Чем заправляют кондиционеры в квартире
Для заправки климатической техники используются специальные типы фреона:
- – R-410A — предназначен для заправки дорогостоящих кондиционеров, которые требуют поддержания высокого давления в контуре. Охлаждающее вещество не растворяется в воде, поэтому дополнительно нужно разбавлять его полиэфирными маслами.
- – R-407C — сложносоставной фреон, являющийся смесью нескольких хладагентов (R-32/R-125/R-134A). Вещество повышает производительность агрегата, формирует рабочее давление и обеспечивает пожаробезопасность. Поскольку составные компоненты хладона испаряются с разной скоростью, по мере утечки его базовый состав будет меняться.
- – R22 — недорогой тип хладагента, имеющий высокий КПД. Применяется для дозаправки кондиционеров, выпущенных до 2014 года. Современные производители отказываются от фреона R22 из-за того, что при нагреве он выделяет вредные химические вещества.
Только квалифицированный специалист может узнать недостающее количество хладагента в системе. В зависимости от вида используемого хладона, мастер сам определяет, каким способом будет заправляться оборудование. Если однокомпонентный фреон можно вносить частично, то сложносоставной нужно сначала полностью удалить, затем выполнить закачку новой «порции».
Пошаговая инструкция: как заправить кондиционер
Для того чтобы произвести самостоятельную заправку климатической техники потребуются некоторые устройства, а именно: цифровые весы, цифровой термометр, манометрический коллектор и набор шестигранных ключей.
Можно использовать как двух, так и четырехпозиционный коллектор. Двухпозиционное устройство позволяет и вакуумировать и заправлять климатическую технику, но шланг дополнительного оборудования придется переподключать, а создавшуюся в результате этого воздушную пробку придется выпускать, открывая на коллекторе жидкостный вентиль. В четырехпозиционном коллекторе этого делать не нужно. Преимуществом такого устройства является полная герметичность системы и отсутствие контактов с воздухом.
- Перед началом работы следует открыть замки, расположенные в сервисных штуцерах климатической системы, с целью выпуска оставшегося в устройстве фреона.
- После выхода всего газа из заправляемого кондиционера, замки нужно перекрыть.
В этом разделе предлагается узнать, как заправить кондиционер фреоном методом показателя перегрева. Перегревом называется разница температур перегретого пара с температурой кипения фреона. При включенном устройстве первый показатель снимается с помощью электронного термометра, приложенного к газовой трубе устройства. Температуру кипения газа можно узнать по манометру низкого давления на коллекторе. Разница этих показателей должна лежать от 5 С° до 8 С°. Если разница более 8С° то это значит, что в сплит-системе фреона недостаточно и его нужно заправлять.
- Для заправки нужно взять весы и поставить на них баллон с фреоном. После чего необходимо на весах установить показатель веса «0».
- После выполнения этих процедур следует открыть вентиль на баллоне и на одну секунду приоткрыть жидкостный вентиль на коллекторе для того, чтобы выпустить воздух, находившийся в шлангах.
- Далее нужно открыть газовый вентиль на коллекторе. В процессе заправки давление в системе будет повышаться, а температура на термометре падать.
- Производить это нужно до тех пор, пока разница температур между манометром и термометром, приложенным к газовой трубе кондиционера, не составит 5С°- 8С°. После чего нужно перекрыть сначала газовый вентиль на коллекторе, а потом на баллоне с фреоном. Узнать какое количество газа затрачено, можно просто взглянув на весы.
Проверить работу устройства можно только подключив устройство к магистрали и включив. Основным показателем недостаточной заправки является обмерзание кранов, если этого не происходит, то кондиционер заправлен верно, с нужным количеством газа.
Комфортные условия в автомобиле невозможно создать без дополнительных систем. Производители транспортных средств включают их в состав основных частей и механизмов. Кондиционер относится к этим устройствам и обеспечивает оптимальную температуру в салоне даже при условиях летней жары. Он работает только при включенном двигателе и дает возможность без проблем управлять автотранспортом. К положительным моментам климатической системы можно отнести и то, что она предотвращает попадание неприятных запахов в салон и регулирует уровень влажности в салоне.
Кондиционер прост в использовании. Перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией, тогда можно избежать многих непониманий. В ней находятся технические параметры, способы чистки, частота заправки и правила применения.
Многие автовладельцы хотят знать больше и в целях экономии желают научиться заправлять кондиционер собственными силами. Фото: pro-vidnoe.ru
Как часто нужно заправлять
- Кондиционер в новом автомобиле нуждается в обслуживании и дозаправке не позднее, чем через три года после покупки, далее периодичность составляет не реже одного раза в полтора года.
- Если пользование транспортным средством происходит около десяти лет и более, то заправка производится раз в год. К этой категории относятся и системы, установленные самостоятельно.
Не нужно ждать, когда кондиционер перестанет охлаждать воздух. Если дотянуть до этого момента, то можно критически перегреть компрессор. Ремонт этой неполадки стоит недешево и занимает много времени.
В стандартных условиях эксплуатации количество фреона в контуре охлаждения уменьшается на 6-15% в год. Уже через три года потеря хладагента будет значительной. Намного быстрее он начинает расходоваться при плохой герметичности соединительных деталей.
Признаки недостаточного количества фреона следующие:
- Наличие льда на штуцерных соединениях наружного блока климатической системы;
- Менее эффективное охлаждение воздуха;
- Недостаточное количество фреона при самостоятельном осмотре кондиционера.
Как заправить кондиционер в машине своими руками
После диагностики магистралей и узлов на течь заправку автокондиционера выполняют специальным оборудованием.
Необходимые инструменты и материалы
- стандартный баллон фреона определённой марки;
- метрологическая станция (только при полной замене);
- тройной переходник с выводом для манометра;
- вентиль;
- шланг низкого давления;
- манометр;
- штуцер для определённой марки авто (соединительная муфта).
Стандартный набор для заправки кондиционера фреоном продаётся в автомобильных магазинах по доступной цене.
Пошаговая инструкция
- Закачку хладогена производят через штуцер на магистрали низкого давления. Отличить фреонопровод низкого давления от высокого можно по диаметру– он всегда больше. На иномарках колпачки штуцеров маркируются символами «H» и «L», различаясь по цвету. Необходимо отвернуть заглушку-колпачок, сняв его с трубки.
Внимание! Попадание в контур любых загрязнений недопустимо, поэтому перед снятием тщательно протрите места соединений. Красная стрелка– трубка низкого давления, синяя– высокого
Красная стрелка– трубка низкого давления, синяя– высокого.
- К штуцеру низкого давления присоединить заправочный шланг, который идёт от тройника с манометром.
- Баллон с фреоном подготовить к заправке, прикрутив вентиль и проколоть защитную впайку.
- Установить тройник на вентиль баллона.
- Запустить двигатель на холостых оборотах, удерживая около 1500 об/мин.
- Включить климатическую установку в салоне на полный режим.
- Открутить вентиль, пустив хладоген в систему. Во время процесса перекачки необходимо следить за показаниями манометра.
Заправка автокондиционера своими руками по манометру происходит до тех пор, пока температура воздуха на выходе не достигнет +5-7 °С. Контроль уровня фреона выполняют по «глазку» на осушителе: при полной доливке пузырьки воздуха перестают циркулировать. После этого закрывают вентиль, демонтируют оборудование и закрывают колпачок. Рекомендуют оставить работающий кондиционер на 10-15 минут, проверив соединения узлов на герметичность.
Ошибки при заправке
- Выбор марки фреона должен соответствовать той, которая в системе. Современные установки работают на хладогене R134А. Если замену выполняют полностью на новый– то требуется выполнить полную откачку отработанного и произвести вакуумизацию контура на метрологической станции.
- Попадание воздуха в контур. Перед дозаправкой необходимо проследить чтобы шланг-переходник полностью наполнился фреоном (из него должен выйти весь воздух). Только после этого производят доливку.
- Повышенное давление в процессе перекачки– вентиль на баллоне следует открывать медленно, постоянно контролируя показатель манометра.
- Заправка при выключенном двигателе. Мощности кондиционера не хватит, чтобы создать вакуум в системе, поэтому долив фреона будет неполным.
- Утечка хладогена через повреждённые уплотнители. Если во время дозаправки обнаружена механическая неисправность на магистралях– то процесс следует остановить до её устранения.
- Попадание мусора, грязи, влаги в контур приводит к поломке компрессора.
- Заправка системы при некалиброванных либо изношенных датчиках.
Признаки вероятной протечки фреона
Расскажем в данном разделе, как понять, что происходит утечка фреона из климатической системы. Основной признак протечки фреона — появление посторонних звуков в приборе. Они возникают, если в нем не хватает хладагента. Если в оборудовании не достаточный объем рабочей жидкости, то появляются воздушные пузыри, издающие громкие «шипящие» звуки. Это признак чаще всего позволяет узнать, что идет утечка хладагента из системы.
Чтобы понять, когда нужно ремонтировать кондиционер по причине протечки фреона, надо попытаться резко понизить уровень охлаждения в сплит-системе. Без наличия необходимого объема фреона, кондиционеры не смогут охладить нормально жилище, т.к. оборудованию потребуется работать на полную мощность, чтобы добиться требуемого эффекта. При этом в доме воздух будет охлаждаться намного дольше.
Существуют и другие признаки протечки охлаждающей жидкости, сигнализирующие о том, что нужно заправлять кондиционер фреоном. Надо сказать, что при нехватке объема хладагента за это нужно будет заплатить. Пользователю, возможно, потребуется повысить расходы, так как во время повышения энергетических затрат сплит-системы повышается потребление электричества, а, соответственно — и сумма в счете за квартиру. Помимо этого, существует риск столкнуться с дорогим ремонтом климатического оборудования.
Чтобы определить, как часто нужно заправлять кондиционер в доме, нужно знать основные признаки уменьшения количества охлаждающей жидкости в системе:
- При установке заданный температурный режим не обеспечивается прибор. Если после установки температуры +22°С, датчик на приборе не может достигнуть этой цифры, это говорит о том, что проблема связана именно со сплит-системой. Нужно проверить климатическое оборудование, чтобы удостовериться в отсутствии неисправностей, либо, напротив, подтвердить свою догадку о возможной утечке фреона. После ремонта и устранения неисправности, потребуется полностью заправить кондиционер фреоном.
- Булькающие звуки. Посторонние шумы указывают на протечку фреона в системе. Такая поломка должна устраняться сотрудниками сервисного центра.
- Жилище остывает продолжительное время. Во время повышенных температур сплит-система работает с максимальной нагрузкой, чтобы охладить квартиру до необходимого уровня. Из-за наличия недостаточного объема фреона и высоких температур в доме, положение еще больше усугубляется.
- Протечка воды около нагревателя. Когда наледь, скапливающаяся на испарителе оттаивает, вода стекает на стены и пол. Это ненормальное явление, которое говорит о том, что вышел из строя какой-то элемент или узел.
Протечку фреона исправить довольно сложно. Это может быть как очень дорогостоящий ремонт, во время которого надо будет полностью поменять рабочую жидкость, так и констатация того, что период эксплуатации сплит-системы подошел к своему концу. Именно по этой причине постоянно требуется обращение в сервисный центр. Протечку трудно определить самому, но вышеперечисленные признаки в этом смогут помочь. Восстановить потребность системы в хладагенте гораздо легче, чем ремонтировать ее или покупать новую из-за того, что поломка очень серьезная и отремонтировать прибор уже просто невозможно.
Заправка домашнего кондиционера фреоном.
Итак, имеем домашний кондиционер, который в связи с таящейся где-то утечкой, которую так и не смогли найти три(!) бригады. В определенный момент я осознал, что проще самому освоить искусство заправки, чем раз в месяц или даже 2 недели вызывать кого-то. Починить никто из приглашенных мастеров так и не смог(хотя что только не делали — меняли даже магистрали), а сторона дома южная, летом очень жарко и делать что-то надо. Изучив внушительный объем материала, решился на самостоятельные действия.
Для заправки приобрёл баллон хладона 410, простейшую манометрическую станцию на один манометр с вкручиваемым манометром «низкого» давления и комплект шлангов под 410 хладон.
Кондиционер простой домашний Samsung 7-ка. С таким внутренним блоком:
Внутренний блок кондиционера
Внешний блок находится на лоджии, что сильно упрощает процесс заправки:
Внешний блок кондиционера
Для определения необходимого давления фреона измерям внутреннюю температуру помещения:
Измерение температуры в помещении
И внешнюю:
Измерение внешней температуры
Для измерения я использовал пирометр, а он измеряет только температуру поверхностей — поэтому выбрал температурно нейтральные поверхности в соответствующих помещениях.
Далее по графику исходя из полученных внешней и внутренней температур находим правильное для данных условий давление всаса (Конкретный график актуален только для 410 хладона!):
График зависимости давления хладона от температуры. Нажмите для увеличения!
Для моих условий(23 градуса в помещении и 18 на улице) оптимальным получается примерно 7,8 бар.
Далее для контроля заправки не только по одному давлению смотрим номинальную электрическую мощность кондиционера в режиме охлаждения на наклейке внешнего блока либо в документации:
У моего кондиционера номинальная электрическая мощность в режиме охлаждения 635Вт. Не путайте электрическую мощность в режиме охлаждения с мощностью охлаждения(хладопроизводительностью)!
Для измерения потребляемой мощности подключил кондиционер через измерительный модуль для розетки, но можно использовать любые другие средства измерения электрической мощности или тока.
Далее подключаем желтый шланг к баллону, проверяем закрыт ли вентиль на манометрической станции, открываем кран на баллоне и переворачиваем баллон:
Перед подключением к кондиционеру обязательно «продуваем» шланги фреоном от остатков воздуха кратковременно приоткрывая кран на манометрической станции, после чего сразу подключаем шланг к заправочному порту низкого давления(на более толстой трубке). У моего кондиционера это единственный порт:
Включаем кондиционер на максимальное охлаждение (я ставлю турбо режим) и ждём запуска компрессора. Пока компрессор не запустится потребляемая мощность будет совсем небольшой:
После запуска компрессора давление на манометре достаточно сильно просядет, т.к. при выключенном компрессоре оно выравнивается во всей системе. В моем случае контур почти пустой — 1 бар вместо положенных 7,8:
Начинаем потихонечку и маленькими порциями доливать фреон:
Пока газа мало потребляемая мощность далека от номинальной:
Добавив небольшое количество хладона, закрываем вентиль и ждем когда давление «успокоится», после чего доливаем ещё если оно ниже необходимого:
По мере повышения давления в системе начнет обмерзать жидкостный выход от внешнего блока:
Это говорит о том, что мы на верном пути, но газа ещё мало.
Добавлем ещё и мониторим потребляемый ток:
Уже близко к номинальным величинам!
Вот и вентиль уже стал оттаивать:
Достигли правильного давления в системе:
Проверям потребляемую мощность:
Близко к номиналу и не превышает его. Отлично!
Снимаем на внутреннем блоке крышку, проверям отсутствие обледенения испарителя и измеряем его температуру:
Всё в норме!
Оставляем систему немного поработать, продолжая наблюдать за потребляемым током, который будет немного «скакать» вверх и вниз чуть ниже номинальной мощности:
Всё, кондиционер заправлен!
Отключаем шланги от кондиционера и баллона, предварительно перекрыв кран на баллоне и одев перчатки чтобы не обморозить руки.
Как часто заправлять сплит-систему
Далее ниже расскажем, как часто надо заправлять фреон в кондиционер. Как и говорилось ранее, фреон в кондиционере никогда не может расходоваться при нормальной работе оборудования. Рабочая жидкость только рециркулирует по всему контуру, отдавая тепловую энергию, когда это потребуется. При нормальных условиях в самом начале заправляют кондиционер фреоном, которого должно хватать до конца срока службы его эксплуатации.
Есть только один случай, когда требуется менять хладагент — протечка хладагента из охлаждающего контура. Если это случилось, прибор начнет постепенно терять фреон, который требуется для его нормального функционирования. В том случае, когда прибор начал плохо функционировать, нужно тут же обратиться в сервисный центр. Специалисты сервисного центра сделают диагностику прибора и решат, в чем причина неисправности и нужно ли заправлять фреон в кондиционер.
Не стоит позволять недостаточному объему фреона испортить лето повышенными температурами в помещении. Отремонтируйте домашний кондиционер максимально быстро, чтобы нормализовать температурный режим в жилище. Любой ремонт необходимо доверять только профессионалам, имеющими опыт выполнения таких работ. Ведь они смогут грамотно определить неисправность и устранить ее в кратчайшие сроки.
Зачастую пользователи не знают, на сколько часто требуется заправлять фреоном кондиционер в квартире или доме. Чтобы понять, требуется дозаправка или нет, надо делать профилактические проверки уровня рабочей жидкости в системе 1 раз в два года. В регулярной замене по принципу «просто так», хладагент точно не нуждается. Перед тем как определить, что требуется дозаправка хладагента, нужно выявить причину такой нехватки фреона в системе. До начала использования оборудования лучше всего выполнять его предсезонное техобслуживание. Это позволит исключить, либо, напротив, выявить протечку хладагента на первых этапах.
Виды хладагентов
Сегодня используются охладители таких типов:
- Фреон R-22. Это классический вариант фреона, который применяется для заправки разных кондиционеров. Эта марка подходит как для современных, так и для достаточно старых устройств. Применяется он для недорогих кондиционеров, да и сам стоит недорого. Но следует учесть, что R-22 плохо влияет на озоновый слой. Компоненты газа при утечке будут равномерно улетучиваться.
- Фреон R-410A. Такой газ на половину складывается из марки R-125, и на половину из другого типа газа. На рынке он появился не так давно, к его преимуществам относят то, что он не разрушает озоновый слой. Данный фреон позволяет использовать высокое давление и положительно влияет на производительность кондиционера. Специалисты также считают, что при использовании такого газа можно экономить на потреблении электроэнергии.
- Фреон R-407C. В составе этого газа есть такие марки – R-32, R-125 и R-134a. Озоновый слой он не разрушает. Чаще всего такой фреон используют в мультизональных и промышленных системах. Отличается от других вариантов он тем, что не является изотропным, поэтому при утечке первыми начнут испаряться легкие компоненты. Именно из-за этой причины заправить кондиционер частично таким газом не выйдет. Надо удалить все остатки предыдущего вещества, и только потом заправлять устройство новым фреоном.
Не стоит экономить при покупке хладагента, ведь некачественный вариант может привести к тому, что сплит-система выйдет из строя. Заправлять такую технику лучше всего 2 раза в год. Если все сделать правильно, то кондиционер будет работать исправно и эффективно. Также заправка хладагентом позволит продлить срок службы техники.
Методы заправки кондиционеров
Прежде всего, мастеру понадобится фреон, оборудование и инструменты. У него должен быть:
манометрический коллектор;
ключи, набор ручного инструмента;
газ, указанный на табличке агрегата.
Если выбран сложный путь к цели, обязательно потребуется присутствие электронных весов, станции эвакуации хладагента, вакуумного насоса. Способов заправки системы климат-контроля фреоном существует несколько. Простой вариант не дает возможности ответить на вопрос, как определить количество фреона в кондиционере абсолютно точно, но он поможет понять, какая возникла проблема — недостаток или переизбыток хладона в системе. Или она отсутствует, так как все находится в норме.
Заправка по температуре и давлению
Как уже было отмечено, способ определения только по давлению нельзя считать надежным. Как правило, он используется специалистами, которые уже способны определить количество «на глазок», для них единственным ориентиром является напор.
Первым делом убеждаются в том, что утечки отсутствуют. В противном случае время и силы будут потрачены впустую. Сама процедура дозаправки хладагента состоит из нескольких последовательных этапов.
- Шланг манометра крана НД (слева на коллекторе) подсоединяют к сервисному порту, среднюю трубку, имеющую желтый цвет, — к баллону с газом.
- Затем открывают вентиль резервуара, продувают шланги, ненадолго открыв кран высокого давления, на коллекторе он находится справа.
- Баллон с фреоном ставят на весы, потом показания обнуляют. Если будет заливаться R-410a, то емкость перед началом операции ставят дном вверх.
- Кондиционер включают на охлаждение, с сервисного вентиля откручивают крышку, затем его открывают. Затем отворачивают кран НД так, чтобы фреон шел небольшими порциями (около 30 г). Контролируют заливку с помощью электронных весов.
- После каждой порции кран перекрывают, затем в течение одной-двух минут измеряют температуру газового патрубка. Если нужно, то подают следующую порцию. Задача в этом случае — снижение температуры до идеальной — до 5-8°.
После завершения дозаправки по очереди закрывают краны: сначала коллектора, потом сервисного порта и баллона.
Заправка хладоном по весу
Опытные мастера способны быстро определить остаток хладагента, а затем заправить его в систему с поразительной точностью. Для новичков этот метод недоступен. Для них самым лучшим способом будет избавление от старого газа и заправка новой, свежей порции фреона. Однако перед заправкой необходимо выяснить причину потери хладагента, а затем устранить ее. Идеальный метод — опрессовка азотом, который закачивают под давлением, максимально возможным для конкретного кондиционера (25-30 бар).
- Сначала сливают старый хладон: либо откручивают трубку, либо избавляются от газа через сервисный порт, открыв оба крана. Чтобы не лишить контур масла, операцию делают медленно.
- После завершения первого этапа, краны закрывают. Затем присоединяют синий (левый) шланг НД манометрической станции к сервисному порту, убеждаются, что вентили ее также закрыты.
- Желтый шланг подключают к вакуумному насосу, потом агрегат включают, открывают кран НД и вентили сервисных портов. Следят за вакуумметром: его стрелка должна упасть до -5 бар.
- Вакуумирование продолжают около 20 минут. После окончания этого отрезка насос выключают, но за показаниями манометра следят еще полчаса. В протечке убеждаются в том случае, если стрелка начинает движение к нулю.
- Шланг с насоса присоединяют к баллону, левый вентиль станции закрывают. Затем на несколько открывают кран резервуара, продувая шланг. Для этого на секунду приоткрывают правый кран коллектора (высокого давления).
- На весы устанавливают баллон (дном вверх, если R-410a), обнуляют показания. После этого опять открывают левый вентиль станции, начиная на дисплее отслеживать уменьшение веса баллона.
Когда дисплей подтверждает, что емкость лишилась требуемого количества фреона, кран закрывают. Краны на сервисных портах закрывают, патрубок отсоединяют и приступают к проверке работоспособности сплит-системы.
Как определить количество фреона в кондиционере? Нельзя сказать, что эти процедуры элементарны, но суперсложной операцию с манометрическим коллектором и термометром тоже не назвать. Если нет уверенности в своих силах, то лучше сначала постараться «найти» ее. Может быть, поиски закончатся после просмотра следующего видео:
Была ли статья полезна?Мы хотим стать лучше. Спасибо за мнение!
Дозаправка кондиционера
В большинстве случаев кондиционер не требует полной заправки, достаточно лишь немного пополнить количество фреона, и на это есть много причин. Например, если поломался один из элементов сплит-системы, то при выполнении ремонтных работ следует провести и дозаправку. Также бывает, если вы, например, настроили технику на 18 градусов, а он выдает только 20, это также говорит о необходимости дозаправки. Практически все, даже самые современные кондиционеры за год теряют до 7-8% фреона, поэтому в течение года придется заправлять оборудование дважды.
Но, чтобы правильно дозаправить устройство необходимо знать, сколько хладагента в нем есть сейчас
И это важно, ведь если залить слишком мало фреона, то проблема не решится, а чрезмерное количество охладителя может вывести из строя дорогой компрессор