Способы укладки самодельной мозаики
Мозаику на основание кладут двумя способами – художественным и матричным. При художественной укладке изображение на основании расчерчивается на мелкие составляющие, после чего на каждую ячейку наклеивается чип точно такой формы, чтобы зазор с соседним элементом был минимальным – это обеспечивает чёткую и плавную форму линий. Технология художественной укладки мозаики достаточно трудоёмка и потому используется для создания рисунков небольшой площади.
Применяются и другой способ выполнения художественной укладки мозаики. Рисунок распечатывается на принтере и закрепляется на сборочном столе. Поверх рисунка крепится лист прозрачной плёнки «аракал» – клейкой стороной вверх. Ориентируясь на просвечивающее изображение, мозаичные чипы приклеивают лицевой стороной к аракалу.
Заполнив рисунок мозаикой, на его наружную (тыльную) часть наклеивают марлевый холст, пропитанный обойным клеем. После высыхания клея такое панно готово к перемещениям и укладке (аракалом наружу) на покрытое компаундом основание. Когда клеящая смесь отвердеет, плёнка с панно удаляется.
Матричная методика аналогична промышленному способу предварительной компоновки мозаики для настилки и отличается лишь формой матриц — из стекловолоконной сетки вырезают фрагменты нужной конфигурации, и наклеивают на них чипы.
Такая сборка проще в исполнении, так как допускает наличие зазоров между мозаичными элементами, но делает изображение менее чётким, как-бы «пиксельным».
Матричный способ укладки мозаики особенно распространён при монотонной облицовке значительных площадей – бань, бассейнов, но популярен и при создании несложных мозаичных композиций домашними мастерами.
Что такое мозаика: происхождение и виды в истории
Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.
Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины
История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.
Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)
Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.
Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)
В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.
Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века
Используемые материалы
Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.
Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.
Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:
- темный мрамор для фона;
- яшма;
- аметист;
- бирюза.
Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.
Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев
Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.
Стекло
Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.
Есть две основные категории стеклянной мозаики:
- Для украшения потолка, пола.
- Для декора мебели, аксессуаров.
Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.
Керамика
Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:
- твердая и прочная;
- отлично сопротивляется износу;
- устойчива к коррозии;
- электрически изолирована;
- устойчива к воздействию химикатов;
- подходит для отделки любой поверхности;
- имеет низкую теплопроводность.
Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.
Какими были смесоипостасные иконы
Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.
На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.
Икона «Смесоипостасная троица»
Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.
Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.
Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти
Юбилейная, 42
1 / 5 TripAdvisor.ru
2 / 5 Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org
3 / 5 TripAdvisor.ru
4 / 5 TripAdvisor.ru
5 / 5 TripAdvisor.ru
Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушедшей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспективно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрьской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третьяковской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.
Статьи, Пресс-релизы
Мозаичные православные иконы: особенности и преимущества
17 Октября 2014
Православная икона представляет собой уникальное достижение человеческого духа. Во всех православных церквях и храмах Европы есть такие иконы, причем это могут быть оригинальные творения известных мастеров иконописи, или же удивительные по своей красоте и мироощущению репродукции. В любых из них таится особая энергетика, а тысячи молящихся на иконы прихожан лишь подпитывают ее силу, наделяя безграничными возможностями.
Создание икон
Иконопись, является древнейшим церковным искусством, которое доступно лишь людям с чистой и светлой душой. Автор иконы обязательно перед работой молится и постится, прося Бога вдохновить его на написание шедевра.
Чаще всего икона пишется на специально просушенной и подготовленной деревянной доске, самой популярной является доска из липы или другого дерева мягкой породы. При этом процесс их создания очень сложен, и иконописцу требуется провести немало времени, трудясь над своим шедевром, а после окончания творческого процесса произведение искусства следует освятить с помощью молитвы и окропления святой водой.
Некоторые древнерусские иконы использовались столетиями, и по сей день считаются чудотворными – в их честь возведены храмы и проводятся церковные праздники. Другие – менее известные, но тем не менее дарящие благодать и умиротворение истинным верующим.
К сожалению, изготовленные традиционным способом иконы являются не долговечными, если не соблюдать строжайшие условия их хранения. Поэтому мастера иконописи нашли способ продлить их срок службы, создавая иконы не с помощью кистей и красок, а с помощью мозаики.
Преимущества
Мозаичные иконы появились давно, однако сложность процесса изготовления требовала от автора больших временных затрат на создание такого шедевра. Тем не мене сегодня, такие иконы стали прекрасной альтернативой обычным, при этом они обладают рядом преимуществ.
Основным их преимуществом является прочность и долговечность. В то время как иконопись на дощечках и холстах требует для сохранности шедевров соблюдения температурного режима и определенного уровня влажности, мозаичные не нуждаются в особых условиях и их можно размещать как внутри помещения, так и снаружи.
Кстати на них не воздействуют ультрафиолетовые лучи, ведь материал не выгорает на солнце, а также им не страшен дождь и перепады температур. Именно они могут стать прекрасным украшением фасада любого здания, и не только религиозного. Также они могут использоваться в качестве предметов декора интерьера, например, на светильниках или лампах, на окнах и дверях, в виде картин и панно, и благодаря размещению такого уникального шедевра в своем доме, любой человек может внести в свое жилище частичку светлого и божественного.
Все новости раздела »
Учимся создавать красивую мозаику из стекла своими руками
В процессе создания мозаики вы можете сочетать цветное стекло с самыми разными материалами:
- отходы стекла
- обломки кафеля и облицовочных керамических плиток
- ракушки
- камни
- цветную гальку
- бисер
- бусины и т.п.
Стеклянную мозаику практически невозможно выполнить без заранее подготовленного рисунка или наброска будущей готовой работы. Они могут быть представлены следующими видами:
- строго геометрический набросок
- копия живописной работы
- абстрактный рисунок
- классическая композиция
- причудливая фэнтези-картина
Форма и цветовая гамма материала выбирается всегда в соответствии с замыслом. Мозаику создают из стекла битого, ломаного или разрезанного.
В качестве заливочной массы для стеклянной мозаики можно использовать Цемент или гипс
Для закрепления вашего рисунка на предназначенной под стеклянную мозаику поверхности важно подготовить крепкую и надежную опору. Чаще всего используют толстый лист стекла, но можно также использовать крепкую фанеру, или и вовсе специальную строительную сетку, которая позволит в последующем перенести и закрепить полученный мозаичный рисунок, например на стене в ванной или кухни
Не следует использовать для этой цели листы металла
Важно выполнение лишь одного непреложного правила: несущая плита не должна коробиться от сырости. Изначально понадобиться подготовить рисунок, зеркально отражающий желаемый результат
При помощи качественного декупажного клея или ПВА (который иногда можно заменить яичным белком, но сохнуть работа будет дольше, а держаться хуже) зафиксируйте на эскизе кусочки стекла, из которого будет создана ваша мозаика. Поверхность должна получиться ровной, ведь вы наклеиваете материал на бумагу гладкой стороной. Именно так называется техника, которая чаще всех используется при работе с декоративными украшениями из стеклянной мозаики. Этот способ позволяет получить удобную ровную рабочую поверхность. Как вы понимаете, между фрагментами обязательно должны оставаться небольшие зазоры, которые после заполнятся затиркой. При крупных рисунках мелкие детали лучше рассредоточить для улучшения восприятия готовой мозаики из разноцветного стекла. Очень важно заранее позаботиться о том, чтобы клеящая масса не растеклась по поверхности. Сделать это можно, используя ограничительные планки, которые удаляются после высыхания склеивающего состава. Высота планок зависит от высоты плиты. Так же можно использовать замедлители загустевания, если, например, мозаика очень большого размера и для полной обработки понадобиться больше времени.
В зависимости от ваших замыслов готовую стеклянную мозаику можно повесить или уложить. Мозаику также можно заключить в металлическую, деревянную или пластиковую рамку.
Космический захватчик (Весь Мир)
Вот уже 20 лет общественность волнует вопрос, кто такой Захватчик? Этим именем прозвали художника из Франции, который оставляет по всему миру подписи в виде мозаик. Он заслужил такое прозвище именно своими мозаиками, которые изображают образы из популярной пиксельной игры «Космические захватчики». Его творения украшают улицы Лос-Анджелеса, Амстердама, Момбасы, Парижа и других городов мира.
Находясь в 2013 году в Нью-Йорке, Захватчик изображал известных жителей «Большого Яблока», к примеру, Вуди Аллена, Энди Уорхола, Джои Рамоне и Лу Рида. Изображение первого часто связывают с нашумевшей истории о браке Аллена со своей падчерицей. Несмотря на то что личность Захватчика до сих пор неизвестна, он зарабатывает немалые суммы, получая общественные переводы и продавая «реплики» своих мозаик. Цена некоторых копий достигает $15 000 за экземпляр. Захватчик уже вторгся во множество городов, оставив более 3 тыс. работ. Три года назад он «расписался» даже на территории МКС.
Кстати, о самых красивых французских средневековых замках у нас на most-beauty.ru есть интересная статья.
4
Достоинства и недостатки: стоит ли облицовывать поверхности в доме мозаичным покрытием
Мы указали, что есть несколько разновидностей мозаичного материала. У каждого из них есть свои особенности. К примеру, плитка из мозаичного стекла обладает гибкостью, широким выбором расцветок. Она удобна в эксплуатации, лёгкая на вес, экологически чистая, так как состоит из натуральных компонентов. Стекло выдерживает высокие температуры, влажность, огонь и мороз, абразивы.
В прочности и износоустойчивости любой мозаики даже не стоит сомневаться
А вот минусы стеклянной мозаики в том, что она дорогая, к тому же, из-за нюансов монтажа, лучше воспользоваться услугами специалиста. Нужно помнить о том, что стекло всё равно остаётся хрупким материалом, чего не скажешь о керамике, металле или камне.
Хронология событий
За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.
Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.
1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.
В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.
В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.
Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.
В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.
Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.
Мозаика Древней Руси: «мерцающая живопись»
Об использовании мозаики для украшения светских зданий в Древней Руси известно немного: в светском строительстве мозаика применялась для убранства княжеских дворцов. Один из фрагментов дворцовых мозаичных изображений был обнаружен археологами в Киеве, в районе Десятинной церкви. Основным местом применения мозаики были храмовые сооружения.
Изображения или узоры в мозаичном искусстве создаются подбором разноцветных кусочков керамики, камней и смальты – цветного полупрозрачного или прозрачного стекла. Стеклоделие было известно восточным славянам еще в IV веке, поэтому получение смальты не вызывало трудностей. Смальта плавилась в специальных печах в мастерских при храмах; различная окраска придавалась стеклу с помощью примесей окиси металлов; существовали также золотые и серебряные смальты.
Известны два варианта применения мозаичного украшения храмов. Один из них – покрытие мозаикой пола в храме, когда кусочки камня или стекла вдавливалась в сырой толстый слой цементирующего раствора на полу. Фрагменты такой мозаики обнаружены в церквях и соборах Киева, Чернигова, Новгорода Великого и ряда других городов. В киевской Десятинной церкви, например, для мозаики использовались кусочки мрамора, порфира и яшмы.
В Софии Новгородской был применён другой вариант укладки мозаики: на пол укладывались листы шифера или плиты известняка, в которых проделывались углубления – кусочки камня или кубики смальты прочно вдавливались в эти углубления.
Другой вид мозаичного храмового искусства – покрытие мозаикой внутренней поверхности стен храма – имел более широкое распространение. Мозаика наносилась на купола, апсиды (алтарные выступы), стены и своды. Примером могут служить мозаичные шедевры Софии Киевской, Софии Новгородской, мозаичное убранство Благовещенского и Спасского соборов в Чернигове и многих других храмов.
София Киевская была украшена многокрасочной мозаикой, включающей набор из смальты более 170 цветов, при различном освещении сверкающих тысячами оттенков. Кусочки смальты были изготовлены в форме квадратов, прямоугольников, ромбов и лепестков, из которых выкладывали фигуры библейских персонажей, апостолов и святых. Центральное место на куполе храма Софии Киевской занимало мозаичное изображение Христоса Пантократора («Вседержителя») в окружении четырёх ангелов. В своде главного алтаря находилось изображение Богоматери Оранты («Молящейся») в сине-золотых одеждах, окруженной сиянием золотой смальты. Внутри алтарной арки располагался четырёхугольный крест. Мозаичные узоры сплетены в виде ромба, круга, цветка или лепестка.
Одной из самых знаменитых мозаик собора киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1113 год) является изображение покровителя древнерусских князей святого Дмитрия Солунского, в честь которого князья давали имя своему первенцу. Фигура святого Дмитрия в полный рост в одеянии воина с щитом, копьём и мечом в ножнах выложена на золотом фоне матовыми разноцветными камнями.
Сложность составления узоров из мелких кусочков и дороговизна смальты явились основной причиной небольших масштабов распространения мозаики в Древней Руси. Искусство мозаики было вытеснено фресками, допускавшими более гибкую технику, не ограниченную необходимостью подбора цветных камней и стёкол.
Венеция
Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:
- Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
- Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
- Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).
Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.
- Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
- Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
- Преобладает тёмная цветовая гамма.
Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).
Классическая венецианская терраццо
comments powered by HyperComments
Мозаика в дизайне интерьера современного жилища
Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.
Панно в жилых комнатах
Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.
Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида
Облицовка кухни и ванной
Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.
Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком
Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.
Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны
Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.
Какая алмазная вышивка лучше: китайская или российская?
Все наборы отличаются по ряду свойств: основа, на которую нанесена схема для выкладки страз, полная выкладка всей картины или только её основной темы с уже наложенным фоном и тип камней-страз по их форме и прозрачности.
Гранни (Россия)
Холст без подрамника, полная выкладка, квадратные стразы.
Алмазная Живопись (Россия)
Холст без подрамника, полная или частичная выкладка, круглые или квадратные непрозрачные стразы.
Белоснежка (Китай)
Холст есть и на подрамнике и без, полная или частичная выкладка, разные виды страз.
Яркие Грани
Холст без подрамника и квадратные стразы, полная выкладка.
Anya (Корея)
Холст без подрамника, полная выкладка, круглые или квадратные стразы.
Паутинка (Россия)
Холст без подрамника, квадратные стразы и полная выкладка картин.
Color-Kit (Китай)
Разнообразные основы, типы страз и выкладки.
Цветной (Китай)
Холсты с подрамником и без него, разные выкладки.
Преобрана (Россия)
Выкладка термостразами.
Эта картина выложена стразами без подрамника
Основные способы мозаичной кладки
Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа
Маркетри
Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.
Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов
Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.
Интарсия
Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.
Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения
Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.
Инкрустация
Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.
Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью
Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.
Блочная мозаика
Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.
Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок
Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.
Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:
Watch this video on YouTube
Становление и развитие стиля в России
Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.
Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.
Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.
В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.
Как собрать своими руками?
На протяжении многих столетий панно из мозаики не теряет своей востребованности при декорировании различных поверхностей. С течением времени укладка мозаики стала более доступной и разнообразной, что помогает создать действительно неповторимый интерьер.
При профессиональной сборке панно мозаикой такого размера получается практически неотличимая версия портрета, картины или ковра.
Под изготовлением мозаики имеется в виду самостоятельное производство всех ее компонентов от основы до элементов набора. А укладка подразумевает создание панно из готового набора фабричного производства. В такие наборы входит все необходимое от элементов мозаики до эскиза будущего панно. Этот вариант более востребован, поскольку не требует никаких художественных способностей.
Способ прямой укладки заключается в выкладке изображения лицевой стороной вверх. Выкладку панно лучше производить на горизонтальной поверхности для удобства при работе. Элементы панно приклеиваются на сетку из стеклоткани, а затем уже переносится на запланированное место. Швы затираются уже после закрепления готового панно на поверхности.
Для помещений с повышенной влажностью, например, в хаммаме, следует применять клей на силиконовой основе, в остальных случаях подойдет обычный плиточный раствор.
Прежде всего, необходимо сделать чертеж будущего изделия, в этом поможет небольшой мастер-класс.
Чтобы воплотить в жизнь задуманное произведение фантазии, следует определиться с рисунком, затем оцифровать его и с помощью компьютерной программы разработать схему будущего панно. После того как эскиз получен, необходимо выбрать, каков же должен быть размер мозаики, и определить его цветовую палитру.
Укладка мозаики имеет некоторые хитрости.
- Для подготовки поверхности следует использовать болгарку с чашеобразным кругом и пескоструйную обработку. В результате должна получиться ровная и шероховатая поверхность.
- Подходит такой способ укладки только для идеально обезжиренной поверхности.
- Полное отсутствие на основе каких-либо посторонних следов от ржавчины, резины, цементного раствора или иного происхождения.
- Затирка не должна содержать в своем составе песка во избежание повреждения элементов мозаики. После застывания следы затирки следует удалить мягкой влажной ветошью и отполировать такой же ветошью, но сухой и совершенно чистой.
Обратная укладка удобна для использования на криволинейной и изогнутой поверхности.
Для этой укладки используется рисунок – шаблон, который покрывают прозрачной самоклеящейся пленкой клеевой стороной кверху, и уже на нее выкладываются фрагменты мозаики лицевой стороной вниз. Защитная пленка снимается по мере выкладки элементов мозаики.
Для завершения укладки полученное панно разделяют на небольшие части, каждую из которых поочередно переносят на основу. Предварительно основу покрывают клеем. Перед перенесением части панно лучше пронумеровать, чтобы не перепутать последовательность его фрагментов. Крепление следует производить с несильными нажатиями, чтобы клей полностью охватил поверхность сцепления. Относительно размеров частей, на которые разрезается панно, то они должны быть небольшими, чтобы мозаика не осыпалась и не повредилась, не изменила своего положения.
В первом варианте после того как панно окончательно застыло, самоклеящуюся пленку снимают. При использовании второго варианта, бумага размачивается влажной губкой, а остатки яичного белка убираются губкой средней влажности.
Сборка и выкладка панно из мозаики осуществляется вручную. Этот сложный и кропотливый процесс, который требует минимального опыта, огромного терпения и усидчивости. Для надежного крепления мозаичного панно к основанию следует использовать эпоксидные материалы. А применение эпоксидной затирки создаст дополнительную армирующую сетку. Она обеспечит дополнительную защиту мозаичного панно от случайных сколов.
Наипростейший способ выкладки панно – это сборка уже готовых заготовок, когда нанесение выбранного рисунка происходит по принципу фотопечати. Такая технология имеет неоспоримое преимущество – это быстрота сборки и эффективность получения интересных современных полотен.
Таинственная мозаика в Митле (Мексика)
Таинственные мозаики древнего мексиканского города Митла можно найти практически в каждом уголке поселения. Причем они есть как снаружи, так и внутри домов, гробниц и дворцов. Городские мозаики состоят из 6 основных узоров, некоторые из которых связывает тонкая горизонтальная линия из плиток. По мнению некоторых историков, эта кладка является не чем иным, как древними закодированными письменами. Каждый камень тщательно отполирован и имеет оригинальную форму, которую не повторяет ни один другой. Расчеты древних строителей настолько точны, что вся мозаика выложена без единого грамма цемента или другого скрепляющего вещества. Даже современные аппараты по обработке плитки и камня не смогут настолько точно обработать мозаику. Если создавать мозаику Митлы сегодня, то она будет стоить гораздо дороже, украшенной ею постройки.
Ученые не сомневаются, что эти узоры являются символами чего-то неизвестного. Однако до сих пор неясно, что именно они символизируют. Ключом к разгадке может послужить факт нахождения там испанских конкистадоров, собиравших в XVI веке камни неподалеку от города для постройки церкви Сан-Пабло.
7