Общие сведения об устройстве
Нашим читателям, которые любят все мастерить своими руками, узнать подробнее о нем будет крайне полезно
Постараемся избегать сложных технических терминов, чтобы особенности этого важного конструкционного элемента были понятны большинству
Байпасом называют перемычку между подачей и обраткой, изготовленную в виде отрезка трубы. Обычно используют его для радиатора отопления, при ее этом диаметр должен быть меньше диаметра подачи на один размер. Чаще всего можно встретить трубы на 1/2″. Сегодня такое устройство стало несколько иным, хотя не забыты и его первоначальные возможности.
Современный байпас для отопления в сборе
Применение
Ниже рассмотрим основные варианты использования устройства:
Регулировка теплоносителя |
|
Без электричества | Особенно установка устройства актуально для современных контуров обогрева, где предусмотрен циркуляционный насос. Оно дает ответ на самый часто задаваемый вопрос потребителями в торговых сетях: «Каким образом система будет работать, когда пропадет электроэнергия?».Много лет использование стандартных напольных котлов не предусматривало их зависимость от электричества. Однако использование системе обогрева циркуляционного насоса сделала агрегаты энергозависимыми.Когда электроэнергия пропадает, инструкция рекомендует перекрыть подачу теплоносителя на насос и открыть вентиль на центральной магистральной трубе. Если оснастить устройство клапаном, эта работа будет выполняться в автоматическом режиме. Все это нужно сделать для того, чтобы перевести систему в режим естественной циркуляции. |
Какие применяются байпасы для отопления и схема их подключения
Установку приборов на байпасе необходимо выполнять по направлению к теплоносителю, соблюдая следующую последовательность:
- фильтр – служит для задержки крупных и мелких частиц, которые могут появляться в открытой системе отопления, поступая в нее из водопровода. Цена детали низкая, зато оно выполняет очень нужную работу;
- обратный клапан – обеспечивает движение теплоносителя только в одном направлении. При его установке необходимо руководствоваться стрелкой на корпусе, которое указывает направление потока;
- циркуляционный насос – необходим для принудительного перекачивания теплоносителя по отопительной системе.
Байпас на отопление с запорными кранами
Рекомендуем элемент устанавливать горизонтально. Тогда в системе не будет скапливаться воздух, т.е. она не будет «завоздушиваться».
Использование в однотрубном отоплении
Такая система является морально устаревшей, однако она еще достаточно часто встречается в домах советской постройки. Иногда такое отопление работает на редкость эффективно, из-за чего зимой в квартирах становится невыносимо жарко.
Байпас в однотрубном отоплении частного дома
В подобной ситуации помочь может монтаж байпаса.
Процесс несложный, однако, при его проведении требуется соблюдать некоторые условия:
- Байпас нужно размещать на максимальном расстоянии от вертикального участка трубы. Правильнее сказать, как можно ближе к радиатору отопления.
- Обводная труба отопления может изготавливаться прямо на месте установки из собственно трубы, тройника, которые соединяются с помощью сварочных работ.
- Установите между байпасом и входным отверстием батареи отопления терморегулятор или регулировочный вентиль. Это позволит вам контролировать температуру в доме».
Обводная труба и энергозатраты
Монтаж устройства позволит сократить расходы энергоносителя. При сравнении с работой отопительной системы, где установлен замыкающий участок и обычный проточный, в первом случае объем подаваемого в радиатор теплоносителя уменьшиться на треть. При этом теплоотдача отопительного прибора сократиться примерно на 10%.
Самостоятельная установка байпаса в системе отопления
Эти изменения на практике не будут выглядеть кардинальными, когда система действительно отличается переизбытком тепла. При правильном подборе типоразмера радиаторов обычно есть определенный запас эффективности, составляющий около 10-15%, полностью покрывающий уменьшение теплоотдачи.
Порядок монтажа
Установка байпаса — процедура, не представляющая сложности для подготовленного специалиста:
- Отключение циркуляции и слив теплоносителя с участка отопительной системы.
- Разметка, изготовление двух отверстий в трубопроводах прямой и обратной линий подачи теплоносителя.
- Установка запорного крана на участок трубы меньшего калибра.
- Подрезка заготовки по длине, примерка.
- Сварка байпаса с основной линией.
Такова стандартная методика установки байпаса в системах со стальными трубами. Если система собрана из латунных трубок, используют пайку и штатные фитинги.
Кроме этого, некоторые владельцы предпочитают приобретать готовые байпасы — это отрезки трубы с приваренными перпендикулярными участками и резьбой для установки сгонов.
Мнение эксперта
Торсунов Павел Максимович
Опытный строитель с 10-летним стажем
Готовый байпас позволяет обходиться при монтаже без сварки, но требует плотной и герметичной установки сгонов. Качественно выполненная сварка в этом отношении намного надежнее, так как она не грозит протечками.
Процесс монтажа очень прост с точки зрения методики. Поэтому, некоторые пользователи, обладающие минимальными навыками обращения с газовой сваркой, иногда берутся самостоятельно устанавливать перемычки в своих квартирах. Если система обогрева автономная, и давление в ней сравнительно низкое, серьезных последствий это не принесет.
Вам приходилось делать монтаж байпаса?
Было делоХочу попробовать
Однако, в системах ЦО подобные действия недопустимы — во-первых, слив теплоносителя необходимо согласовывать с руководством управляющей компании. Во-вторых, рабочее давление в централизованных системах гораздо выше (а в процессе опрессовки его поднимают до максимальных значений). Некачественная сварка в таких условиях не выдерживает, и возникают крайне неприятные протечки.
Что такое байпас
Любой человек нуждается в том, чтобы в доме всегда сохранялось тепло, поэтому старается организовать отопительную систему самым лучшим образом.
Байпас зачастую встречается в:
- Комплексах нефте- и газопроводов;
- В устроенном центральном электроснабжении;
- В системах водоснабжения и водоотведения;
- Системе отопления.
На магистральных нефте- и газопроводах эта конструкция применяется во время проведения профилактических и ремонтных работ, также при авариях. В центральных линиях электроснабжения – при выходе из строя трансформатора, проведении ремонтных работ или обрыве линии проводов. В системах горячего и холодного водоснабжения они задействуются при внештатных ситуациях и авариях.
Зачастую, для устранения различного рода изъянов, отопительная система может нуждаться в серьезных доработках. Bypass предназначен для решения таких проблем. Он представляет собой перемычку в виде отрезка трубы, монтируемого между прямой и обратной проводкой радиатора отопления.
Это устройство широко применяется в системе отопления в случае:
- Наличия циркуляционного насоса;
- Для регулирования уровня температуры;
- Для экономии подачи теплоносителя.
Устанавливается это устройство в отопительных системных конструкциях, где имеется циркуляционный насос или котел, чтобы в случае надобности можно было провести ремонтные работы без остановки системы отопления. Может применяться в индивидуальной системе отопления для регулировки уровня температуры, за счет того, что в устройстве есть краны для распределения потоков воды и регулировки ими. Это устройство помогает регулировать уровень подаваемой обычной воды как частично, так и в полной мере, в зависимости от того, насколько перекрыта труба. За счет этого контролируется уровень нагрева каждой батареи отдельно.
Также это устройство выполняет роль прибора, помогающего экономит расход топлива, поступающего в отопительную систему, при этом поддерживая нужный температурный режим в нормальном состоянии.
Пошаговая инструкция по установке байпаса
Желательно, чтобы систему отопления, включая байпасы, монтировали специалисты, которые могут правильно все рассчитать, произвести монтаж, пусконаладочные работы и опрессовку в соответствии с правилами и нормами, предусмотренными в данной сфере строительства. Однако если вы считаете, что и сами сможете со всем справиться и уверены на 100% в своих сила, тогда следует ознакомиться с инструкцией по монтажу.
Самое главное на начальном этапе произвести грамотный расчет байпаса. Затем потребуется приобрести готовые конструкции или сделать их самостоятельно. Для тех, кто делает систему отопления впервые, лучше воспользоваться первым вариантом. Это позволит снизит вероятность ошибки практически до нуля, так как готовые детали уже рассчитаны на ту или иную трубу и вам не придется ломать голову. После того, как вы определитесь с типом оборудования и приобретете все необходимое, можно приступать к монтажу.
Самое главное нужно помнить, что байпас никогда не устанавливают на стояк. Он должен быть смещен ближе к радиатору отопления не менее, чем на 2/3 длины трубы. Делать байпас вплотную к батарее тоже не надо, так как это спровоцирует его перегрев и изменение параметров потока, что дестабилизирует всю систему.
Нельзя на бесклапанный байпас устанавливать вентиль или задвижку. При всем своем удобстве, такое решение нарушает правила пользования отоплением в многоквартирных домах, так как устанавливать на стояки дополнительные элементы, способные изменить или нарушить поток жидкости, запрещено. Ведь это сложная система, в которой даже малейшие изменения параметров способны нарушить ее работоспособность. Сужение диаметра байпаса относительно остального трубопровода должно быть рассчитано правильно, что позволит не бояться снижения обогревательной способности радиаторов.
Если ваша система отопления монтируется из полипропиленовых труб, то для монтажа следует использовать специальный паяльник. При врезке байпаса в действующую систему отопления, необходимо вырезать участки трубы с приборами, устанавливать на срезы тройники и посредством них собирать систему уже с обходной трубой меньшего диаметра. После завершения монтажа байпаса осуществляют подключение устройства, которое с помощью него обойдено и их совместную опрессовку. Создав в системе давление, которое в 1, 5 раза выше расчетного, нужно подождать некоторое время, наблюдая за трубопроводом. Если течей и отпотевания нигде не обнаружено, то произведенную работу можно считать успешной.
Если вы производите установку каких-то сложных смесительных узлов или фильтрующих элементов на водопроводе, то стоит воспользоваться теми инструкциями, которые предоставляет производитель этого оборудования
В любом случае, монтаж байпаса должен производиться с очень большой осторожностью, так как ошибка может привести к ухудшению работы системы и необходимости все переделывать
Важно, чтобы непосредственно возле установленного вами байпаса находились какие-либо опоры или крепления для труб. Если этого не будет, то нагретая труба может изогнуться, что кардинально испортит весь внешний вид
Очень большой диаметр обходной трубы обеспечит постоянный поток теплоносителя именно по ней, а не по батарее, что может вообще нарушить всю систему отопления. Ну и немаловажным фактором является эстетическая составляющая. Старайтесь монтировать трубы аккуратно и ровно, размещая все элементы под прямыми углами. Это обеспечит красивый и стройный внешний вид всей отопительной системы, и она сможет сочетаться с любым интерьером даже без особой маскировки.
В целом же сооружение байпаса своими руками вполне доступно большинству людей, необходимо лишь немного заранее почитать инструкции и позаботиться о порядке проведения работ. В качестве итога стоит отметить, что такой элементарный и незаметный элемент отопительной системы играет очень важную роль в правильном функционировании отопления всего дома. Если расчет, подбор и монтаж выполнить грамотно, воспользовавшись советами специалистов, то дальнейшее использование всего отопительного либо водопроводного оборудования будет таким же легким и непринужденным, как это и обязано быть. Реальная экономия при использовании закольцованных систем отопления может составлять около 10% от всех энергетических затрат на эти цели.
Предназначение байпаса
Для ответа на вопрос: зачем нужен байпас в системе отопления, следует обратиться к его технологическим особенностям и функциям. Основная задача этого устройства заключается в регулировании тепла, которое поступает к радиаторам. Используя байпас, производится возвращение излишнего тепла из батарей в стояк. С его помощью теплоноситель одновременно транспортируется по регулирующей арматуре.
Компонент делает возможным ускорение процесса опустошения или наполнения отопительной системы. Дополнительно он необходим при ремонте помещения здания или когда необходима непрерывная подача тепла в холодный период. Любые ремонтные работы практически невозможны без вмонтированного байпаса при включенном центральном отоплении. А как увеличить теплоотдачу батареи центрального отопления можно прочитать здесь.
Для понимания, что такое байпас в системе отопления, требуется учесть его возможность обеспечивать работу системы отопления при отключениях электроэнергии. Если электричество внезапно пропадает, обычно перекрываются краны, подающие теплоносители насосу, одновременно открывается кран на основной трубе.
Диаметр байпаса
байпас в системе отопления
В зависимости от места установки устройства – на батарее или насосе, необходимый диаметр обвода может варьироваться.
На насосе монтируется обвод меньшего или идентичного с основной трубой диаметра. Между этими вариантами нет принципиальной разницы так как его главная задача всего лишь поддерживать циркуляцию теплоносителя при внештатных ситуациях хотя бы самотеком, например, когда работающий от сети насос не получает питания вследствие временных перебоев с электроснабжением.
В этом случае, заузить сам контур невозможно, а диаметр патрубков отходящих от трубопровода не играет главной роли. При прекращении работы насоса, течение сквозь него теплоносителя полностью остановится, в связи с чем, при идентичных сечениях его трубы с магистралью, обводной элемент не поменяет направление течения воды. А в случае необходимости течения воды сквозь насос, достаточно просто перекрыть движение теплоносителя при помощи шарового крана на магистральном трубопроводе.
А вот в условиях монтажа байпаса прямо на батареях, его диметр играет главную роль, так как он должен оптимально сочетаться с другим оборудованием. Во-первых, по сравнению с патрубками, стыкующими радиаторы с основной магистралью, обвод должен быть на 1 размер меньше в диаметре. Во-вторых, сами отводы к радиаторам отопления требуются напорядок меньшего калибра, чем основная труба.
Таким образом, обеспечивается работа по следующей схеме:
- Теплоноситель протекает по контуру к месту установки на нем радиаторов.
- Встречая на своем пути разветвление между прямым течением в радиатор и обходной путь через байпас, вода будет течь по маршруту, на котором в данный момент будет наименьшее сопротивление.
- Некоторое количество воды будет течь, преодолевая сопротивление, не меняя своего первоначального вектора движения.
В случае совпадения диаметров выводных патрубков с диаметром обвода, в радиаторы не будет попадать достаточное количество воды и их теплоэффективность уменьшится. А если диаметр обвода превысит аналогичный показатель патрубков, течение теплоносителя остановится полностью.
Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе:
Уменьшение диаметра патрубков относительно основной трубы дает дополнительное ускорение течения теплоносителя, что заставляет его интенсивнее двигаться и в самом радиаторе, отдавая ему тепловую энергию более равномерно и эффективно.
Например, в полипропиленовой системе отопления, диаметр главного трубопровода равняется 32 мм, а значит, нужны патрубки, распределяющие воду по радиаторам диаметром 25 мм. К такой системе подойдет обвод диаметром 20 мм. Он сможет обеспечить протекание воды по оптимальному маршруту с наименьшими потерями тепловой энергии.
https://youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04
Виды
Байпасные клапаны подразделяются на несколько видов:
- Классический байпас, когда воздух отправляется обратно во впускной коллектор. У него есть два главных преимущества. Первое — машина работает тихо, без “пшикающих” звуков, что сделало такую систему более популярной среди автопроизводителей и самой массовой. Второе — байпас позволяет не “переливать” двигатель излишним топливом. Подача топлива в камеру сгорания регулируется по объему воздуха, который определил расходомер до входа в турбину. Если воздух просто стравить в атмосферу, то двигатель может попросту заглохнуть при сбросе газа. Поэтому такие клапаны всегда используются в машинах с датчиками массового расхода воздуха.
Минус такого байпаса — с ростом мощности турбины он не справляется и не успевает отводить воздух. Поэтому такие клапаны устанавливают на большинство серийных автомобилей, оснащенных стандартными турбинами, но не используют в “заряженных” машинах.
- Блоу-офф клапан (клапан сброса давления) — стравливает воздух в атмосферу. Чаще всего устанавливается на спортивные и тюнингованные автомобили. Используется вместе с датчиком абсолютного давления воздуха, чтобы учитывать объем стравленного воздуха. Некоторые специализированные производители предлагают блоу-офф клапаны с настроенными звуковыми эффектами для любителей кастомизировать свой автомобиль.
- Гибридные версии. Некоторые автопроизводители (например, Mitsubishi) предлагают гибридные конструкции клапана, когда в обычном режиме они работают как байпас, но при сильном избыточном давлении могут стравливать воздух в атмосферу, как блоу-офф.
Классический байпасный клапан
Блоу-офф клапан
Гибридная версия байпаса
Назначение байпаса
Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.
Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.
В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:
- Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
- Обвязка насосного оборудования;
- Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
- Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.
Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.
Описание
Изготавливается в двух вариантах:
- В виде перемычки из трубы, которая соединяет подачу и обратку перед прибором отопления.
- Как элемент узла подключения радиаторов с нижней подводкой, выполненный в одном корпусе с подающим и отводящим патрубком.
Дополнительно может оснащаться запорно-регулировочной арматурой:
- шаровым краном для перекрытия;
- трехходовым краном для распределения потока ТН между шунтом и батареей;
- обратным клапаном для пропуска ТН по шунту только в одном направлении.
Устройство предназначено:
- для сохранения общей циркуляции теплоносителя при выходе из строя батареи или ЦН;
- для регулирования потоков ТН через батарею и шунт (для балансировки теплового режима).
Обвязка батарей
Если монтаж системы проводится самостоятельно, то нужно знать все требования, которые предъявляются к тому или иному элементу. Это касается и байпаса. Зачастую его устанавливают в местах крепления радиаторов. Но, для чего нужен байпас в системе отопления? Этот вопрос нужно рассмотреть более тщательно.
Радиаторы обвязываются по простой схеме
Зачем он нужен?
Раньше при строительстве и обустройстве дома использовалось однотрубное отопление. Это значительно упрощало выполнение работ, а также снижало затраты. При этом в элеваторном узле устанавливались два коллектора, которые отвечали за подачу и обработку теплоносителя. Дальше отопление разрабатывалось по разным схемам:
- Верхняя подача. От коллектора до верхнего этажа шла труба. По этому стояку теплоноситель подавался вверх. После этого он опускался вниз, проходя через все радиаторы.
- Нижняя подача. В этом случае теплоноситель начинает подаваться в радиаторе уже при поднятии вверх. Такое последовательное подключение приборов имеет некоторые недостатки.
Как в первом, так и во втором случае подключение выполнено последовательно. А это значит, что при возникновении неполадки на каком-то оборудовании, придется отключить всю систему. Чтобы обойти эту проблему, в систему включались специальные трубы-перемычки. Так, при необходимости посредством кранов радиатор отключается от системы, не нарушая ее работу. Это дает возможность беспрепятственно провести ремонт батареи.
Перемычка устанавливается ближе к батарее
Это не единственная причина использования перемычки в отоплении. Нагрев помещения осуществляется с помощью радиаторов. При наличии байпаса с вентилями, хозяева квартиры имеют возможность самостоятельно провести регулировку подачи теплоносителя. Таким образом, контроль температурного режима в доме не составляет труда.
Труба перевязки имеет различную форму
Монтаж байпаса
Чтобы провести монтаж отопления, необходимо обладать определенными знаниями и навыками. При этом учитывается способ сборки трубопровода. Для этого используют резьбовое и фитинговое соединение, а также спайку труб. Обладание такими навыками упростит выполнение работ. При этом стоит учесть некоторые правила и рекомендации специалистов:
- На промежутке между стойком и байпасом не должно быть никаких вентилей. В ином случае циркуляция теплоносителя может быть нарушена.
- На вертикальной трубе стояка перемычка монтируется в непосредственной близости к батарее. При этом должно быть предусмотрено место для установки запорной арматуры. Ее монтируют с двух сторон радиатора.
- Не стоит устанавливать вентили на байпасе без необходимости. Если установить краны на перемычке, то произойдет разбалансировка схемы. В автономной системе частного дома это в свою очередь позволяет перенаправить поток. В многоэтажном строении такой вариант малоэффективен и является нарушением норм.
- Важным является размер труб. Диаметр вставки на два размера меньше сечения стойка. Патрубки, которые отходят к радиаторам, делаются на размер меньше. В горизонтальной схеме соотношение размеров несколько иначе.
Соблюдение размеров труб и патрубков обеспечит нормальную работу системы, согласно всем законам гидравлики. Что же касается монтажа, то его особенности напрямую зависят от типа используемого материала. Если речь идет о металлическом трубопроводе, то достаточно просто варить перемычку и установить краны.
Монтаж осуществляется по-разному
Использование полипропиленовых, а также металлопластиковых предусматривает применение специальных фитингов. Байпас можно соорудить самостоятельно из трубы нужного размера или приобрести уже готовую деталь.
Насос часто устанавливают на перемычке
Нерегулируемый циркулярный насос
Устройство нерегулируемых циркулярных насосов собой представляет обычную трубу, которая не имеет какого-нибудь оборудования. Труба регулярно будет в открытом состоянии, и жидкость по ней передвигается произвольно, другими словами, возможность оказывать влияние на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы очень часто применяются для подсоединения устройств для обогрева помещения.
Проектируя систему отопления, необходимо обязательно иметь в виду тот момент, что вода всегда двигается первоочередно по тем участкам, где величина сопротивления в плане гидравлики минимальна. В случае с циркулярным насосом это значит, что диаметр внутри его вертикального участка обязан быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если такое требование не будет соблюдаться, то тепловой носитель просто будет тяготеть к циркулярному насосу.
Во время проектирования горизонтальной конструкции разводки теплоснабжения работают иные правила, которые необходимо брать во внимание прежде чем сделать циркулярный насос в систему обогрева. Разогретый тепловой носитель имеет очень низкий удельный вес и всегда пытается перемещаться вверх. Чтобы система могла работать хорошо если это учесть правила, диаметр части которая находится снизу циркуляционного насоса должен быть одинаковым с диаметром магистрали, а сечение отрезка трубы, ведущего к теплообменнику, должно быть меньше
Чтобы система могла работать хорошо если это учесть правила, диаметр части которая находится снизу циркуляционного насоса должен быть одинаковым с диаметром магистрали, а сечение отрезка трубы, ведущего к теплообменнику, должно быть меньше.
Подключение насоса через байпас
Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.
Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.
При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.
Сборка обходного узла при установке радиатора
Собственно сам байпас при монтаже батарей может изготавливаться, к примеру, с использованием:
- отрезка полипропиленовой трубы;
- двух кранов и тройников;
- двух муфт;
- двух коротких труб-отводов.
Длину отрезка трубы для обходного узла, конечно же, следует подбирать с учетом расстояния между выходами подключаемого отопительного оборудования.
Производится сборка байпаса в следующем порядке:
- краны прикручиваются к муфтам;
- к муфтам с другой стороны посредством утюга привариваются отводы;
- к каждому отводу приваривается по тройнику;
- к горизонтальным выходам тройников приваривается основная труба байпаса.
Обходные узлы из труб другой разновидности собираются примерно по той же схеме с использованием резьбовых соединений и льняной нити или же сварки.
При врезке радиатора к крайним выходам тройников байпаса в последующем подключается отводящие и подводящие трубы стояка либо нижней магистрали. Батарея включается в систему через краны.