробно.

Масляная краска

По поводу этого вида краски сразу оговоримся, что теоретически она, конечно, подходит. Но на практике ее уже почти не используют для покраски батарей:

  • Ее самый большой минус в том, что она очень долго сохнет. Это процесс может занять вплоть до месяца, согласитесь, это не очень удобно.
  • Кроме того, масляная краска имеет довольно неприятный запах.
  • Ею трудно покрасить поверхность ровно, без потеков и наплывов.

Важно! В виду таких существенных недостатков, рекомендуется выбрать другой вариант для этих целей

Водно-дисперсионная и водоэмульсионная краски

Водно-дисперсионная краска изготавливается на основе полимеров и водной дисперсии. Ее основные особенности:

  • Она влагостойкая и ее можно мыть.
  • Разбавляется водой.
  • В основном выпускается в белом цвете.

Водоэмульсионка изготовлена на водной основе, и она:

  • Может иметь множество цветов и оттенков.
  • Не такая стойкая к истиранию, может потихоньку смываться при контакте с водой.
  • Разбавляется растворителями (например, уайт-спиритом).

Важными преимуществами данного вида красок являются:

  • их экологичность и безопасность;
  • отсутствие химических запахов при нанесении;
  • легкость и простота покраски;
  • возможность колерования;
  • широкий выбор инструментов для нанесения и доступная стоимость.

Важно! Единственный минус — перед покраской нужно обязательно грунтовать поверхность, иначе — вода, находящаяся в составе, вызовет появление ржавчины

Алкидная эмаль и авто-эмаль

Алкидная эмаль — один из оптимальных вариантов, чтобы покрасить батарею отопления. Она прекрасно ведет себя при высоких температурах (выдерживает до 100 градусов), при перепадах температур, устойчива к истиранию и имеет много расцветок.

Относительно ее возможностей:

  • Такой вид краски продается везде и стоит относительно недорого. Это всем знакомая ПФ-115 и ее импортные аналоги (выпускаемые марками АСЕ, Dulux, Sigma Coatings и другими).
  • Существенным минусом является стойкий химический запах, который еще долго выветривается после нанесения этой краски на батарею.
  • Кроме того, некачественная эмаль со временем может пожелтеть.

Автоэмаль тоже имеет стойкий неприятный запах, поэтому комнату потом придется долго проветривать. Есть и другие нюансы применения, если надо покрасить батарею отопления:

  • Наносить краску из баллона быстро и легко, но для этого, конечно, нужна сноровка, чтобы слой краски ложился равномерно.
  • При таком нанесении могут остаться непрокрашенные места, а также необходимо тщательно закрывать все окружающие радиатор поверхности от брызг.
  • Авто-эмаль имеет глянцевый блеск, он выдаст и подчеркнет все неровности поверхности.

Акриловая краска:

  • Акриловая краска имеет также водную основу.
  • Она практически не пахнет и имеет доступную цену.
  • Базовая основа — белая, но если вам такой цвет не подходит — вы можете ее заколеровать в любой другой оттенок.
  • Температурный предел акриловой краски составляет +80 градусов — для среднестатистических радиаторов этого вполне достаточно.
  • Сохнет она быстро. Чтобы нанести 2 слоя и все это высохло, потребуется меньше дня.
  • Она не желтеет со временем, но также требует предварительного грунтования, дабы избежать появления ржавчины.
  • После высыхания акриловая краска формирует полимерное покрытие, которое устойчиво к мытью.

Силиконоалюминиевая краска:

  • Великолепно ложится на любые поверхности, образуя плотный слой, который сужается и расширяется вместе с металлом.
  • Она выдерживает температуру до 500 градусов, не требует предварительного грунтования, легко моется любыми средствами и не теряет своей внешней привлекательности очень долго.

Важно! Эта краска является одной из самых дорогих. Еще один минус — въедливый запах, который долго выветривается

Серебрянка

Известна еще с советских времен. На полках строительных магазинов стоят ее современные аналоги. Например, термостойкая краска БТ-177.

Чем она отличается:

  • Она состоит из лака, смешанного с алюминиевой пудрой.
  • Серебрянка недорогая, но также имеет неприятный запах.

Требования к краске для горячих батарей, какую выбрать

Радиаторы отопления требуют особого подхода в выборе краски во время отопительного сезона. Ведь это приборы, которые зимой могут сильно нагреваться  и не всякая краска подойдёт для этих условий. Красящему веществу нужно пройти стадию полимеризации и высыхания на разогретом металле, не потеряв таких свойств, как адгезия, цветоустойчивость, прочность и привлекательный вид. Помимо этого красящий материал должен быть гипоаллергенным и не распространять неприятные запахи.

Учитывая вышеуказанные требования для горячих батарей, применяют следующие красочные материалы:

  • акриловые;
  • алкидные;
  • масляные;
  • водоэмульсионные;
  • специальные;
  • эмали в аэрозоле.

Акриловые

Акриловые красители, созданные на основе полиакриловых эмульсий, быстро высыхают, не имеют запаха, и применяются для окраски батарей в детских комнатах. По типу растворителя их можно разделить на водно-дисперсионные виды и красители на основе органических растворителей. Для окраски батарей используют акриловые составы растворимые водой. Они экологически безопасны и безвредны для здоровья человека.

Одним из преимуществ акриловых составов является то, что свежие потёки и пятна в ненужных местах легко удаляют ветошью, смоченной в воде, не оставляя никаких следов.

Алкидные

Алкидные краски изготавливают из алкидных смол, получаемых путём температурной обработки растительных масел  с участием спиртов. В продажу алкидные составы поступают в готовом виде в металлических банках. Они отличаются эластичностью и долговечностью, быстро сохнут, не усаживаются, не трескаются и не теряют яркости. Самый распространённый вид алкидной краски – это пентафталевая эмаль белого цвета.

Существенным недостатком данного красителя является то, что испаряясь компоненты краски при её высыхании, могут долгое время издавать неприятный запах. 

Другим недостатком является плохая стойкость белого цвета. Со временем окрашенные поверхности желтеют.

Масляные

Их основой являются растительные масла. Применяются, как водонепроницаемые покрытия металлических поверхностей.

Их с успехом заменили акриловые красители. Покрашенные поверхности масляными составами долго сохнут, но образуют прочное покрытие, не допускающее возникновения коррозионных процессов в металле батарей.

Водоэмульсионные

Состоят из воды с мелкими частичками полимеров и пигментов во взвешенном состоянии. После нанесения краски на любую поверхность молекулы воды испаряются, оставляя прочный слой застывшей эмульсии. По своему составу водоэмульсионные красители схожи с акриловыми красками.

Специальные

В своей основе это те же акриловые краски, только имеющие в своём составе специальные добавки. Специальная краска является гипоаллергеной, не имеет запаха и со временем не желтеет. После высыхания красящее покрытие образует прочный глянцевый слой.

Эмали в аэрозоле

Аэрозольная эмаль удобна, когда нужно покрасить панельные радиаторы. В продаже можно найти это средство в баллончиках с автомобильной термостойкой эмалью. В отличие от решётчатых чугунных батарей панельные радиаторы представляют сплошные плоскости.

По этой причине аэрозоль практически полностью ложится на обрабатываемую поверхность, не уходя на сторону. Поэтому, несмотря на кажущуюся дороговизну краски в баллончиках, в конечном счёте, получается существенная экономия затрат.

Рассмотрев вышеперечисленные виды красящих материалов, можно выбрать краску для горячих батарей в период отопления с учётом особенностей отопительных приборов.

Термостойкие краски

При широчайшем ассортименте лакокрасочной продукции подобрать правильную смесь для батарей не так уж просто. Вопрос, какой краской красить радиаторы отопления очень важен, так как всем узлам отопительной системы приходится работать в режиме высоких температур, то и процесс нанесения ЛКМ должен осуществляться термоустойчивыми составами.

Необходимо «приукрасить» котел, без проблем, существуют ЛКМ выдерживающие нагрузки до 600 градусов

Главные требования, которым должна соответствовать краска для радиатора отопления и подводящих трубопроводов таковы:

  • Выдерживать температуру нагрева порядка 80-90 градусов.
  • Быть устойчивыми к перемене температурного режима.
  • Не содержать в своем составе включений агрессивных к металлам, во избежание быстрого износа отопительных приборов и магистралей.
  • Не выделять при нагреве вещества вредные для окружающей среды и здоровья человека.
  • Должна быть долговечной, то есть надежно защищать поверхности от коррозии, не теряя своего первоначального внешнего вида как можно дольше.

Еще один эффективный вариант – использовать баллончики для граффити

Только обладающая всеми этими качествами краска радиаторная сможет сохранять свои защитные и декоративные свойства до последующего ремонта.

Почти в каждом типе (по качественному составу) красок выделена ниша для покрытия радиаторов.

Алкидные составы

Алкидные составы характеризуются рядом положительных качеств:

Перед нанесением банку необходимо как следует взболтать и перемешать состав

  • Очень хорошей устойчивостью к высоким температурам.
  • Однородностью покрытия.
  • Стойкостью механической (к истиранию).
  • Широкой палитрой цветов и оттенков.
  • Долгим сроком эксплуатации.

К недостаткам этого вида лакокрасочных материалов можно отнести резкий, неприятный запах, сопровождающий высыхание и возможность потускнения со временем.

Акриловые и акрилатные составы

Подобные материалы производится на основе органических растворителей, поэтому при работе с ними резко выделяет неприятный запах, который очень быстро рассеивается.

На поверхности металлической батареи или трубы акриловые составы образуют очень прочную и плотную пленку, напоминающую полимер.

Такие покрытия:

  • Быстро сохнут.
  • Самые долговечные.
  • Имеют глянцевую поверхность.
  • Легко и просто моются.

Существуют акриловые составы для обработки систем отопления на водной основе, так называемые акрилатные. Такие краски практически не имеют характерного запаха, а в остальном обладают всеми превосходными свойствами акрилового ряда ЛКМ.

Водно-дисперсионные составы

Пожалуй, данный вариант наиболее популярен и предпочтителен среди покупателей, это связано с тем, что она обладает такими преимуществами, как:

  • Ложится ровным слоем.
  • Практически не имеет запаха, что дает возможность применения без ограничений.
  • Имеет самые короткие сроки высыхания.
  • Неопасна в нанесении незащищенными руками.

Главное при покупке краски для защиты от коррозии и декорирования системы отопления убедиться, что она годится для этой цели.

Окраска чугунных радиаторов требует подготовительного этапа, перед покрытием изделие следует тщательно «шлифануть» наждачной бумагой

Эмали с молотковым эффектом

Одной из разновидностей алкидных ЛКМ являются довольно интересные молотковые эмали, создающие на обрабатываемой поверхности необычный рисунок.

В зависимости от добавленного в состав эмали пигмента это может быть имитация:

  • Чеканки.
  • Ударов молотка.
  • Другие эффекты.

Внешне изделия, покрытые подобным составом, будут приманивать взгляд, придется подстраивать интерьер

Незаменима такая краска для чугунных радиаторов отопления с их неровной, шероховатой поверхностью. Неоднородное окрашивание визуально удачно вуалирует все неровности и дефекты чугунных отопительных приборов.

В остальном рабочий процесс с подобными составами выполняется по той же схеме, что и с другими:

  1. Подготовка поверхности;
  2. Очистка ремонтируемых поверхностей:
    • Удаление ржавчины с помощью ингибитора (преобразователь ржавчины).
    • Счистка старой краски.
  1. Обезжиривание.

Далее на подготовленную поверхность наносится выбранная краска для чугунных радиаторов отопления своими руками.

Порошковое покрытие

Очень эффективный современный метод окрашивания порошковыми сухими красками редко используется в быту из-за сложности и дороговизны. Цена специального пистолета-распылителя для равномерного нанесения порошковых красок достигает 50 $.

Хотите, чтобы краска осталась навсегда – остановите свой выбор на покрытии изделия с помощью специальных пистолетов (на фото)

В заводских условиях таким способом окрашиваются алюминиевые и биметаллические радиаторы.

Особенности краски для радиаторов отопления без запаха. Как выбрать и нанести на трубы

Время от времени нужно приводить радиаторы в нормальный вид. Это связано не только с эстетичностью, но и с тем, чтобы продлить срок службы. В продаже немало видов лакокрасочных материалов. Но краска для радиаторов отопления без запаха самая удачная. У нее масса преимуществ. Она выпускается от разных производителей.

При покупке надо обращать внимание на состав и лучше выбирать известные бренды. Большое значение имеет материал, из которого сделан радиатор

Надо учесть то, каким материалом был он покрыт ранее до ремонта. Некоторые типы красок нельзя наносить без предварительной обработки поверхности.

Покрашенный радиатор отопления в интерьере комнаты

Процесс работы по окрашиванию

Перед тем, как приступить к этапу нанесения краски, нужно запастись необходимым инвентарем:

  • радиаторная кисть (изогнутая, с длинной ручкой);
  • обычная кисточка (шириной в 100 мм);
  • резиновые или силиконовые перчатки;
  • респиратор (если ЛКМ пахуч);
  • газета (для предохранения пола от пятен краски);
  • шлифовальный лист № 2 (при необходимости зачистки батарей от неровностей);
  • тряпка;
  • грунтовка;
  • краска;
  • уайт-спирит (для непредвиденного попадания на кожу краски).

Порой, подготовительные работы занимают большее время, нежели чем сам процесс окрашивания. Это неудивительно, ведь радиатор имеет массу труднодоступных частей, которые необходимо отмыть, а местами отодрать облупившуюся краску и зашлифовать.

Важно! Если есть желание убрать старое покрытие полностью, то можно воспользоваться специальной смывкой.

  1. Прогрунтовать подготовленную поверхность.
  2. В целях исключения потеков покраску начинают с верхней части отопительной системы.
  3. Внутренние части батарей также покрывают в первую очередь.
  4. Слои краски наносят равномерно тонким слоем.
  5. По мере высыхания лакокрасочного материала радиаторы прокрашивают повторно.

Этапы окрашивания радиатора

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий